Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Посеешь привычку - пожнешь судьбу

Посеешь привычку – пожнешь судьбу. На наших тренингах по скриптодраме мы часто обращаемся к теме соотношения судьбы и жизненного сценария. Привычка – это часть сценария. Это автоматическое действие, которое мы совершаем, не задумываясь. Именно выпадение привычных действий из фокуса внимания заставляют нас совершать различные действия, последствия которых потом приводят нас к «неожиданным» часто неприятным результатам. В последнее время психологи стали много говорить о полезности наблюдения за привычками и формирования полезных привычек. Как мы можем влиять на свои привычки?

Поскольку привычка – это поведенческий акт. Сама по себе она может быть приятна, неприятна или нейтральна. Мы больше обращаем внимания не на сами привычки, а на их результаты. Привычка курить приводит к заболеваниям, но она же может облегчать знакомство в новой компании. Привычка откладывать деньги приводит к увеличению доходной части бюджета, но она же может стать препятствием к покупке приятных, но неважных мелочей, которыми мы себя поощряем к чему-то еще.

Привычки возникают как адаптационные механизмы, помогающие нам войти в контакт с окружающей средой. Для маленького ребенка такой окружающей средой является его семья. Родителям кажется, что, если они выработают у ребенка полезные привычки, то они сохранятся на всю жизнь. Но ребенок реагирует не на полезность привычки или ее смысл для будущего, он этого еще не понимает, а меру и силу воспитательного воздействия со стороны родителей. Жесткость в приучении ребенка к чему бы то ни было часто вызывает у ребенка мощный протест, отказ от присвоения привычки, нежелание автоматизировать действие. Ребенок еще не присвоил себе тебе смыслы, которыми апеллируют взрослые, приучая ребенка к действию.

Для взрослого человека смысл привычки является первым и самым значимым мотивом ее формирования. Если есть понимание зачем, как становится более осуществимым.

Привычка – это то, что связывает нас с будущим. Мы вкладываем в эти действия свой образ будущего. Наши мечты, фантазии о том, как мы будем жить через какое-то количество лет во многом состоят из представлений о том, какие привычки мы будем иметь и какие привычные действия будем совершать. Через привычку мы выстраиваем и горизонты планирования, и образ себя действующего в определённых обстоятельствах.

Если мы говорим о воспитании привычек, то оказываемся в промежутке между сейчас и потом. Обращаясь к опыту воспитания детей, мы имеем в виду, что ребенок еще не имеет устойчивого образа будущего. Для ребенка будущее размыто, нечетко, а значит и действия, связанные с ним неопределённы. Ребенок живет здесь и сейчас.

Для взрослого человека соотношение сейчас и потом уже выстраивается иначе, у него есть опыт ожидания, повторения действий, осмысления их значения для достижения результата. Но выбор между выгодой сейчас и потом остается. Способность формировать привычки во многом зависит от того, что человек доверяет, что будущее у него есть, и он сам во многом на него влияет. Человек, который связывает свое будущее со своими действиями, не пускает свои привычки на самотек.

Видите ли вы связь своего будущего со своими привычками? Какие привычки вы формируете для своего личного лучшего будущего?

Автор: Шапошникова Тамара Евгеньевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru