Дроссельная заслонка - это важный элемент в системе подачи воздуха в двигатель вашего автомобиля. Её основная задача - регулировать количество воздуха, поступающего во впускной коллектор для образования правильной топливно-воздушной смеси. От её работы напрямую зависит и работа самого двигателя.
С течением времени на дроссельной заслонке начинают оседать различные загрязнения - пыль, сажа, масляные отложения и продукты неполного сгорания топлива. Эти отложения препятствуют её полному открытию и закрытию, что отрицательно сказывается на работе двигателя и расходе топлива.
Поэтому периодическая чистка дроссельной заслонки - процедура совершенно необходимая и игнорировать её не стоит.
Как определить, что пора чистить дроссель?
Основные признаки загрязнения дроссельной заслонки:
Нестабильные холостые обороты. Если двигатель на холостых оборотах начинает "козлить", стрелка тахометра ведет себя неадекватно - скачет вверх-вниз, значит, заслонка не способна полностью закрыться. Дело в грязи!
Провалы при разгоне и рывки на малых скоростях. Когда заслонка открывается с трудом из-за налипших на неё загрязнений, происходят сбои в подаче воздуха и, соответственно, нарушается работа двигателя.
Затрудненный запуск, особенно после долгой стоянки. Из-за того, что поток воздуха перекрывается грязной заслонкой, образование рабочей смеси нарушается.
Повышенный расход топлива. Двигатель начинает работать с избытком топлива в смеси из-за недостатка поступающего воздуха.
На некоторых автомобилях при засорении дросселя может загореться сигнальная лампочка "Check Engine".
Если вы заметили хотя бы один из этих признаков, самое время заглянуть под капот и оценить ситуацию визуально. Обычно достаточно отсоединить воздушный патрубок и заглянуть внутрь дросселя со стороны фильтра - отложения будут хорошо видны.
Как часто необходима чистка?
К сожалению, однозначного ответа здесь нет. Периодичность чистки сугубо индивидуальна для каждого автомобиля и зависит от многих факторов:
- Возраста и общего состояния мотора (степень износа поршневой группы)
- Условий эксплуатации (город/трасса, качество топлива и масла)
- Пробега между обслуживаниями
- Наличия систем рециркуляции отработавших газов
В среднем рекомендуется проводить очистку дроссельной заслонки каждые 30-50 тысяч км пробега в составе планового ТО. Если вы довольно активно эксплуатируете машину в городских условиях, лучше делать это почаще. А для владельцев дизелей и авто с большими моторами - обязательно, независимо от ситуации.
Самостоятельно или в сервисе?
Чистка дроссельной заслонки - процедура несложная и вполне может быть выполнена своими руками, если вы имеете необходимые навыки и инструменты. Для этого потребуется:
- Снять весь дроссельный узел целиком в сборе
- Тщательно продуть и очистить его от грязи
- Желательно обработать специальными очистителями типа "карбклинер"
- Затем все собрать в обратной последовательности
Однако тут есть несколько важных нюансов:
- Работать придется с высокой степенью аккуратности, чтобы не повредить внутренние поверхности дросселя - загрязнения после этого начнут налипать ещё быстрее.
- Полную разборку сложных электронных дроссельных узлов лучше не проводить, есть риск их разрегулировки.
- После сборки может потребоваться процедура "обучения" заслонки - адаптация электронного блока управления к её новому положению и углам открытия.
Поэтому прежде чем браться за чистку самостоятельно, хорошенько все взвесьте. Если не уверены в своих силах - обращайтесь в профессиональный автосервис. Это избавит вас от многих непредвиденных проблем.
Как правильно чистить дроссельную заслонку?
Если вы все же решили произвести очистку дросселя самостоятельно, следуйте этому пошаговому алгоритму:
1. Обязательно отсоедините минусовую клемму аккумулятора. Это предохранит электронные компоненты от случайных коротких замыканий.
2. Аккуратно отсоедините все воздуховоды, патрубки и электрические разъемы от дроссельного узла, чтобы извлечь его полностью.
3. Проведите начальную механическую очистку мягкой тканью, удалив крупные фракции грязи. Не используйте жестких щеток - они могут поцарапать внутренние поверхности.
4. Обработайте узел специальными аэрозольными очистителями (карбклинерами) для более глубокой чистки. Распылите состав прямо на заслонку и дайте некоторое время подействовать.
5. После этого тщательно промойте дроссель чистой водой и просушите сжатым воздухом. Лучше всего очистку проводить в специальной ультразвуковой ванне - она обеспечит максимально эффективное удаление налета.
6. Перед сборкой осмотрите все резиновые прокладки и уплотнители, при необходимости замените их на новые.
7. Соберите дроссельный узел в обратном порядке, аккуратно и без перекосов. Убедитесь, что заслонка открывается и закрывается свободно.
8. Если на вашем автомобиле предусмотрена процедура адаптации ЭБУ к новому положению заслонки, обязательно её выполните. Обычно это сводится к нажатиям педали газа в определенной последовательности при включенном зажигании.
9. После сборки обязательно проверьте работу двигателя на разных оборотах и при разгоне. Убедитесь, что проблемы, из-за которых вы решили чистить дроссель, устранены.
При условии соблюдения всех правил чистка дроссельной заслонки своими руками - вполне посильное дело. Однако стоит помнить одну очень важную вещь!
Если до чистки дроссель работал нормально, без каких-либо существенных нареканий, но стало еще хуже, то лучше больше не трогать его вообще (или очень редко)! Да, на нем будут присутствовать следы загрязнений. Но эти самые следы как раз и могут компенсировать зазоры и люфты, образовавшиеся из-за длительной эксплуатации и износа заслонки.
Избыточно ретивая чистка в таких случаях может привести примерно к тем же проблемам, что и у сильно грязного дросселя - ухудшится динамика, возрастет расход топлива, появятся провалы при разгоне. И исправить ситуацию уже будет крайне непросто.
Поэтому не усердствуйте со слишком тщательной и частой очисткой деталей, которые и без того работают нормально. Лишняя чистота тоже бывает вредной.
В завершение хочется ещё раз напомнить, что регулярное обслуживание дроссельной заслонки - вовсе не прихоть, а необходимое условие для исправной и эффективной работы двигателя. Не запускайте эту процедуру, иначе в будущем придется раскошелиться на гораздо более серьезный ремонт. Берегите себя и ваш автомобиль!