В 1984 году в бывшем Кёнигсберге случилось вопиющее ЧП
В начале ноября 1984-го в Калининграде, как и по всему СССР, готовились отметить главный тогда праздник – очередную годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. И неожиданностей ничто не предвещало.
– В тот вечер, накануне 7 Ноября, у нас в ДКМ проводилась дискотека, – рассказывали мне старожилы Дворца культуры моряков. – Когда расходились, всё вроде в порядке было. А утром…
Увидев на флагштоке ДКМ (ныне – Музей изобразительных искусств) полотнище со свастикой, первые прохожие решили, что начались съёмки очередного фильма о войне. Бывшую кёнигсбергскую биржу действительно не раз снимали, её можно видеть в том числе в таких шедеврах, как «Судьба человека» и «Отец солдата». Однако вскоре стало ясно: на сей раз – не кино, а ЧП, каких ещё не бывало. В одолевшей коричневую чуму стране вовсю идёт подготовка к празднованию 40-летия Великой Победы. И вдруг в бывшем «логове фашистского зверя» кто-то вывешивает флаг с нацистским крестом. Да ещё в такой день…
Чрезвычайное происшествие породило дикий слух: флаг повесили заброшенные в область диверсанты. Но всё оказалось ещё хуже – свои нагадили. Группа юных калининградцев. Причём не какие-то хулиганы, стоящие на учёте в милиции. Нет, все приличные ребята, из нормальных семей, члены ВЛКСМ.
– Тех, кто смастерил и вывесил флаг, мы быстро вычислили, – поделился со мной один из бывших оперативных сотрудников областного управления КГБ, которые занимались этим делом. – Найти их было несложно. Парней аж распирало от гордости за свой «подвиг». И они трепались о нём «по секрету» направо и налево.
Было установлено, что в акции участвовали семеро старшеклассников школы № 22. И эти «члены группирования на негативной основе» (как их называли в документах) решились на свою выходку отнюдь не сразу. Не один месяц сбивались в стаю, вели разговорчики на темы типа «жаль, что победила не Германия», восхищались символикой Третьего рейха.
И что, окружающие ничего не замечали? Почему же, на «странности» обращали внимание и родители, и учителя. Однако всерьёз не воспринимали: юношеские заносы, перебесятся. А юноши меж тем решили, что от провокационных вопросов на уроках истории им пора переходить к чему-то более серьёзному.
Занявшись этим делом, органы стали выходить на похожих кадров и в других учебных заведениях. Не просто так, в общем, на неформальной карте города (где Калининград стал Кёнигом) в числе прочего появились районы Гамбург и Бавария. При этом на стенах, заборах, столбах часто можно было увидеть тот самый крест. А ещё подростки повсюду писали название группы KISS. Причём они могли её и не слушать (на мой вкус, там кроме одной песни и нечего слушать). Но две последние буквы напоминали гитлеровскую СС. А для определённой части молодёжи это неожиданно стало круто…
Конечно, это была юношеская дурь в сочетании с протестом против набившей оскомину официальной идеологии. Ведь даже среди тех, кто вывесил флаг, настоящих радикалов не нашлось. Пойманные за руку, все они сразу раскаялись и вспоминали потом этот эпизод своей жизни как страшный сон.
Тем не менее, как подобные выверты ни объясняй, с фактами не поспоришь: к сожалению, было и такое. Бродил в 80-х по Калининграду дурно пахнущий призрак прошлого…
В прессе о ЧП с флагом не было ни слова. Как водится, замалчиваемая история обрастала самыми невероятными подробностями. И в этих рассказах «виновники торжества» порой рисовались этакими благородными борцами с режимом. Однако потом до общественности (и прежде всего до молодёжи) стали доводить официальную информацию.
Вот что вспоминал один мой коллега, в ту пору отвечавший за идеологическую работу в комитете комсомола своей школы:
– Обычно на наших собраниях стоял шум, выступающих не слушали. Но когда я начал докладывать об этом случае, в зале воцарилась гробовая тишина…
И если не для всех слушателей, то уж для большинства точно становилась очевидной вся глупость тех любителей свастики.
«Их поведение, как и сами группирования, молодёжь осудила как чуждые явления советской действительности, – напишут потом в отчёте Калининградского горкома КПСС. – Их действия восприняты как стремление показать своё превосходство над сверстниками, как свидетельство политической незрелости».
