Найти тему
Дмитрий Афанасьев

Швабская дорога. Как мы сдуру по ней проехали ночью

Оглавление

Если вы наберёте в Яндексе запрос "Швабская дорога", то он вам выдаст много красивых фотографий и отчётов о путешествии по ней. Но! Вот таких фотографий я не встречал - только такой разгильдяй как я, поедет по этой дороге ночью.

Как нас на неё занесло

Летом 2019-го года мы отправились в ставший традиционным БОМЖ-тур на ближайшие к нам моря - Белое и Баренцево. На этот раз мы присоединилсь к группе автотуристов. Свою точку зрения на плюсы и минусы путешествия в группе как-нибудь расскажу. А тогда, мы с группой добрались до конечной точки маршрута - до мыса Немецкого, что на полуострове Рыбачий. Организатор группы с участников денег никаких не брал, по этой причине не было и жёсткого регламента.

Наша группа. Наш УАЗик меньше всего похож на автомобиль для путешествий.
Наша группа. Наш УАЗик меньше всего похож на автомобиль для путешествий.
Конечная точка.
Конечная точка.

На мысе Немецкий мнения участников группы о дальнейшем маршруте разделились - два экипажа хотели пройти по "Немецкой дороге". Я тоже читал про эту дорогу и насколько я тогда знал, что мостов на этой дороге нет. Но, мне сказали что "люди езят". Мы попрощались с группой и поехали по своему плану, которого не было - было намерение постепенно спускаться на юг.

Погода была холодной - пригодились даже перчатки, которые ездили в УАике на случай его ремонта.
Погода была холодной - пригодились даже перчатки, которые ездили в УАике на случай его ремонта.

Надо сказать, что на мысе Немецкий мы до этого были несколько раз. У меня есть одна мечта - побывать на восточной оконечности полуострова Рыбачий, но в этот раз от её осуществления пришлось отказаться. Мы даже свернули в сторону мечты и проехали метров пятьсот. Но, встретили лужу, каких на дорогах Рыбачьего очень много. Лужа как лужа, даже не очень глубокая для стандартного УАЗа. Но погода! Температура чуть выше нуля. Водными процедурами заниматься не хотелось.

Та самая лужа. А может быть и не та - солнце не с той стороны. Но, примерно похожа. Это мы просто не на ту дорогу сунулись.
Та самая лужа. А может быть и не та - солнце не с той стороны. Но, примерно похожа. Это мы просто не на ту дорогу сунулись.

После того, как мы отделились от группы, началось самое интересное. Сначала мы встретили собак.

А потом стадо северных оленей!

Не смотря на то, что мы увидели "северных олешек", Рыбачий мы покидали с чувством "глубокого неудовлетворения" - проехали по тем дорогам, по которым мы уже ездили когда-то.

Когда проезжали поворот на "старую немецкую дорогу", я предложил завернуть посмотреть а что это за дорога, плюс вечерело и можно было бы где-нибудь встать на ночлег. Завернули. Для понимания нашего маршрута - я его восстановил по Яндекс-карте:

Яндекс выдал мне, что от поворота до места нашего ночлега примерно сорок километров.
Яндекс выдал мне, что от поворота до места нашего ночлега примерно сорок километров.

Стоянки, которые были относительно недалеко, оказались кем-то заняты. Естественно, мы поехали вперёд.

При свете дня вид должен быть красивым.
При свете дня вид должен быть красивым.
Дорога хорошая.
Дорога хорошая.
Даже ещё что-то получается заснять. Время - полночь.
Даже ещё что-то получается заснять. Время - полночь.
Красиво же!
Красиво же!

Что надо сказать об этой дороге. До войны эта территория СССР не принадлежала. Дорогу построили немцы, чтобы снабжать свои части на перевале Муста-Тунтури. Дорога заслуживает внимания как памятник инженерного искусства. Она очень органично вплетается в рельеф.

Теперь о качестве дороги. Дорога эта по сути каменная стена! То есть, во многих местах откосы сложены из камней и основа тоже. То есть, камни в основу дороги не просто насыпали как попало, а укладывали по всем правилам каменной кладки! Благодаря этому, щебень не ушёл сквозь камни и дорога держится. На тех дорогах, где грунт насыпали просто так - мелкая фракция провалилась куда-то, и дорога превратилась в трассу для каменного триала.

Но, есть одно "но". Для пропуска многочисленных ручейков, на дороге были обустроены деревянные мостики, которые уже давно сгнили и на их месте остались промоины и ямы. Поскольку было темно, то перед каждой глубокой ямой приходилось останавливаться и смотреть как лучше проехать. Сходу можно и машину повредить. Камни местами крупные.

Там, где позволял рельеф, дорога обустроена с минимальными земляными работами.
Там, где позволял рельеф, дорога обустроена с минимальными земляными работами.
-13
-14
-15
Однако дождик
Однако дождик
Ночная тундра. В начале августа в этих широтах ещё светло.
Ночная тундра. В начале августа в этих широтах ещё светло.
-18

До первого разрушенного мостика мы доехали довольно быстро. Точнее на месте моста, когда-то построенного немцами, был мост, сделанный из... и палок тоже. Я не рискнул по нему ехать - мне показалось, что он для квадроциклов. Рядом был объезд, грязьненький, страшненький на вид, но проходимый без проблем. На фотографии он не попал.

А вот следующий "мост" был серьёзным препятствием.

Люблю я такие дороги, когда путь назад постепенно становится ужаснее пути вперёд. Так-то проблем не было, если бы не одно обстоятельство. Чтобы спуститься вниз, надо было съехать с каменной ступеньки - обратно УАЗик без посторонней помощи вряд ли бы поднялся. Так что после проезда этого "моста", назад дороги уже как бы и не было. На фотографии - это я пошёл разведывать объезд. Время час ночи, а мы чёрт знает где.

Надо было сначала спустиься вниз налево, потом проехать по руслу реки и подняться наверх.
Надо было сначала спустиься вниз налево, потом проехать по руслу реки и подняться наверх.
Ещё одна мрачная фотка
Ещё одна мрачная фотка
Лена сделала "прощальный кадр"
Лена сделала "прощальный кадр"
Спустились - едем по руслу. Тут не глубоко и не страшно.
Спустились - едем по руслу. Тут не глубоко и не страшно.

Если честно, я не ходил на разведку на ту сторону! Время было позднее. Наверное зря. При выезде на дорогу УАЗик приложился глушителем о камень. За то теперь в глушителе не скапливается вода!

Вид  с левого борта нашего транспортного средства
Вид с левого борта нашего транспортного средства

Проехали засаду - любуемся видами

Уже второй час ночи
Уже второй час ночи

В одном живописном месте я остановился, вылез из УАЗика и сфотографировал УАЗик на ночной немецкой дороге. (Швабской дороге)

Ночь и на два десятка километров никого.
Ночь и на два десятка километров никого.
-26
УАЗик на Швабской дороге
УАЗик на Швабской дороге
Видно, что дорога пройдёт по берегу озера.
Видно, что дорога пройдёт по берегу озера.
Швабская дорога - в этом месте в её основании каменная кладка
Швабская дорога - в этом месте в её основании каменная кладка
Вид со Швабской, то есть с немецкой дороги
Вид со Швабской, то есть с немецкой дороги
Если на подобном участке встретится встречный транспорт - расходиться будет затруднительно Обочины нет.
Если на подобном участке встретится встречный транспорт - расходиться будет затруднительно Обочины нет.
Едем дальше
Едем дальше
Ночная дорога
Ночная дорога
А вот и берег
А вот и берег
И это последнее фото с Немецкой дороги.
И это последнее фото с Немецкой дороги.

Последняя фотография сделана уже полтретьего ночи. Я "сова", но не до такой степени. Но спать было как-то негде, плюс пугала неизвестность. Решили выбраться "в цивилизацию" и тогда уже лечь спать. Дальше словесное описание того, что нам встретилось по пути.

Самая страшная засада

Правда Лену она не впечатлила. На пути встретилась длинная лужа, причём даже не лужа, а как бы затопленная дорога. Причём растительность рядом с дорогой, стояла в воде. Возможно, мы просто попали в пик прилива. То есть, если вдруг застрянешь, то даже на сушу не выбраться! Включил полный привод и понижайку поехал без разведки. В одном только месте стукнулся слегка мостом о какой-то камешек, который в воде было не видно. П-п-п-роехали.

Ещё одна страшная засада

В одном месте дорога обвалилась, и народ накатал объезд. Объезд из себя представлял грязную скользкую колею, с креном в сторону обвала. То есть, если буксанёшь - может стащить в обрыв. И это место я опять проехал без разведки! Чтобы не стащило в обрыв - ехал не медленно, так, чтобы центробежная сила в повороте компенсировала скатывающую силу. Было это всё уже в пятом часу утра.

Скажу так - в пять утра я уже был в неадекватном состоянии!

Многочисленные промоины даже не вспоминаются. Наконец мы выбрались на берег реки Печенги. Берег сухой. Выбрали подходящую полянку и легли спать. Примерно здесь

Как нам тогда показалось - мы доехали до цивилизации! На той стороне посёлок Печенга, даже ловит сотовая связь. А ещё я наткнулся на одноразовый пластиковый стаканчик! Мусор - это значит цивилизация! Мы легли спать, думая, что приключения позади.

Приключения только начинаются!

Проснувшись утром, я попробовал завести УАЗик. УАЗик не завёлся. Родной аккумулятор сдох. Совсем сдох. Попытка завести УАЗик за колесо не увенчалась успехом. Как мне не хватало "кривого стартёра"! Но эта опция осталась в прошлом веке. Хотя УАЗу ничто не мешает её сделать. Ещё у меня есть идея на такой случай, скрестить автомобильный генератор с бензиновой пилой!

Ладно, до цивилизации кажется, что рукой подать, но опять засада. Дальше дорога шла через небольшую речку вброд, только брод был проходим во время отлива! Во время прилива глубина была наверное метра два. А ещё дорога эта выходила на армейское стрельбище! Причём не далеко от того места, где мы стояли, я в лесу встретил странную конструкцию - остатки железнодорожного пути. Потом понял, что когда-то тут были рельсы, по которым двигалась движущаяся мишень. И ещё по пути мы проехали какое-то разрушенное здание. Очевидно - это когда-то был КПП. Так что получается, что мы ночевали на стрельбище, причём там, куда стреляют. Если бы в это время на полигоне были стрельбы, то транзитный проезд был бы точно невозможен.

Попытавшись завести УАЗик, я взял деньги, телеыон, рацию и пошёл искать где можно купить аккумулятор.

Вот здание полигона.
Вот здание полигона.

До въезда на полигон топать было километра два. До Печенги - километров пять. Спасибо одному военному военному - он меня подбросил отполигона до Печенги, точнее до въезда в Печенгу, попутно сообщив, что в Печенге делать нечего - надо ехать в Заполярный.

Никогда не спрашивайте "куда?"

Если вы встречаете кого-нибудь по пути - никогда не спрашивайте человека куда он идёт! В лучшем случае, он вам ничего не ответит. Поэтому я, когда увидел, как на перекрёстке в УАЗик загружаются рыбаки, которые явно ехали в ту сторону откуда я пришёл, я их попросил, если вдруг они там будут проезжать, то помочь завести УАЗик. (УАЗик завести помогли, но не они) Я тогда не знал сколько я проторчу на том перекрёстке в поисках попутки либо такси.

Такси нашлось быстро! Мы съездили в Заполярный, там я купил аккумулятор. Попутно таксист дал мне номер телефона, позвонив по которому можно узнать прогноз погоды и когда "низкая вода". Обратно он меня довёз до въезда на полигон - прилив уже вот-вот должен был начаться. Я был в резиновых сапогах. Думал, что если не успею - пройду как есть. Но, высоты сапог хватило.

Как хорошо, когда есть приливы!

Если бы мы тогда знали, что "безлюдность" места нашей стоянки обусловлена расписанием приливов и отливов - можно было бы не суетиться! Я сменил аккумулятор, прилив отрезал нам путь к цивилизации. Образовалось время для досуга! На телефон пришло сообщение, что два экипажа из нашей группы едут и скоро будут. Я озадачился организацией костра. Пока никто не видит - разжёг костёр остатками бензина, которые плескались в канистре. Лене не только помогли завести УАЗик, но ещё и заправили его из канистры. Следующий отлив должен был быть где-то в три часа ночи. Можно было бы поспать, но приехавшие два экипажа были настроены ехать сразу и мы решили уехать вместе с ними. Спать не ложились. В три часа ночи переехали обмелевший брод и организованной группой "прорвались" через военный полигон. После брода через полигон была хорошая дорога, но кто бы нам ворота открыл - прошли по какой-то грязной тропе, в которой стандартный УАЗик местами цеплял мостами.

Это выезд с полигона на трассу.
Это выезд с полигона на трассу.
Когда я ходил за аккумулятором погода была лучше.
Когда я ходил за аккумулятором погода была лучше.
Вид на Печенгу
Вид на Печенгу
Печенга во время отлива.
Печенга во время отлива.
Вот интересно, что собирает народ во время отлива?
Вот интересно, что собирает народ во время отлива?

Выводы из случившегося

Ночью таки надо спать! Товарищи, которые проехали вслед за нами спросили как мы проехали по тому скользкому косогору. Я ничего внятного не ответил. Дуракам везёт.

Я не знаю, ездит ли народ по этой дороге в обратном направлении. Если бы мы ехали днём, то могли встретить кого-нибудь там, где встречный разъезд затруднён. А так, нам никто не мешал.

Из-за того, что ехали ночью хороших фотографий не получилось. Штурман-фотограф уже не мог дальше что-то снимать, а мне было не до этого.

Проедем ли мы ещё раз по этой дороге? Это маловероятно. Во-первых, судя по более поздним отчётам - объезды хорошо так разбили. Во-вторых, как ни крути, уже не будет того "вау-эффекта" как первый раз.

Если бы мы поехали в восточную область Рыбачьего и там у нас сел бы аккумулятор - было бы гораздо интереснее.

Аккумулятору пришло время. На тот момент ему уже было девять лет. Частые остановки с последующим запуском двигателя и движение на оборотах холостого хода с включённым дальним светом фар, его окончательно доканали. Последующая зарядка не помогла. Двигатель я глушил потому, что неизвестно когда будет следующая заправка - старался экономить.

Вот такое у нас получилось спонтанное приключение без всякой подготовки.

До новых встерч, заходите на мой канал, подписывайтесь! Если кто-то ездил по этой дороге примерно в то же время - мне будет интересно посмотреть фотографии, особенно того участка, который мы проспали!