Хороший руководитель - это ваш профиль? Что у вас получается, а что нуждается в улучшении? И как определить ваш профессиональный успех? «Мы — рабы своих привычек, измени свои привычки и изменится твоя жизнь». Слова Роберта Кийосаки вызывают дискуссии, но опыт показывает: действительно, полезные финансовые привычки у руководителей благотворно сказываются на успехах их компаний.
Проверьте себя, какие из этих привычек у вас уже сформированы, а какие еще предстоит освоить для повышения эффективности вашего бизнеса.
Вести подсчеты
Самая важная финансовая привычка руководителя — это умение вести подсчеты. Считайте все: маржинальность, рентабельность, наценку, чистую прибыль, эффективность работы каждого сотрудника в рублях от выручки и прибыли, объем капитала, вложенного в бизнес, рентабельность собственного капитала. Запомните, управлять можно только тем, что можно измерить! Четкая система финансовой отчетности и анализ колебаний финансовых показателей — основа для принятия обоснованных управленческих решений и своевременного выявления проблем.
Планирование
Вторая ключевая привычка — планирование. Финансовый план организации следует составлять минимум на год вперед. Важно понимать, что финансовый план — это не просто набор цифр, это четко продуманные желания владельца, зафиксированные на бумаге. Этот план задает направление и рамки для работы всех подразделений компании.
Создание резервов
Обязательно прививайте себе привычку создавать финансовые резервы — это обеспечивает выживаемость вашего бизнеса. Компании, думающие о долгосрочной стратегии, обязательно формируют финансовые резервы. Они могут быть использованы как страховка на случай непредвиденных обстоятельств или как ресурс для быстрого реагирования на выгодные возможности. По рекомендациям международной аудиторской группы PwC, размер финансовых резервов должен составлять от 5 до 20% от стоимости активов, в зависимости от условий ведения бизнеса.
Контроль
Важная финансовая привычка — проверять. Не игнорируйте необходимость проверять финансовые отчеты и цифры, которые вам предоставляют. Для проверки отчета о доходах и расходах составьте управленческий баланс, для данных баланса, например, размера дебиторской задолженности, запросите все акты сверок у покупателей. У каждого финансового показателя есть свои методы проверки: инвентаризация, сверка, внезапная проверка, внутренний или внешний аудит.
Оплата счетов
Качественный руководитель всегда ведет реестр обязательных платежей. В любом бизнесе существуют платежи, которые необходимо оплачивать вовремя, чтобы избежать серьезных рисков. Создайте реестр или платежный календарь, особенно если ваша компания использует заемные средства, поскольку даже малейшее нарушение сроков может серьезно повлиять на кредитную историю.
Опираться на факты
Хорошая привычка — опираться на факты при принятии решений. Многие предприниматели руководствуются интуицией, но наиболее успешные комбинируют интуитивный подход с опорой на точные данные.
Не экономить на важном
И напоследок, никогда не стоит экономить на ведении финансового учета. Помните: кто не контролирует, тот теряет! Качество управленческих решений зависит от точности и своевременности данных, используемых для анализа.