Однако одним порицанием не обошлось. Исключив из рядов ВЛКСМ и родной школы, четверых зачинщиков «направили на перевоспитание в трудовые коллективы и школы работающей молодёжи».
Не забыли и единомышленников из других учебных заведений. Исключили из комсомола двух учащихся ПТУ №№ 7 и 10. Ещё один парень из ПТУ-10 получил строгий выговор как член профсоюза. Старшекласснику школы № 50 занесли «строгача» в учётную карточку члена ВЛКСМ. Строгий выговор объявили двум ребятам из 16-й школы.
Прошли собрания и в трудовых коллективах, где работали их родители. «Все они строго осуждены, многие из них наказаны», – отчитывались потом партийные начальники.
Параллельно перетряхивали учебные заведения. В частности, во всех школах города была проведена общественно-политическая аттестация классных руководителей в девятых-десятых классах. Из 169 человек 36 «серьёзно указали на недостатки». Досталось и директорам, завучам, организаторам внеклассной и внешкольной работы. Кого-то смещали с должностей, кого-то – увольняли. В школах проштрафившегося Московского района, на территории которого расположена 22-я школа, руководящий состав сменился на тридцать процентов…
По понятным причинам, я не привожу здесь имён участников этой истории. Наверняка вы заметили и то, что «обезличена» прямая речь очевидцев. Люди даже косвенно не желают быть причастными к «делу о флаге». И я их понимаю.
Между тем случай с флагом многим вспомнился в 1989 году, когда в Калининграде произошла провокация, «приуроченная» к юбилею Гитлера:
И ещё в тему «всех оттенков коричневого» – о том, что случилось в 2009 году:
Дополнение от 21.12.2024
К сожалению, появилось ещё одно «дело о флаге»
В посёлке Янтарном Калининградской области двое 18-летних военнослужащих по призыву 24 ноября 2024-го, будучи навеселе, сорвали со стены здания спортивной школы посвящённый 9 Мая флаг с изображением Георгиевской ленты. После чего эти якобы защитники Отечества, «выкрикивая лозунги, направленные на реабилитацию нацизма», отправились в парк, где «повредили сорванный флаг» (дубасили им по забору). Причём свои действия они сопровождали «фашистским приветствием и высказываниями, принижающими роль советского народа и Вооружённых сил СССР в победе над нацистской Германией в Великой Отечественной войне».
18 декабря 2024-го их задержали, возбудив уголовное дело по части 4 статьи 354.1 УК РФ (реабилитация нацизма).
В суде следствие подчеркнуло, что выходку задержанные совершили умышленно, заранее договорившись. Кроме того, следователь указала, что они являются сторонниками ультраправой идеологии и придерживаются нацистских и фашистских взглядов.
Обвиняемые, признав вину, тем не менее, просили оставить их на свободе. Ссылались на желание дальше проходить военную службу, видеться с родственниками. Обращалось также внимание на молодой возраст и… положительные характеристики.
Но Светлогорский городской суд пришёл к выводу, что, оставаясь на свободе, они будут иметь возможность препятствовать установлению истины по делу: скрыться, уничтожить улики, угрожать ключевому свидетелю. И обоим обвиняемым была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу до 18 февраля 2025-го.
Дополнение от 04.01.2026
Спустя год Балтийский флотский военный суд вынес приговор по этому делу. В котором, оказывается, было даже два повреждённых флага.
Один из фигурантов, как сообщается, сперва ещё поглумился над российским триколором, который висел на флагштоке на козырьке здания спортшколы. Снимая, он порвал его, «после чего стал им размахивать, а затем повесил разорванный Государственный флаг Российской Федерации на место, т. е. совершил преступление, предусмотренное ст. 329 УК РФ – надругательство над Государственным флагом Российской Федерации».
Также на его счету, как выяснилось, публичные призывы в интернете к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ).
По совокупности за свои «подвиги» он получил 2 года 6 месяцев пребывания в колонии-поселении с лишением права размещать информацию в Сети на два года. Второй «герой» осуждён на полтора года колонии-поселения. И на такой же срок отлучён от интернета.
Учитывая содеянное и текущую обстановку, можно сказать, что оба отделались испугом.
Владислав Ржевский,
автор канала «Калининградская Пруссия»
Смотрите также: