Найти тему

Эмпатическое слушание: для чего оно нужно, ключевые характеристики

Эмпатическое слушание (оно же активное слушание) — способ, применяемый в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования, психотерапии и в коучинге, позволяющий точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Это универсальная техника установления и поддержания контакта предназначена для осуществления коммуникации между специалистом (коучем) и клиентом, при котором клиент получает возможность видеть себя как в зеркале, но в зеркале особом, которое было бы не только отражением того, какой клиент сейчас, а также увидеть себя в пространстве своих преображений.

По Карлу Роджерсу, полноценно функционирующая личность (Fully functioning person) — человек, достигший глубокого и полного осознания своего реального Я, что сопровождается такими чертами, как открытость опыту, доверие интуитивным суждениям, способность к принятию решений на основе целостного переживания.

Рост и развитие полноценно функционирующей личности человека происходит в процессе психотерапевтического контакта, когда психотерапевт (*в контексте коучинга — соответственно, коуч) предоставляет клиенту возможность свободно высказывать свои мысли и чувства, если осуществляются принципы соответствия, безусловного позитивного отношения и эмпатического понимания.

  • Соответствие (Congruence) — состояние гармонии между коммуникацией, опытом и пониманием.
  • Безусловное позитивное отношение (Unconditional positive regard) — забота о человеке, не требующая никаких личностных наград, не являющаяся собственнической, не содержащая ни негативных, ни позитивных оценок. Безоценночность.
  • Эмпатическое понимание (Empathic understanding) — на основе точного восприятия чувств др. человека способность понять опыт другого, как он его сам переживает.

В настоящее время техника эмпатического слушания широко применяется психотерапевтами и в качестве основополагающего принципа, и как универсальная технология психотерапевтического контакта, и в различных модификациях в сочетании с другими психотехниками:

  • Отодвигание — концентрация. Представляет собой работу психотерапевта с собственным актуальным самосознанием, освобождение в своем внутреннем мире зоны внимания для посланий клиента, с поддержанием созерцательного, теплого и нейтрального отношения.
  • Приглашение к высказыванию, поддержка высказывания. Умение психотерапевта поддерживать и поощрять говорящего без слов, на языке тела, не задавая вопросов. Обычно используются покачивания головой и легкие поддерживающие вокализации.
  • Отражение: прямое и фокусирующее. Прямое отражение представляет собой повтор слов или фраз клиента, на его языке, с присущими ему особенностями лексики. Фокусирующее отражение представляет собой повтор высказываний клиента с объединением различных фрагментов высказывания.
  • Сверка, работа с паузами. Дает возможность психотерапевту определить эффективность своей работы прямо по ходу сеанса. Психотерапевт с помощью эмпатического контакта ставит перед клиентом зеркало, которое способно показывать направления возможных перемен, необходимых для деятельности.

Схема эмпатического ответа

Эмпатическое слушивание дает возможность собеседнику выразить свои чувства. При этом в процессе используется следующая схема:

Предикат неуверенности (предположение) + Формулировка предполагаемого чувства собеседника + Формулировка возможной причины чувства

Примеры эмпатического ответа во время активного слушания
Примеры эмпатического ответа во время активного слушания

Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 14 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.

ВСЕ ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ

Эмпатическое слушание (оно же активное слушание) — способ, применяемый в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования, психотерапии и в коучинге, позволяющий точнее-2