Найти тему

Кому, когда и нужно ли вообще менять вязкость масла на лето?

Оглавление
Регулярная замена масла и его соответствие техническим рекомендациям - залог долголетия любого двигателя.
Регулярная замена масла и его соответствие техническим рекомендациям - залог долголетия любого двигателя.

Наконец-то тепло! Можно больше не лить в бачок омывателя придорожный метанол, вытащить из-за радиаторной решётки картонку и убрать подальше автономный пускозарядник. А ещё можно поменять масло. Потому что время подошло – по пробегу для тех, кто много ездит, и по расписанию для тех, кто ездит мало и потому меняет раз в год.

Рекомендуем в любом случае не экономить на моторном масле и масляном фильтре и брать только качественное. Иначе есть все шансы вскоре потратиться на переборку мотора.
Рекомендуем в любом случае не экономить на моторном масле и масляном фильтре и брать только качественное. Иначе есть все шансы вскоре потратиться на переборку мотора.

Для вторых обычно вопросов по выбору вязкости не возникает. У них зимой и летом всё одним цветом. А вот первые, накатывающие много и меняющие масло минимум дважды в год, порой задумываются: не сделать ли на жаркий сезон масло погуще? Этот вопрос уходит своими корнями в культурную матрицу наших автомобилистов, воспитанных на шофёрских байках дедов, гордо называвших себя автолюбителями со стажем. И всё равно он остаётся актуальным в наше время, постоянно всплывая в гаражных разговорах. Итак, давайте разбираться.

Для саней и телег

Подразделение моторных масел на зимние и летние было придумано ещё в стародавние времена, когда нефтехимики ещё не умели делать продукт с широким температурным диапазоном характеристик. Чтобы не путать механиков, ещё в 1911 году зимние решено было обозначать буквой W после класса вязкости, а летние оставили только с цифрами.

Класс вязкости - это первое, что указывает крупным шрифтом любой производитель масел на своей этикетке. Разумеется, после бренда.
Класс вязкости - это первое, что указывает крупным шрифтом любой производитель масел на своей этикетке. Разумеется, после бренда.

С появлением всесезонных масел обозначения объединили в один. Получилось, например, 5W-40. Первая цифра с W обозначает зимний класс, характеризующий способность к застыванию и соответственно, лёгкости запуска двигателя на морозе. Причём она обозначает вовсе не температуру кристаллизации, а выражает обратную зависимость. 0W обеспечивает лёгкую проворачиваемость коленвала при температуре до -35 °С, 5W – до -30 °С, 10W до -25 °С, 15W до -20 °С и 20W до -15 °С. Вторая цифра выражает вязкость при высоких температурах. Чем она ниже – тем масло жиже.

Вязкость масла бывает динамическая и кинематическая. А ещё бывает индекс вязкости. Все они характеризуют изменения текучести масла при различных условиях. Но всё это - тема для отдельного материала, углубимся в неё в другой раз.
Вязкость масла бывает динамическая и кинематическая. А ещё бывает индекс вязкости. Все они характеризуют изменения текучести масла при различных условиях. Но всё это - тема для отдельного материала, углубимся в неё в другой раз.

Каждый двигатель проектируется в расчёте на масла определённой вязкости, которые подходят ему либо всегда, либо при определённых условиях эксплуатации. Например, в Арктике зимой, или, наоборот, в тропиках летом. Весь диапазон пригодных для применения классов вязкости масел обязательно обозначают в справочной литературе по конкретному автомобилю.

Скан из книги по эксплуатации Toyota Corolla
Скан из книги по эксплуатации Toyota Corolla

В последние годы в мировом автопроме идёт тенденция к снижению вязкости применяемых моторных масел. Всё чаще в рекомендациях появляются цифры 0W-30 и даже 0W-20. При прочих равных такие масла в сравнении с более густыми дают возможность мотору быстрее раскручиваться, позволяют экономить топливо и снижать выборсы. Приятным бонусом маловязких масел оказываются их отличные низкотемпературные характеристики. Вот только для использования такого масла круглый год мотор должен быть специально под него спроектирован. Иначе масляная плёнка на поверхности деталей окажется слишком тонкой для их достаточной защиты от износа и должного отвода тепла. Возможны зоны локального перегрева масла, провоцирующие его угар. С другой стороны, даже если говорить о летней эксплуатации, излишняя вязкость создаёт повышенное сопротивление в двигателе, снижая его КПД.

Каждому – по делам его

При выборе вязкости и других характеристик моторного масла нужно прежде всего ориентироваться на техническую документацию к автомобилю и не выходить за пределы её допусков. А вот внутри них уже возможны варианты, зависящие от климатической зоны, манеры вождения и состояния мотора.

Погода, нагрузка на мотор и его пробег порой складываются в очень непростое сочетание...
Погода, нагрузка на мотор и его пробег порой складываются в очень непростое сочетание...

По большому счёту, для нового автомобиля, который ездит в обычном повседневном режиме город/трасса, большой разницы внутри допусков производителя по классу вязкости применяемого масла нет. Особенно при использовании масел с металлоплакирующим эффектом, таких как CUPPER. Совершенно спокойно можно ездить круглый год на одном и том же масле. Если возможен разброс, то в северных регионах лучше ориентироваться на более «жидкие» рекомендации, а в южных – на более «густые».

Если вы давно живёте поблизости от этого места, то весенняя прохлада и яркая апрельская зелень вас не обманут. Масло сейчас меняем на самое густое из возможных!  Ведь зимой тут бывают сильные холода и вязкость надо снижать.
Если вы давно живёте поблизости от этого места, то весенняя прохлада и яркая апрельская зелень вас не обманут. Масло сейчас меняем на самое густое из возможных! Ведь зимой тут бывают сильные холода и вязкость надо снижать.

Другое дело – особые режимы эксплуатации. Например, резко континентальный климат юга Сибири, где зимой градусник надолго падает за -40°С, а летом так же легко подскакивает за +40°С. Там лучше менять масло, подбирая его вязкость по сезону. Или большой автоспорт, где нагрузки на двигатель и температурные режимы такие, что масло меняют после каждой гонки. Там тоже зачастую подбирают вязкость в зависимости от прогноза погоды.

Вопрос подбора подходящей вязкости масла остро стоит и перед путешественниками. Не обязательно даже планировать трансконтинентальные маршруты. Достаточно собраться в отпуск на Чёрное море с берегов Белого.
Вопрос подбора подходящей вязкости масла остро стоит и перед путешественниками. Не обязательно даже планировать трансконтинентальные маршруты. Достаточно собраться в отпуск на Чёрное море с берегов Белого.

Отдельный случай – моторы с очень большим пробегом. Со временем любой двигатель изнашивается, увеличиваются зазоры в парах трения и потому для их заполнения требуется более толстая масляная плёнка. А её даёт более вязкое масло. При более густом классе вязкости изношенный двигатель работает тише и ровнее, расходует меньше масла на угар и способен дольше протянуть до капитального ремонта. Поэтому в моторы с большим пробегом, особенно летом, рекомендуется заливать масло по верхней границе допусков и даже чуть гуще.

А вы уже поменяли масло? Пишите в комментариях, на какие рекомендации вы ориентируетесь и почему, меняете ли в течение года вязкость и с какой периодичностью проводите замены. Не забывайте ставить палец вверх, подписываться и рекомендовать наш канал!