Почему в Калининграде пришлось ликвидировать мини-музей под открытым небом
В апреле 2009-го неожиданные снимки прислал читатель-аноним на электронную почту газеты «Калининградская правда», где я тогда работал. Глянув на фотографии, мы в редакции даже решили, что это какой-то фейк. Хотя так в ту пору, конечно, ещё не говорили. «Фотошоп» – вроде бы такой был вынесен диагноз. Но, выехав на место, я убедился: увы, не фотошоп – в парке Победы действительно порезвились вандалы.
Не один год на площадке у главного входа стояли два орудия и две морские мины времён войны. Такой мини-музей под открытым небом. И вот в ночь с 20 на 21 апреля 2009-го какие-то недоумки, сорвав одну из пушек с места, столкнули её вниз – в пруд.
Однако до воды она не доехала, увязнув на топком берегу. Бросив застрявшее в грязи орудие, вандалы взялись за вторую пушку. Но та не поддалась. Тогда они стащили одну из мин с тележки и тоже столкнули её вниз. Мина – не пушка, катилась не в пример легче. И в итоге оказалась в пруду, закачавшись на воде рядом с мостиком, ведущим к мемориалу 1200 гвардейцам…
22 апреля, когда я оказался на месте происшествия, в парке хватало народу. Кто-то замечал и сброшенное в грязь орудие, и плавающую в пруду мину. Однако смотрели равнодушно, даже не останавливались. Более того, рядом с пушкой приличного вида гражданин спокойно ловил рыбу. Увидев, что я начал фотографировать, он искренне удивился – зачем, мол?
– То есть, по-вашему, нормально, что она здесь валяется?
Пожав плечами, рыбак буркнул:
– Без нас с вами разберутся. Те, кто за это зарплату получает…
Парк Победы был закреплён за научно-производственным центром по охране памятников. Беседа с и. о. директора НПЦ Валерием Кирилко не прибавила оптимизма. По его словам, с 1 января 2009-го парк остался без финансирования. 500 тысяч рублей было решено направить на что-то более важное. Оптимизация расходов, в общем. Ввиду экономического кризиса, разразившегося в мире в 2008 году.
Вот так. На словах – никто и ничто не забыты. На деле же: на туристические поездки зарубежные командировки калининградских чиновников деньги были, на элементарную уборку парка Победы – нет. Как же поддерживать в нём порядок? А своими силами, пояснили Кирилко старшие товарищи, учитесь изыскивать средства.
В общем, с 1 января 2009-го нога дворника в парк уже не ступала. В связи с чем перед 9 апреля (дата взятия Кёнигсберга Красной Армией) работники НПЦ (ряды которых, заметим, поредели после сокращения – опять-таки в связи с кризисом-2008) провели там три субботника, выгребая мусор, скопившийся за три месяца. Только благодаря этому в день 64-й годовщины штурма города-крепости парк выглядел пристойно.
Но вид он, к сожалению, быстро потерял. С приходом тепла сюда массово потянулись любители незатейливого отдыха на природе. Из тех, кого не смущает, что это мемориальный парк, а не место для пикников. Устраивали развесёлые посиделки прямо возле могильного холма. Кто-то же, как видим, и вовсе разошёлся, решив порезвиться на музейной площадке.
По идее, район этот должен был быть благополучным с точки зрения общественного порядка. Ведь по соседству с парком – «школа милиции». Из НПЦ тогда, к слову, обращались в эту самую милицию с просьбой взять парк под охрану. Оттуда ответили: нет проблем – за 250 рублей в час. Впрочем, подсчитывать, сколько вышло бы за сутки, за месяц, за год – чистая теория, гимнастика ума. Денег-то, повторимся, не выделялось вообще. Ни копейки.
На то, чтобы вернуть на место экспонаты музея под открытым небом, денег тоже не было.
– Кому я только не сообщил о том, что случилось в парке, – рассказывал Кирилко. – Все ответили, что средств нет. Потому решил за свой счёт нанять эвакуатор. Там есть лебёдка, вытащим как-нибудь…
Однако до такого не дошло. Газета подняла шум. И уже в тот же день, когда эта ситуация стала достоянием общественности, экспонаты были возвращены на место. За что спасибо Клубу 4х4 «Дикий Запад». Узнав 24 апреля 2009-го из газетной статьи о бедах парка Победы, члены клуба с помощью своей техники подняли наверх и пушку, и мину, вновь установив их на площадке у главного входа.
Но уже 27 апреля площадка… совсем опустела. Нет, на сей раз обошлось без вандалов. Просто не было гарантии, что безобразие не повторится. Вот и решили убрать отсюда все экспонаты – от греха подальше. Мины под своё крыло забрал Музей Мирового океана, орудия перевезли к входу в «Блиндаж» (ныне – «Бункер»).
об этом знаковом для Калининграда музее – здесь:
Так экспонаты оказались в безопасности. Что же касается парка, то наведение там порядка взял под личный контроль тогдашний губернатор Георгий Боос. И надо же, в бюджете сразу нашлись средства на регулярную уборку – причём уже не силами «волонтёров» из НПЦ.
Правда, с охраной оказалось сложнее. Хоть милицейские патрули и стали чаще в этот район наведываться, уже всего через месяц в парке кто-то осквернил воинские могилы. Виновных, насколько мне известно, опять так и не нашли. Потом милиция превратилась в полицию. Однако акты вандализма здесь всё равно ещё случались.
К счастью, о новых ЧП в парке Победы уже давно не слышно. Но зато потянуло неадекватных граждан на расположенный рядом мемориал 1200 гвардейцам – центральный в Калининграде памятник советским воинам.
Так, горящий здесь Вечный огонь привлёк двух подвыпивших туристов. И, как сообщалось по горячим следам, придя ночью, 38-летний Л. из Екатеринбурга и 37-летняя К. из Ижевска стали танцевать вокруг пламени, прыгать через него, жарить на нём маршмеллоу. А уходя, ещё и прихватили с мемориала корзину с цветами.
Однако далеко не ушли – на парочку обратил внимание оператор «Безопасного города», сообщив о происходящем. Загулявших гостей задержала Росгвардия, в полиции возбудили дело по статье 244 УК РФ.
За надругательство над местом захоронения предусмотрено до пяти лет лишения свободы. И до решения своей судьбы туристы оказались под домашним арестом – в квартире, которую они сняли, приехав в Калининград. Затянулась, короче, их турпоездка*.
* 27.04.2024 Ленинградский районный суд вынес по этому делу приговор.
Установлено, что, находясь на мемориале, Л. и К. распивали алкоголь, сожгли и забрали цветы, возложенные в память о погибших солдатах и офицерах.
Кроме того, К. поднесла к Вечному огню сигарету, после чего села на основание обелиска, предназначенное для возложения цветов, продолжив выпивать и курить. Л., стоя у чаши Вечного огня, тоже употреблял алкоголь, а затем уселся на чашу.
Далее, встав вместе в чашу и взявшись за руки над огнём, они «стали совершать действия, похожие на ритуал». А потом Л. поместил в горелку цветок и девять раз прошёл через пламя, в то время как К. курила, сидя на основании обелиска…
Признав вину в полном объёме, они раскаялись и активно способствовали расследованию. Также в качестве смягчающих обстоятельств суд учёл положительные характеристики и имеющихся на иждивении несовершеннолетних детей.
Тем не менее оба всё же получили реальный срок. Л. приговорён к лишению свободы на год, К. – на полгода. Отбывать наказание предстоит в колонии-поселении. Правда, даме предоставлена отсрочка – до достижения её ребёнком 14-летнего возраста (то есть до 21 января 2028-го).
Дополнение от 21.12.2024
К сожалению, появилось ещё одно «дело о флаге»
В посёлке Янтарном Калининградской области двое 18-летних военнослужащих по призыву 24 ноября 2024-го, будучи навеселе, сорвали со стены здания школы посвящённый 9 Мая флаг с изображением Георгиевской ленты. После чего эти якобы защитники Отечества, выкрикивая лозунги, направленные на реабилитацию нацизма, отправились в парк, где «повредили сорванный флаг». Причём свои действия они сопровождали фашистским приветствием и высказываниями, принижающими роль советского народа и Вооружённых сил СССР в победе над нацистской Германией в Великой Отечественной войне.
18 декабря их задержали. Возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 354.1 УК РФ. За реабилитацию нацизма им грозит до пяти лет лишения свободы.
В суде следствие подчеркнуло, что выходку задержанные совершили умышленно, заранее договорившись. Кроме того, следователь указала, что К. и А. являются сторонниками ультраправой идеологии и придерживаются нацистских и фашистских взглядов.
Обвиняемые, признав вину, тем не менее, просили оставить их на свободе. Ссылались на желание дальше проходить военную службу, видеться с родственниками. Обращалось также внимание на молодой возраст и… положительные характеристики.
Но суд пришёл к выводу, что, оставаясь на свободе, они будут иметь возможность препятствовать установлению истины по делу: скрыться, уничтожить улики, угрожать ключевому свидетелю. Как следствие, обоим обвиняемым была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Владислав Ржевский,
автор канала «Калининградская Пруссия»
Смотрите также: