Перед нами отличный 6-ти серийный сериал, в котором мы наблюдаем, как главная героиня вязнет в паутине манипуляций психопата.
По сюжету героине Мод 53 года, у нее есть все, кроме отношений. Она в разводе. От этого брака у нее двое взрослых детей - сын и замужняя дочь. Мод основательница успешной косметической компании. У нее есть хорошие давние друзья - врач-терапевт Лоранс и Дебора, которая является ее помощницей в рабочих процессах.
Первая серия повествует нам историю знакомства Мод и Матиаса и всю сеть манипуляций, которыми герой опутывает свою жертву. Разберем пошагово его стратегию.
1. Необычный род деятельности.
Серьезная с привкусом опасности профессия всегда привлекает внимание. Матиас представляется военным фотографом.
2. Замыкание внимания на себе. Он забрасывает ее романтическими смс, заставляя ее постоянно отвлекаться от рабочих процессов и личных дел.
3. Взлом границ.
Этот шаг я называю именно взломом границ, когда манипулятор резко нарушает личное пространство неожиданным поступком, а потом тут же отходит в сторону.
Матиас без предупреждения приезжает к больной матери Мод, которая находится в специализированном учреждении. Героиня крайне удивлена и недовольна, увидев его, мило беседующего с матерью. Она ему говорит, что он перешел черту. Матиас делает шаг назад и признает, что был не прав. Но дело сделано - границы взломаны.
В фильме "Мой король", этот этап представлен сценой, где герои брызгают в лицо пока еще незнакомым людям водой из ведра с шампанским.
4. Проверка границ дозволенного через обесценивание интересов и чувств.
После этого Мод и Матиас начинают жить в ее просторном и современном доме. Мод работает, а Матиас "на хозяйстве". Он быстро вживается в роль хозяина и без согласования переставляет мебель и убирает картину:
"Не злись. На нее неприятно смотреть"
Мод растеряна, но соглашается убрать картину в подвал. Но позже из разговора с подругой мы узнаем, что Мод билась за эту картину, она ей влетела в копеечку. "Но это всего лишь картина. Я переживу. Отношения строятся на коммуникации. Зато теперь никто не скажет, что я отпугиваю мужчин"
Его краткие фразы "Не злись. На нее неприятно смотреть" потрясают своей выверенной манипуляцией. Этим он говорит, что ему неприятно смотреть не только на картину, но и на злость Мод. Таким образом он с самого начала "запрещает" Мод злиться, ведь тогда она станет ему неприятной.
5. Обольщение ближайшего круга друзей.
Вкусный ужин, приятные манеры, хороший вкус, влюбленный взгляд и... друзья Мод выносят вердикт:
" Ты сорвала куш".
6. Размытие границ, стремление к слиянию.
Мод услышала приятное от друзей о Матиасе, теперь ей хочется услышать, что думает он о ее компании.
-Ну как? - задает она ему вопрос
-Ты о чем? - в свою очередь спрашивает Матиас
-Они славные! Тебе понравились?
- Естественно.
-Ты о чем? - не понимает Мод
- Я люблю тебя и все что любишь ты.
Почему он так отвечает? Такой фразой он пытается показать единство их интересов, полно принятие ее и ее окружения. Но дело здесь в другом. Характеристикой нарцисса является функциональное отношение к другим. Для того, чтобы что то сказать о друзьях Мод, их надо воспринять как личностей, увидеть их качества, а Матиас этого не может. Он относиться к людям как функциям - либо полезные, либо нет. В данном случае Мод - полезная функция - она финансовый ресурс и носитель нормального нарциссизма, которым он питается.
Дальше мы увидим, что эта компания друзей и ее дочь с мужем будут восприниматься как негативные функции, которые оттягивают ее внимание на себя. Эти функции ему нужно устранить, они все поочередно пострадают от него.
7. Игры нарцисса с ложью, подменой понятий, навешиванием вины.
Сцена в ресторане отлично иллюстрирует его игры с эмоциональными качелями. Герои ужинают в ресторане, Матиас несмотря на сопротивление Мод, заказывает несколько бутылок дорогого вина. Но когда приходит время расплачиваться, то оказывается, что его карта не работает. Матиас устраивает сцену, что его "обвиняют в неисправной карте, хотя проблемы явно с терминалом". Мод, чтобы сгладить конфликт, расплачивается сама, но тут же получает порцию обвинений в том, что она успешна.
"Это у тебя все просто! Тебе нравится показывать другим, что они ничтожества. Потому что ты платишь, ты решаешь, ты успешна. Ты хоть подумала, что я чувствую?! Быть прилюдно униженным, не имея возможности оплатить счет, побаловать любимую".
В этом проявляется его истинная суть. Психика перверзного нарцисса подобна психике младенца. Для маленького ребенка мир крутится вокруг него, он настолько беспомощен, что его потребности должны обеспечиваться другими, а чувства угадываться. Иметь дело с психикой 40-летнего младенца, переполненной завистью - опасное дело. Он завидует тому, чего у него нет, в том числе и чувству самоценности, успешности, умению строить близкие отношения с людьми, и стремиться все это уничтожить в другом.
7. Наказания, навязывание чувства вины.
Типичное наказание манипуляторов - уход, эмоциональная холодность, избегание, отказ в близости. Матиас пропадает на три дня. Его действия достигают цели. Мод чувствует вину:
" Я сама виновата. Облажалась, как всегда."
8. Самоуничижение, чтобы вызвать жалость и сочувствие.
Вернувшийся Матиас рассказал, как ему было плохо и что он хотел покончить с собой.
"Я жалкое зрелище. Я тебя недостоин" Слишком слаб".
А еще у него нет работы и после недавнего задания в зоне боевых действий он страдает ПТСР, которое проявляется в виде бессонницы, панических атак, приступов агрессии.
Поняв характер Мод, которая умеет сочувствовать, заботиться, искать компромиссы, сглаживать углы, Матиас придумывает себе диагноз и представляется в таком свете, что его хочется взять под крыло и опекать. Он будто открывается и показывает свою уязвимость, но это всего лишь расчетливая игра.
9. Разрыв социальных связей и семейных отношений
Самый главный и длительный этап в перверзной игре. Манипулятору необходимо остаться единственным носителем истины в реальности жертвы. Разрыв связей с миром начинается с менее значимых отношений, постепенно доходя до самых близких - детей.
Сначала Матиас ревностными нападками вынуждает разорвать Мод выгодный контракт по поставке ингредиентов для косметики. Далее он отдаляет ее от сотрудников компании, с которыми у нее сформировались теплые дружеские отношения. Удавка стягивается, добираясь до самых близких. И если не удается вызвать разрыв отношений подставными конфликтами и ссорами, то в ход идет самое страшное - физическое устранение.
10. Двойные отношения.
Редко, когда у такого типа нарциссов только одна жертва в разработке. Всегда есть план Б, В и так далее. В этом фильме мы видим как Матиас параллельно имеет отношения со смертельно больной девушкой, у которой есть нужный ему ресурс - очень большой дом.
Как выпутаться из таких опасных для здоровья и жизни, не говоря уж о кошельке, отношений? Важно, чтобы в окружении жертвы был тот, кто не верит и не поддается манипулятору. Если говорить про психическое устройство самой Мод, то неудачи с мужчинами показывают ее как жертву. Но глядя на то, какие у нее отношения с детьми, друзьями, можно сказать, что внутри нее есть опорная часть и система безопасности, которая, несмотря на запоздание, срабатывает.
Смотрели ли вы этот сериал? Поделитесь мнением и дополнениями!