Найти тему
Учитель первый твой

Итоговый контроль для первоклассников. Варианты работ по математике и литературному чтению

Оглавление

ЧАСТЬ 2

Итак, продолжаю публикации о том, какие итоговые формы и виды контроля могут быть для учеников, заканчивающих первый класс. В первой части речь шла о контрольных и диагностических работах по русскому языку. Сегодня речь пойдёт о математике и литературном чтении.

Математика

В первый год в школе детям по предметной линии "математика" нужно научиться:

1) называть числа от 1 до 20, знать разрядный состав чисел 10-20;

2) знать операции сложения и вычитания; пользоваться таблицей сложения чисел от 1 до 10 для решения примеров на уровне навыка;

3) читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;

4) находить значения выражений в одно или два действия;

5) использовать в речи названия компонентов и результата действий сложения и вычитания;

6) знать единицы измерения длины: см, дм; уметь переводить и сравнивать именованные числа;

в) решать простые задачи: раскрывающие смысл сложения и вычитания; на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; на разностное сравнение;

г) решать задачи с двумя вопросами и составные задачи на сложение и вычитание;

д) знать основные плоские фигуры; уметь определять прямоугольники, квадраты; чертить отрезки, ломаные линии с использованием линейки (производить измерения);

е) уметь читать информацию, записанную в таблицу; заполнять таблицу.

-2

Решение о формах итогового контроля принимается на уровне учебного заведения.

Итак, предлагаю рассмотреть, какие итоговые работы по математике может предложить администрация ученику, заканчивающему первый класс.

1. Комбинированная контрольная работа

Это самый популярный вид итогового контроля в начальной школе по математике. Он позволяет максимально полно проверить предметные умения учеников.

Комбинированная работа для первоклассников обычно включает в себя арифметическую задачу; примеры в одно или в два действия с вычислениями в пределах 20; сравнение или перевод именованных чисел (единиц измерения длины); геометрическую задачу: построение отрезков (ломаной), где длину нужно найти.

Могут быть так же задания на знание нумерации, разрядного состава чисел от 10 до 20; расположить числа в порядке убывания (возрастания) и проч.

Администрация школы может предложить детям выполнить и двухуровневую комбинированную работу: базовый уровень и повышенный. К примеру в базовом уровне будет задание решить примеры в одно действие, а в повышенном - в два.

Как правило, такие работы предлагают первоклассникам выполнять не на листах в клетку (или в тетрадях для контрольных работ), а на специальных печатных бланках. Это позволяет исключить снижение отметки за оформление работы, ведь эти ученики ещё только учатся делать записи в тетрадях.

2. Тест

Вид контроля, который позволяет проверить и практические умения, и теоретические знания ученика. Тест может быть а)с вариантами ответов к вопросу (выбрать нужный); б)без вариантов ответа; в)комбинированный. По сравнению с комбинированной контрольной работой, такой вид итогового контроля по математике используется реже.

-4

Так же задания по математике могут входить в комплексную итоговую работу, о которой речь пойдёт в следующей публикации.

Литературное чтение

На конец первого класса детям необходимо научиться:

1) осмысленному и правильному чтению (желательно целыми словами, но слоговое чтение ещё допускается);

2) отвечать на вопросы о прочитанном;

3) подробно пересказывать текст;

4) заучивать наизусть небольшие стихотворения;

5) высказывать своё отношение к героям и событиям;

6) знать авторов и названия изученных произведений;

7) уметь различать основные жанры литературных произведений: сказка-рассказ-стихотворение;

8) объяснять понятие "народное творчество", знать жанры устного народного творчества.

Рассмотрим виды итогового контроля по этому предмету.

Проверка техники чтения

На данный момент этот вид контроля очень спорный и используется не во всех школах. Тем не менее, он позволяет оценить такие составляющие навыка чтения, как:

  • скорость
  • правильность
  • осознанность
  • выразительность

Работа ведётся индивидуально (только учитель и ученик!). Ребёнку предлагают прочитать текст. Учитель ставит секундомер, определяя, сколько слов ученик прочитал в минуту. Если учащийся не дочитал текст до конца, его не останавливают, а просто фиксируют количество, позволяя дочитать до конца. Так же оценивается тип чтения (слоговое, целыми словами), а так же количество ошибок.

После этого педагог задаёт вопросы, помогающие определить осознанность чтения. Если требуется определить выразительность, то ученик должен читать этот же текст второй раз.

Рекомедуется не акцентировать внимание на работе секундомера, проводить данный вид контроля в спокойной обстановке. Результаты оцениваются по принятым в конкретной школе нормам. В гимназии, в которой я работаю, пользуемся такой таблицей:

-5

Однако, сама скорость чтения не так важна, не стОит эти нормы соблюдать слишком точно при выставлении отметки. Самое главное, чтобы ученик читал целыми словами, без ошибок, понимал смысл прочитанного.

Тексты для проверки техники чтения, а так же вопросы к ним, легко найти в сети. Очень важно, чтобы текст был напечатан крупным шрифтом (для 1 класса - 16 размер, для 2-4 классов -14 размер шрифта).

-6

Работа с текстом - итоговый тест

Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст, а потом выполнить задания в тестовой форме. В заданиях проверяются теоретические знания ребёнка (какой жанр произведения), а так же литературные предметные умения (умение ответить на вопросы по содержанию, определить тему и главную мысль, дать название тексту и т. п.). Так же в такой работе могуть вопросы о том, как ученик реагирует на главную мысль, какое мнение у него (как читателя).

-7

Комбинированная контрольная работа

Сочетает в себе два вида итогового контроля: 1)тестовую работу по изученным произведениям (авторы, жанры, литературные понятия и проч.); 2)умение работать с текстом.

Автор разработки указан внизу
Автор разработки указан внизу

Как правило, в школах принимают для итогового контроля 2 вида: письменную работу+проверку техники чтения.

***

Эта статья была написана до того, как мои первоклассники выполняли итоговую административную контрольную работу по математике. Поэтому, сейчас дополняю публикацию (с разрешения администрации). Итак, вариант нашей работы смотрите в галерее.

-9

В следующей (последней) части этой серии статей вы познакомитесь с вариантами итогового контроля по предметной линии "окружающий мир", а так же узнаете о таком популярном виде итогового контроля, как комплексные работы.

Варианты работ по русскому языку можно найти в предыдущей статье:

А о формах контроля по окружающему миру и о том, что такое комплексная работа, я писала в третьей части:

Спасибо за внимание к моим публикациям. Подписывайтесь, будем делать наше начальное школьное образование лучше и понятнее для всех участников процесса.