Симптомы грязной дроссельной заслонки и как ее почистить

Дроссельная заслонка - это важный элемент в системе подачи воздуха в двигатель вашего автомобиля. Её основная задача - регулировать количество воздуха, поступающего во впускной коллектор для образования правильной топливно-воздушной смеси. От её работы напрямую зависит и работа самого двигателя.

С течением времени на дроссельной заслонке начинают оседать различные загрязнения - пыль, сажа, масляные отложения и продукты неполного сгорания топлива. Эти отложения препятствуют её полному открытию и закрытию, что отрицательно сказывается на работе двигателя и расходе топлива.

Поэтому периодическая чистка дроссельной заслонки - процедура совершенно необходимая и игнорировать её не стоит.

Как определить, что пора чистить дроссель?

Основные признаки загрязнения дроссельной заслонки:

Нестабильные холостые обороты. Если двигатель на холостых оборотах начинает "козлить", стрелка тахометра ведет себя неадекватно - скачет вверх-вниз, значит, заслонка не способна полностью закрыться. Дело в грязи!

Провалы при разгоне и рывки на малых скоростях. Когда заслонка открывается с трудом из-за налипших на неё загрязнений, происходят сбои в подаче воздуха и, соответственно, нарушается работа двигателя.

Затрудненный запуск, особенно после долгой стоянки. Из-за того, что поток воздуха перекрывается грязной заслонкой, образование рабочей смеси нарушается.

Повышенный расход топлива. Двигатель начинает работать с избытком топлива в смеси из-за недостатка поступающего воздуха.

На некоторых автомобилях при засорении дросселя может загореться сигнальная лампочка "Check Engine".

Если вы заметили хотя бы один из этих признаков, самое время заглянуть под капот и оценить ситуацию визуально. Обычно достаточно отсоединить воздушный патрубок и заглянуть внутрь дросселя со стороны фильтра - отложения будут хорошо видны.

-2

Как часто необходима чистка?

К сожалению, однозначного ответа здесь нет. Периодичность чистки сугубо индивидуальна для каждого автомобиля и зависит от многих факторов:

  • Возраста и общего состояния мотора (степень износа поршневой группы)
  • Условий эксплуатации (город/трасса, качество топлива и масла)
  • Пробега между обслуживаниями
  • Наличия систем рециркуляции отработавших газов
В среднем рекомендуется проводить очистку дроссельной заслонки каждые 30-50 тысяч км пробега в составе планового ТО. Если вы довольно активно эксплуатируете машину в городских условиях, лучше делать это почаще. А для владельцев дизелей и авто с большими моторами - обязательно, независимо от ситуации.

Самостоятельно или в сервисе?

Чистка дроссельной заслонки - процедура несложная и вполне может быть выполнена своими руками, если вы имеете необходимые навыки и инструменты. Для этого потребуется:

  1. Снять весь дроссельный узел целиком в сборе
  2. Тщательно продуть и очистить его от грязи
  3. Желательно обработать специальными очистителями типа "карбклинер"
  4. Затем все собрать в обратной последовательности

Однако тут есть несколько важных нюансов:

  • Работать придется с высокой степенью аккуратности, чтобы не повредить внутренние поверхности дросселя - загрязнения после этого начнут налипать ещё быстрее.
  • Полную разборку сложных электронных дроссельных узлов лучше не проводить, есть риск их разрегулировки.
  • После сборки может потребоваться процедура "обучения" заслонки - адаптация электронного блока управления к её новому положению и углам открытия.
-3
Поэтому прежде чем браться за чистку самостоятельно, хорошенько все взвесьте. Если не уверены в своих силах - обращайтесь в профессиональный автосервис. Это избавит вас от многих непредвиденных проблем.

Как правильно чистить дроссельную заслонку?

Если вы все же решили произвести очистку дросселя самостоятельно, следуйте этому пошаговому алгоритму:

1. Обязательно отсоедините минусовую клемму аккумулятора. Это предохранит электронные компоненты от случайных коротких замыканий.

2. Аккуратно отсоедините все воздуховоды, патрубки и электрические разъемы от дроссельного узла, чтобы извлечь его полностью.

3. Проведите начальную механическую очистку мягкой тканью, удалив крупные фракции грязи. Не используйте жестких щеток - они могут поцарапать внутренние поверхности.

-4

4. Обработайте узел специальными аэрозольными очистителями (карбклинерами) для более глубокой чистки. Распылите состав прямо на заслонку и дайте некоторое время подействовать.

5. После этого тщательно промойте дроссель чистой водой и просушите сжатым воздухом. Лучше всего очистку проводить в специальной ультразвуковой ванне - она обеспечит максимально эффективное удаление налета.

-5

6. Перед сборкой осмотрите все резиновые прокладки и уплотнители, при необходимости замените их на новые.

7. Соберите дроссельный узел в обратном порядке, аккуратно и без перекосов. Убедитесь, что заслонка открывается и закрывается свободно.

-6

8. Если на вашем автомобиле предусмотрена процедура адаптации ЭБУ к новому положению заслонки, обязательно её выполните. Обычно это сводится к нажатиям педали газа в определенной последовательности при включенном зажигании.

9. После сборки обязательно проверьте работу двигателя на разных оборотах и при разгоне. Убедитесь, что проблемы, из-за которых вы решили чистить дроссель, устранены.

При условии соблюдения всех правил чистка дроссельной заслонки своими руками - вполне посильное дело. Однако стоит помнить одну очень важную вещь!

Если до чистки дроссель работал нормально, без каких-либо существенных нареканий, но стало еще хуже, то лучше больше не трогать его вообще (или очень редко)! Да, на нем будут присутствовать следы загрязнений. Но эти самые следы как раз и могут компенсировать зазоры и люфты, образовавшиеся из-за длительной эксплуатации и износа заслонки.

Избыточно ретивая чистка в таких случаях может привести примерно к тем же проблемам, что и у сильно грязного дросселя - ухудшится динамика, возрастет расход топлива, появятся провалы при разгоне. И исправить ситуацию уже будет крайне непросто.

Поэтому не усердствуйте со слишком тщательной и частой очисткой деталей, которые и без того работают нормально. Лишняя чистота тоже бывает вредной.

-7

В завершение хочется ещё раз напомнить, что регулярное обслуживание дроссельной заслонки - вовсе не прихоть, а необходимое условие для исправной и эффективной работы двигателя. Не запускайте эту процедуру, иначе в будущем придется раскошелиться на гораздо более серьезный ремонт. Берегите себя и ваш автомобиль!

АВТОмастер для себяПолезные советы по ремонту и обслуживанию автомобиля своими руками. Делимся секретами и лайфхаками, которые помогут вам самостоятельно справляться с большинством неисправностей и продлить срок службы вашего железного коня🚗
753 подписчика