Наверняка многие из нас замечали, что фильмы на схожую тематику, при этом не являющиеся ремейками и\или перезапусками, иногда выходят на экраны в одно и то же время. Причём даже в рамках пары-тройки месяцев. И нет, это не какое-то разовое совпадение, а вполне конкретная тенденция "фильмов-двойников". Сегодня мы попробуем разобраться в том, что же представляет из себя это явление, вспомним яркие и не очень примеры, а также порассуждаем над причинно-следственными связями вокруг таких картин.
Внимание! Теперь основной канал находится в Telegram, переходите по ссылке, если интересно. https://t.me/Kino_Andrey
Терминология и отличительные особенности.
Что такое фильмы-двойники? Этим термином принято обозначать кинопроизведения (в том числе и сериалы), выходящие на экраны в одно и то же время и имеющие схожую тематику, настроение, идею. При этом проекты не должны являться прямыми адаптациями или ремейками друг друга, тогда как временной промежуток между их релизом может колебаться от месяца до пары лет. Данное явление не в индустрии не ново: фильмы-двойники возникли ещё в 1-й половине XX века. Возникли стихийно — да так и продолжили своё стабильное существование. Тем не менее, следует отличать фильмы-двойники от мокбастеров. Объясню этот термин.
Мокбастеры
Мокбастер — малобюджетный низкокачественный продукт, который снимается в сжатые сроки к выходу какого-либо крупного проекта. Блокбастеры, как правило, находятся в производстве годами, а их рекламная кампания начинается задолго до релиза, поэтому ушлые студии успевают склепать низкопробный треш с похожим названием и красивым постером и выбросить его на видео (или стриминг) аккурат перед выходом "оригинала". Задача здесь одна — ввести потенциального зрителя в заблуждение и подсунуть ему свою подделку вместо настоящего продукта. Этим мокбастеры и отличаются, например, от намеренных треш-фильмов: их создатели не пытаются рассмешить или шокировать зрителя, они просто делают "на отвяжись", надеясь, что это окупится.
Примеры мокбастеров.
- "Парк Юрского Период" — "Карнозавр" (1993);
- "Трансформеры" — "Трансморферы" (2007);
- "Я — легенда" — "Я — воин" (2007);
- "10 000 лет до нашей эры" — "100 000 000 лет до нашей эры" (2008);
- "Тихоокеанский рубеж" — "Атлантический рубеж" (2013).
Неудивительно, что расцвет мокбастеров пришёлся на эпоху DVD. Такие фильмы появлялись на прилавках магазинов одновременно с громкими премьерами и натурально вводили людей в заблуждение, а также попадались на глаза тем, кто искал что-то похожее на только что отсмотренный в кинотеатре блокбастер. Чего уж там, автор статьи в подростковом возрасте натыкался на мокбастеры несколько раз, даже заимев пару из них на диске! Сейчас такое кино несколько потеряло популярность, однако на стриминге оно выходит до сих пор. Уже больше в качестве обыкновенных треш-фильмов для ценителей.
Ремейки и перезапуски
Перед тем, как перейти к разбору непосредственно фильмов-двойников, закрепим теорию. На моём канале уже выходила серия статей про ремейки классических хорроров. Для тех, кто пропустил, напоминаю.
Ремейк — это новая версия уже существующего конкретного художественного произведения. Ремейк наполняет оригинальную историю новым содержанием, может изменять некоторые линии повествования и персонажей, антураж и время действия, однако обязан следовать концепции и основному сюжету оригинала. В случае с фильмами главной особенностью данного понятия является, прежде всего, техническое усовершенствование первоисточника, а также актуализация его содержания.
Перезапуск или ребут — это новая версия художественного произведения, использующая его идею и\или персонажей, однако имеющая собственный сюжет и линии повествования. Иными словами, перезапуск является альтернативой первоисточника с теми же героями и\или задумкой, однако имеющей мало общего с его сюжетом. В кино ребуты, как правило, используются для придания изжившим себя франшизам толчка к развитию, следствием которого зачастую является создание новой серии сиквелов и приквелов.
Примеры неочевидных ремейков.
- "Лицо со шрамом" (1932) — "Лицо со шрамом" (1983);
- "Нечто из иного мира" (1951) — "Нечто" (1982);
- "Муха" (1958) — "Муха" (1986);
- "История Хатико" (1987) — "Хатико: самый верный друг" (2009);
- "Звонок" (1998) — "Звонок" (2002);
- "Двойная рокировка" (2002) — "Отступники" (2006).
Так чем же ремейки и ребуты отличаются от фильмов-двойников? Принципиально их разделяют 2 вещи.
- Ремейк в 99% случаев запускается в производство ПОСЛЕ выхода на экраны оригинала. Например, какой-нибудь европейский или японский фильм ужасов внезапно "выстреливает" и становится культовым. После этого, само собой, Голливуд начинает собирать свою адаптацию. Причём, если дела идут быстро, такой ремейк может увидеть свет едва ли не через год после выхода оригинала. Бывают, конечно, случаи, когда адаптация объявляется ещё во время создания первого проекта, однако само её производство неизменно стартует позже. Фильмы-двойники же обычно снимаются параллельно.
- Ремейк либо целиком и полностью основан на фабуле оригинального проекта, либо является его адаптацией под зрителя другой страны/временной эпохи. Фильмы-двойники же почти всегда производятся для одного и того же рынка и одного и того же зрителя, а их сюжетные арки и персонажи обычно не пересекаются. Общей остаётся только идея и/или концепция.
Наиболее яркие примеры фильмов-двойников.
Данное явления проникло во все уголки кинематографа, вне зависимости от жанра и страны производства. Но начнём с простого. Одним из наиболее показательных примеров является парочка "Падение Олимпа" и "Штурм Белого Дома". Оба боевика про нападение на главное правительственное здание США вышли в прокат в 2013-м году с промежутком всего лишь 4 месяца. Думаю, не одного меня тогда поразило сходство их задумки: охранник спасает президента от злоумышленников в Белом Доме. Причём фильм с Джерардом Батлером, вышедший чуть раньше, при вполне адекватном бюджете в 70 млн$ собрал аж 170 и позднее обзавёлся двумя сиквелами. Такой финансовый успех "Падения Олимпа" (даже при скромных оценках), вероятно, неплохо напакостил Роланду Эммериху, чей 150-миллионный "Штурм Белого Дома" потом заработал лишь 200 млн$, став серьёзным провалом (в этом ему ещё помогла вышедшая рядом "Война миров Z"). Два однотипных фильма подряд аудитория не проглотила, чья-то шалость явно удалась.
А теперь рассмотрим обратный пример. На дворе 1998-й, и в прокат с промежутком меньше двух месяцев выходят "Столкновение с бездной" и "Армагеддон" — блокбастеры про падение на Землю гигантского астероида. И в этом случае задумка была идентична: рассказ вёлся об экипаже космического корабля, призванном спасти планету от небесного тела, а также о подготовке человечества к импактному событию. Итог конкуренции получился интересным: вышедшее чуть раньше "Столкновение" заработало 349 млн$ при бюджете в 75, а монструозный "Армагеддон" за внушительные для тех лет 140 млн$ освоил аж 553. Иными словами, оба фильма не только отбились, но и принесли студиям прибыль, получив при этом одинаково сдержанные отзывы. "Армагеддон" же и вовсе сумел пройти в номинанты как на премию "Оскар", так и на антипремию "Золотая малина". Увы, урвать удалось лишь "ягоду".
Ну, а теперь дальше по списку. Наверняка не я один в какой-то момент времени удивился, осознав, что "К-9: Собачья работа" и "Тёрнер и Хуч" 1989-го — это разные фильмы (оба, кстати, заработали весьма неплохо). Мультики "Муравей Антц" и "Приключения Флика" 1998-го похожи даже чисто визуально (здесь проект "Dreamworks" жёстко проиграл работе набирающей в то время обороты студии "Pixar"). Довольно неплохой "Иллюзионист" в 2006-м пусть и отбился в прокате, но уступил "Престижу" Кристофера Нолана как в плане оценок, так и в обретении культового статуса. Ну, а деконструкция супергеройского жанра в 2010-м произошла в лице аж двух комедийных боевиков: "Пипец" и "Супер", историй про простых парней, решивших напялить маску и начать бороться с преступностью. Увы, здесь никакого счастливого финала. "Супер" от малоизвестного тогда Джеймса Ганна совсем уж печально утонул в славе "Пипца". А ведь меньше чем за год до этого вышел ещё и "ЗащитнеГ" на схожую тему...
Перечислять можно долго: "Лучший стрелок" и "Железный орёл" (1986); "В поисках Немо" и "Подводная братва" (2003-2004); "Гадкий я" и "Мегамозг" (2010); "Белоснежка и охотник" и "Белоснежка: месть гномов" (2012); "Александр" и "Троя" (2004); "Джобс: империя соблазна" и "Стив Джобс" (2013 и 2015). Не осталось в стороне даже российское кино: "Время первых" и "Салют-7" (2017); "Несокрушимый" и "Т-34" (2018); "Девятаев" и "Лётчик" (2021).
Причина? Скорее всего, вера студий в идею фильма с кассовым потенциалом. Большинство из перечисленных мной картин представляют собой довольно крупные проекты, разработка которых идёт годами. Утечки информации избежать невозможно, поэтому, как мне кажется, одни продюсеры, узнав о потенциально успешной сюжетной концепции, немедленно подрезают эту идею у коллег-конкурентов и запускают собственный аналогичный проект. Попасть в целевую аудиторию и заработать на волне успеха — отлично. Обскакать конкурентов и выпустить кино раньше — ещё лучше. А разобраться и найти концы в таких историях практически невозможно: наверняка студия, первой запустившая в производство фильм на горячую тему, тоже украла эту идею у кого-то там. Или купила.
Фильмы-двойники в жанре ужасов.
Что ж, перейдём к тому, ради чего изначально задумывалась эта статья. Хоррор — один из наиболее показательных жанров кино, через который неизбежно проходят все социальные веяния и тренды. Не обошлось среди ужастиков и без фильмов-двойников.
Наверное, самые явные примеры расположились в ламповых 80-х. И нет, речь не про десятки однотипных слэшеров, заполонивших экраны после успеха "Техасской резни бензопилой" и "Хэллоуина" (это уже не фильмы-двойники, а полноценный тренд). Давайте вспомним 1989-й год и мощный фантастический триллер Джеймса Кэмерона "Бездна". Дело в том, что он породил сразу двух двойников: картины "Левиафан" и "Глубоководная звезда 6". Все 3 фильма объединяла идея подводной исследовательской станции и странной сущности, с которой приходилось бороться несчастным учёным. Нырнём в эту историю чуть глубже.
Крупный проект Кэмерона находился в производстве достаточно долго, поэтому 2 его аналога (не мокбастера, а вполне адекватных фильма) конкуренты без проблем успели отснять, смонтировать и даже выпустить на экраны раньше оригинала. Именно с появлением "Левиафана" и "Глубоководной звезды 6" связывают мощный кассовый провал "Бездны", которая толком даже не отбила свой огромный бюджет. По прошествии времени забавным выглядит и тот факт, что 2 подводных проекта выглядят скорее как конкуренты друг друга, чем соперники фильма Кэмерона. Как ни крути, "Бездну" тяжело назвать полноценным хоррором, тогда как "Левиафан" и "Звезда" являются типичными ужастиками тех лет с большим количеством сценарных и режиссурных пересечений. Создаётся впечатление, что компании "MGM" и"TriStar Pictures" так хотели нажиться на идее Джеймса Кэмерона, что в итоге сами столкнулись лбами. Оба их фильма в прокате провалились.
Чуть более классическая ситуация произошла в 1998-м. Опять морская тематика: с промежутком в пару месяцев свет увидели "Подъём с глубины" и "Вирус". Думаю, сейчас найдётся немало зрителей, считающих, что это один и тот же фильм. Картины объединяет крайне похожая идея высадки группы людей на заброшенное судно, где произошла (и продолжает происходить) какая-то чертовщина. Основное различие фильмов состоит в том, что "Подъём с глубины" активно использовал довольно неплохую для тех лет компьютерную графику и содержал массу чёрного юмора, тогда как "Вирус" был вполне серьёзен и радовал глаз зрителя сложной аниматроникой и практическими эффектами. Похожа у картин и судьба: обе они провалились в прокате, получив весьма негативные отзывы. Кстати, в 2002-м вышел ещё "Корабль-призрак" на схожую тему, завершивший своеобразную трилогию дорогих ужастиков про таинственные суда. При этом его прокатная судьба сложилась куда удачнее.
Какие ещё можно вспомнить примеры? Обожаемый мной "Спуск" 2005-го года доделывался в спешке, чтобы успеть в прокат раньше американской "Пещеры", подрезавшей идею с подземными монстрами у англичан. Справедливость была сохранена: картина Нила Маршалла растоптала дорогой голливудский аналог как в плане прибыли, так и в плане оценок от всех и вся. Далёкий же 81-й подарил нам 2 отличных фильма об оборотнях: "Вой" и "Американский оборотень в Лондоне". Кстати, оба они оказались финансово успешными, а позже ещё и стали культовыми. Совершенно внезапно в списке появляется российский ужастик "Юленька" 2009-го года, вышедший на несколько месяцев раньше, чем знакомое многим "Дитя тьмы". Вполне вероятно, появление сразу двух хорроров про инфернального ребёнка обусловлено релизом фильма "Дело №39" на аналогичную тему в 2007-м, однако ситуация всё равно забавная. Со скрипом в подборку можно притянуть пару "Тихое место" и "Птичий короб" из 2018-го.
Какой же можно подвести итог? В принципе, всё уже сказано в тексте статьи. Фильмы-двойники — регулярное, но не слишком частое явление, поэтому каждый раз его причины индивидуальны. Чаще всего, конечно, виновата утечка информации на стадии пре-продакшена какого-либо проекта. Когда в ней виновата текучка кадров, а когда — неграмотная рекламная кампания, сказать сложно. Также не стоит забывать и о различных событиях в обществе. Например, годовщинах каких-то происшествий, памятных датах, подвигах людей, смерти известных личностей. Думаю, не так уж и сложно будет найти фильмы-двойники среди российского военного кино, например.
Напоследок перенесёмся в 2024-й. Каково же было моё удивление, когда в конце зимы я узнал о сразу двух проектах в жанре хоррор, главными антагонистами в которых будут... Пауки! Да, с разницей чуть больше месяца в российском прокате стартовали ужастики "Паутина страха" и "Чёрная вдова. Укус смерти". Справедливости ради, за рубежом первый из них вышел ещё прошлой осенью, однако до наших экранов доковылял только сейчас. Ситуация забавная: фильмы ужасов про пауков — большая редкость в современном кино. Даже в старые добрые 90-е и 00-е их место обычно было на видео среди хорроров низшей категории. А тут сразу 2 проекта, да ещё и с довольно эпичными трейлерами, обещающими нам вполне качественные продукты. Я понял, что лучшего повода поиграться со своей арахнофобией не будет никогда, поэтому собрал силы в кулак и отправился в кино. А потом ещё раз.
Какова история этих фильмов-двойников? Достойно ли вернулись пауки в жанр ужасов после многолетнего перерыва? Каково было арахнофобу на этих сеансах? И стоят ли вообще эти фильмы того, чтобы тратить на них время? Расскажу в следующей статье!
Подписывайтесь на канал, там ещё много всего интересного. Есть, чем дополнить статью? Пишите в комментариях!