Найти тему
ЭраАвто

Инструкция по проверке и замене катушки зажигания

Оглавление

Катушка зажигания — это устройство, предназначенное для генерации искрового разряда на электродах свечи зажигания.

Фото: sima / Shutterstock / FOTODOM
Фото: sima / Shutterstock / FOTODOM

Принцип работы катушки зажигания

Катушка зажигания — это устройство, которое создаёт искру на свече зажигания. Все катушки работают по одному принципу, но могут отличаться по конструкции. В этой статье мы рассмотрим наиболее распространённый тип — индивидуальную катушку зажигания для каждого цилиндра. Мы также опишем, как работает катушка, как её диагностировать и как заменить.

Катушка зажигания повышает напряжение. По сути, она представляет собой трансформатор с ферромагнитным сердечником и обмотками, который увеличивает напряжение бортовой сети до нескольких тысяч вольт. В определённый момент, в зависимости от работы двигателя, на первичную обмотку катушки подаётся 12 вольт, затем подача напряжения прекращается. После этого на вторичной обмотке создаётся напряжение в несколько тысяч вольт, которое создаёт искру на свече и зажигает топливо. В некоторых моделях катушка заполнена трансформаторным маслом, которое служит изолятором и охладителем. Сегодня большинство автомобилей оснащено индивидуальными катушками зажигания, которые устанавливаются непосредственно на свечи.

Признаки неисправности катушки зажигания

Нестабильная работа двигателя, которая на начальных этапах обычно проявляется в виде рывков и сбоев в работе двигателя, особенно при разгоне и под нагрузкой. Когда катушка зажигания близка к полному выходу из строя, «троение» двигателя становится заметным и на холостом ходу.

Проблемы с запуском двигателя также могут указывать на неисправность катушки зажигания. Они проявляются в трудностях с запуском двигателя, которые могут возникать независимо от погодных условий.

О неисправности катушки зажигания также может сигнализировать индикатор «Check engine» на приборной панели. ЭБУ регистрирует пропуски зажигания в цилиндрах и выдаёт соответствующее предупреждение. Однако расшифровать этот символ можно только с помощью диагностического сканера.

Кроме того, о проблемах с катушкой зажигания может свидетельствовать общее ухудшение характеристик двигателя: снижение мощности и увеличение расхода топлива.

Как проверить катушку зажигания: способы

Обычный водитель может проверить катушку зажигания тремя основными способами: визуально, с помощью мультиметра и методом «на искру». У каждого из этих методов есть свои минусы, но они подходят для первичной диагностики.

Визуальный осмотр

Из всех перечисленных способов наиболее простым и надёжным для обычного автомобилиста является следующий. О неисправности могут свидетельствовать следующие признаки:

  1. Следы пробоя на изоляторе катушки выглядят как тонкие нитеобразные дорожки тёмного цвета. Они всегда имеют «дублеров» в виде таких же дорожек на белом изоляторе свечи, что удобно для визуальной проверки. Это стопроцентный индикатор неисправности в системе зажигания. Необходимо проверять как катушку, так и саму свечу.
  2. Растрескивание изолятора. Хотя трещины на изоляторе могут быть признаком неисправности катушки зажигания, они также могут появиться из-за перегрева или естественного износа. Поэтому этот признак следует рассматривать в сочетании с другими факторами.
  3. Потемнение места соединения катушки и свечи. Это может косвенно указывать как на проблемы с катушкой, так и на плохой контакт.

Проверка обмоток катушки мультиметром

Фото: Roman Zaiets / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Roman Zaiets / Shutterstock / FOTODOM

Этот метод широко известен среди советов по ремонту и обслуживанию, но его применение условно. Производители устанавливают различные характеристики системы зажигания и её компонентов для разных двигателей. Поэтому стандартные параметры для проверки одной катушки могут не подойти для другой.

Тем не менее, базовая проверка обмоток катушки мультиметром включает в себя следующий алгоритм:

  1. Перевести мультиметр в режим измерения сопротивления с пределом до 200 Ом.
  2. Измерить сопротивление на первичной обмотке. Обычно это крайние два контакта катушки, но для уточнения лучше обратиться к руководству по ремонту или специализированным форумам по электрике конкретного автомобиля. Сопротивление первичной обмотки должно быть в пределах от нескольких десятых до нескольких единиц Ом. Если мультиметр показывает десятки и более Ом, катушка неисправна. Чтобы подтвердить достоверность измерений, необходимо сравнить результат с показаниями на других заведомо исправных катушках.

В отличие от первичной обмотки, где результаты у большинства моделей схожи, точно проверить вторичную обмотку мультиметром практически невозможно. Различные модели могут демонстрировать абсолютно разные результаты — от единиц до десятков мегаом, а показания мультиметра даже для катушек одного двигателя могут различаться до полутора раз. При этом все они могут работать исправно.

Проверка «на искру»

Существует способ, который позволяет оценить наличие и интенсивность искрообразования визуально. Для этого нужно выкрутить свечу из двигателя, соединить её с «массой», затем надеть на неё проверяемую катушку. После этого следует запустить стартер, предварительно удалив предохранитель бензонасоса. Помощник в это время должен наблюдать за свечой и оценить форму и яркость искровой дуги. Она должна быть яркой, сине-фиолетового цвета. Если искра плохо заметна или имеет жёлтый оттенок, скорее всего, катушка неисправна. Всё это применимо только в случае заведомо исправных свечей.

Проверка искры с вывернутой свечой крайне нежелательна. Если контакт свечи с «массой» ненадёжен, существует большая вероятность выхода из строя катушки или других компонентов системы зажигания. Поэтому для визуального контроля искрообразования в домашних условиях рекомендуется использовать специальный тестер катушек зажигания, который можно приобрести в автомагазине. Конечно, профессиональный стенд он заменить не сможет, но для первичной диагностики подойдёт гораздо лучше.

Следует ещё раз подчеркнуть, что для точной и достоверной проверки катушек зажигания необходимы специальные диагностические приборы — мотор-тестеры и сканеры-осциллографы. Все остальные методы не дают однозначных результатов и могут использоваться только для сравнительной оценки состояния нескольких одинаковых катушек относительно эталона.

Как проверить катушку зажигания со встроенным диодом

В конструкцию современных катушек почти всегда входит высоковольтный диод, расположенный в цепи вторичной обмотки. Из-за этого полноценно проверить такие компоненты обычными бытовыми инструментами для диагностики, как упоминалось ранее, невозможно.

Замена катушки зажигания

Фото: wellphoto / Shutterstock / FOTODOM
Фото: wellphoto / Shutterstock / FOTODOM

Чтобы определить, исправна ли индивидуальная катушка, её необходимо снять и, возможно, заменить. Как правило, это не вызывает трудностей даже у неопытных водителей — все детали легкодоступны.

В общих чертах процесс замены индивидуальной катушки зажигания выглядит так:

  1. Выключите зажигание.
  2. Снимите декоративную пластиковую крышку двигателя (если она есть).
  3. Отсоедините разъём катушки.
  4. Открутите болт, которым катушка крепится, и достаньте катушку из колодца свечи зажигания.

Учтите, что катушка может прикипеть к своему месту. Если сразу достать её не получается, попробуйте аккуратно расшатать, одновременно вытягивая вверх. Если сильно дёрнуть, пытаясь вытащить прикипевшую катушку, можно повредить резиновый наконечник-изолятор.

Перед тем как установить катушку, рекомендуется смазать контактный наконечник специальным средством, которое предотвращает спекание.