Катушка зажигания — это устройство, предназначенное для генерации искрового разряда на электродах свечи зажигания.
Принцип работы катушки зажигания
Катушка зажигания — это устройство, которое создаёт искру на свече зажигания. Все катушки работают по одному принципу, но могут отличаться по конструкции. В этой статье мы рассмотрим наиболее распространённый тип — индивидуальную катушку зажигания для каждого цилиндра. Мы также опишем, как работает катушка, как её диагностировать и как заменить.
Катушка зажигания повышает напряжение. По сути, она представляет собой трансформатор с ферромагнитным сердечником и обмотками, который увеличивает напряжение бортовой сети до нескольких тысяч вольт. В определённый момент, в зависимости от работы двигателя, на первичную обмотку катушки подаётся 12 вольт, затем подача напряжения прекращается. После этого на вторичной обмотке создаётся напряжение в несколько тысяч вольт, которое создаёт искру на свече и зажигает топливо. В некоторых моделях катушка заполнена трансформаторным маслом, которое служит изолятором и охладителем. Сегодня большинство автомобилей оснащено индивидуальными катушками зажигания, которые устанавливаются непосредственно на свечи.
Признаки неисправности катушки зажигания
Нестабильная работа двигателя, которая на начальных этапах обычно проявляется в виде рывков и сбоев в работе двигателя, особенно при разгоне и под нагрузкой. Когда катушка зажигания близка к полному выходу из строя, «троение» двигателя становится заметным и на холостом ходу.
Проблемы с запуском двигателя также могут указывать на неисправность катушки зажигания. Они проявляются в трудностях с запуском двигателя, которые могут возникать независимо от погодных условий.
О неисправности катушки зажигания также может сигнализировать индикатор «Check engine» на приборной панели. ЭБУ регистрирует пропуски зажигания в цилиндрах и выдаёт соответствующее предупреждение. Однако расшифровать этот символ можно только с помощью диагностического сканера.
Кроме того, о проблемах с катушкой зажигания может свидетельствовать общее ухудшение характеристик двигателя: снижение мощности и увеличение расхода топлива.
Как проверить катушку зажигания: способы
Обычный водитель может проверить катушку зажигания тремя основными способами: визуально, с помощью мультиметра и методом «на искру». У каждого из этих методов есть свои минусы, но они подходят для первичной диагностики.
Визуальный осмотр
Из всех перечисленных способов наиболее простым и надёжным для обычного автомобилиста является следующий. О неисправности могут свидетельствовать следующие признаки:
- Следы пробоя на изоляторе катушки выглядят как тонкие нитеобразные дорожки тёмного цвета. Они всегда имеют «дублеров» в виде таких же дорожек на белом изоляторе свечи, что удобно для визуальной проверки. Это стопроцентный индикатор неисправности в системе зажигания. Необходимо проверять как катушку, так и саму свечу.
- Растрескивание изолятора. Хотя трещины на изоляторе могут быть признаком неисправности катушки зажигания, они также могут появиться из-за перегрева или естественного износа. Поэтому этот признак следует рассматривать в сочетании с другими факторами.
- Потемнение места соединения катушки и свечи. Это может косвенно указывать как на проблемы с катушкой, так и на плохой контакт.
Проверка обмоток катушки мультиметром
Этот метод широко известен среди советов по ремонту и обслуживанию, но его применение условно. Производители устанавливают различные характеристики системы зажигания и её компонентов для разных двигателей. Поэтому стандартные параметры для проверки одной катушки могут не подойти для другой.
Тем не менее, базовая проверка обмоток катушки мультиметром включает в себя следующий алгоритм:
- Перевести мультиметр в режим измерения сопротивления с пределом до 200 Ом.
- Измерить сопротивление на первичной обмотке. Обычно это крайние два контакта катушки, но для уточнения лучше обратиться к руководству по ремонту или специализированным форумам по электрике конкретного автомобиля. Сопротивление первичной обмотки должно быть в пределах от нескольких десятых до нескольких единиц Ом. Если мультиметр показывает десятки и более Ом, катушка неисправна. Чтобы подтвердить достоверность измерений, необходимо сравнить результат с показаниями на других заведомо исправных катушках.
В отличие от первичной обмотки, где результаты у большинства моделей схожи, точно проверить вторичную обмотку мультиметром практически невозможно. Различные модели могут демонстрировать абсолютно разные результаты — от единиц до десятков мегаом, а показания мультиметра даже для катушек одного двигателя могут различаться до полутора раз. При этом все они могут работать исправно.
Проверка «на искру»
Существует способ, который позволяет оценить наличие и интенсивность искрообразования визуально. Для этого нужно выкрутить свечу из двигателя, соединить её с «массой», затем надеть на неё проверяемую катушку. После этого следует запустить стартер, предварительно удалив предохранитель бензонасоса. Помощник в это время должен наблюдать за свечой и оценить форму и яркость искровой дуги. Она должна быть яркой, сине-фиолетового цвета. Если искра плохо заметна или имеет жёлтый оттенок, скорее всего, катушка неисправна. Всё это применимо только в случае заведомо исправных свечей.
Проверка искры с вывернутой свечой крайне нежелательна. Если контакт свечи с «массой» ненадёжен, существует большая вероятность выхода из строя катушки или других компонентов системы зажигания. Поэтому для визуального контроля искрообразования в домашних условиях рекомендуется использовать специальный тестер катушек зажигания, который можно приобрести в автомагазине. Конечно, профессиональный стенд он заменить не сможет, но для первичной диагностики подойдёт гораздо лучше.
Следует ещё раз подчеркнуть, что для точной и достоверной проверки катушек зажигания необходимы специальные диагностические приборы — мотор-тестеры и сканеры-осциллографы. Все остальные методы не дают однозначных результатов и могут использоваться только для сравнительной оценки состояния нескольких одинаковых катушек относительно эталона.
Как проверить катушку зажигания со встроенным диодом
В конструкцию современных катушек почти всегда входит высоковольтный диод, расположенный в цепи вторичной обмотки. Из-за этого полноценно проверить такие компоненты обычными бытовыми инструментами для диагностики, как упоминалось ранее, невозможно.
Замена катушки зажигания
Чтобы определить, исправна ли индивидуальная катушка, её необходимо снять и, возможно, заменить. Как правило, это не вызывает трудностей даже у неопытных водителей — все детали легкодоступны.
В общих чертах процесс замены индивидуальной катушки зажигания выглядит так:
- Выключите зажигание.
- Снимите декоративную пластиковую крышку двигателя (если она есть).
- Отсоедините разъём катушки.
- Открутите болт, которым катушка крепится, и достаньте катушку из колодца свечи зажигания.
Учтите, что катушка может прикипеть к своему месту. Если сразу достать её не получается, попробуйте аккуратно расшатать, одновременно вытягивая вверх. Если сильно дёрнуть, пытаясь вытащить прикипевшую катушку, можно повредить резиновый наконечник-изолятор.
Перед тем как установить катушку, рекомендуется смазать контактный наконечник специальным средством, которое предотвращает спекание.