Продолжаю серию публикаций о том, как педагогу организовать работу в 1 классе.
ЧАСТЬ 1
Первоклассники, как и остальные учащиеся всех школ страны, скоро будут проходить итоговый контроль по всем основным предметам. Как это часто случается, любые формы контроля вызывают тревогу у родителей и детей.
Поэтому предлагаю сегодня обсудить, какие формы контроля могут быть по русскому языку. Как говорят: "предупреждён-значит вооружён" 😉
РУССКИЙ ЯЗЫК
За первый год обучения каждому ребёнку необходимо научиться:
1) писать любые буквы (строчные и заглавные) письменным шрифтом; не путать их на письме, точно определяя как обозначить звук;
2) правильно использовать гласные, которые смягчают согласные, а так же смягчающий мягкий знак;
3) верно оформлять на письме предложения: писать заглавную букву в начале, в конце предложения ставить нужный знак, делать пробелы между словами, определять предлоги;
4) правильно писать сочетания ча-ща, жи-ши, чу-щу, чк-чн;
5) верно писать имена собственные с заглавной буквы;
6) правильно переносить слова;
7) не допускать ошибок в правописании изученных словарных слов;
8) различать звуки речи (гласные-согласные, твёрдые мягкие), ставить ударение, делить слова на слоги;
9) выполнять звуковой разбор слов, указывая количество звуков, слогов, букв;
10) составлять предложения по рисунку, на заданную тему, а так же составлять предложения из заданных слов, "собирать" текст из предложений (деформированные предложения, тексты).
Что касается орфограмм "безударная гласная в корне, проверяемая ударением" и "парный согласный в корне слова" - тут мнения методистов и учителей-практиков часто расходятся. Эти орфограммы в 1 классе только начинают изучаться, времени для их закрепления очень мало.
Решение о формах контроля принимается на уровне учебного заведения. Итак, какие формы могут быть.
1. Контрольное списывание с грамматическим заданием
Это самый популярный метод определения уровня развития умений первоклассника по русскому языку. Здесь уже не будет непонятностей и тонкостей.
Научился ребёнок к концу 1 класса писать буквы, значит должен (знаю, многие родители не любят это слово, но тем не менее ОБЯЗАН) уметь списывать любой печатный текст. Планирую в следующей публикации рассказать о том, как помочь ребёнку в освоении такого навыка.
Что касается грамматических заданий, то о них пойдёт речь в следующем пункте. Варианты для списывания - ниже.
У нас в гимназии был период, когда первоклассникам предлалось именно списывание для контроля. Но уже не первый год мы пишем только диктанты.
2. Диктант с грамматическим заданием
Писать текст под диктовку, на слух - очень непростое задание. Но именно этот вид работы говорит о том, как ребёнок осваивает русский язык. Выше я написала, какие орфограммы ученику 1 класса засчитают за ошибку в диктанте.
Грамматические задания могут быть такие:
а) подчеркни в 5 предложении буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки;
б) подели все слова на слоги и поставь ударения в словах предложения № 6;
в) выполни транскрипцию (краткий звуко-буквенный разбор) слова "ёлочка";
г) раздели слова для переноса и на слоги: Юля, огонь, арена, машина;
д) найди в тексте диктанта одно слово, в котором БУКВ БОЛЬШЕ, чем звуков; и одно слово, в котором ЗВУКОВ БОЛЬШЕ, чем букв.
И т.п. Ниже привожу примеры.
С марта я со своими учениками на каждом уроке пишу именно диктанты, тренируемся. Потому, что в нашей гимназии уже несколько лет принят этот вид контроля. Причём диктанты для тренировки разные бывают: предупредительный, объяснительный, проверочный. Мы практикуем на занятиях все виды.
3. Тест
Весьма популярный вид контроля в последнее время... Тоже имеет место быть, даёт возможность проверить и теоретические, и практические знания первоклассников.
Продолжение следует...
***
Эту статью я опубликовала до того, как мои первоклассники написали административную работу. Теперь могу (с разрешения администрации) добавить и наш вариант такой итоговой контрольной работы (автор-составитель Шилкина Н. И.). Смотрите галерею.
В следующей публикации рассказываю о видах итогового контроля по предметным линиям "математика" и "литературное чтение".
А о том, какие формы контроля могут предложить по окружающему миру и о том, что такое комплексная работа, я писала в третьей части: