Найти в Дзене

Сериал "Манипуляции" как пособие по психическому устройству перверзного нарцисса.

Перед нами отличный 6-ти серийный сериал, в котором мы наблюдаем, как главная героиня вязнет в паутине манипуляций психопата.

По сюжету героине Мод 53 года, у нее есть все, кроме отношений. Она в разводе. От этого брака у нее двое взрослых детей - сын и замужняя дочь. Мод основательница успешной косметической компании. У нее есть хорошие давние друзья - врач-терапевт Лоранс и Дебора, которая является ее помощницей в рабочих процессах.

Первая серия повествует нам историю знакомства Мод и Матиаса и всю сеть манипуляций, которыми герой опутывает свою жертву. Разберем пошагово его стратегию.

Кадр из фильма "Манипуляции"
Кадр из фильма "Манипуляции"

1. Необычный род деятельности.

Серьезная с привкусом опасности профессия всегда привлекает внимание. Матиас представляется военным фотографом.

2. Замыкание внимания на себе. Он забрасывает ее романтическими смс, заставляя ее постоянно отвлекаться от рабочих процессов и личных дел.

3. Взлом границ.

Этот шаг я называю именно взломом границ, когда манипулятор резко нарушает личное пространство неожиданным поступком, а потом тут же отходит в сторону.

Матиас без предупреждения приезжает к больной матери Мод, которая находится в специализированном учреждении. Героиня крайне удивлена и недовольна, увидев его, мило беседующего с матерью. Она ему говорит, что он перешел черту. Матиас делает шаг назад и признает, что был не прав. Но дело сделано - границы взломаны.

В фильме "Мой король", этот этап представлен сценой, где герои брызгают в лицо пока еще незнакомым людям водой из ведра с шампанским.

Кадр из фильма "Манипуляции". Мод крайне недовольна приездом Матиаса в лечебницу к ее матери.
Кадр из фильма "Манипуляции". Мод крайне недовольна приездом Матиаса в лечебницу к ее матери.

4. Проверка границ дозволенного через обесценивание интересов и чувств.

После этого Мод и Матиас начинают жить в ее просторном и современном доме. Мод работает, а Матиас "на хозяйстве". Он быстро вживается в роль хозяина и без согласования переставляет мебель и убирает картину:

"Не злись. На нее неприятно смотреть"

Мод растеряна, но соглашается убрать картину в подвал. Но позже из разговора с подругой мы узнаем, что Мод билась за эту картину, она ей влетела в копеечку. "Но это всего лишь картина. Я переживу. Отношения строятся на коммуникации. Зато теперь никто не скажет, что я отпугиваю мужчин"

Его краткие фразы "Не злись. На нее неприятно смотреть" потрясают своей выверенной манипуляцией. Этим он говорит, что ему неприятно смотреть не только на картину, но и на злость Мод. Таким образом он с самого начала "запрещает" Мод злиться, ведь тогда она станет ему неприятной.

5. Обольщение ближайшего круга друзей.

Вкусный ужин, приятные манеры, хороший вкус, влюбленный взгляд и... друзья Мод выносят вердикт:

" Ты сорвала куш".

Кадр из фильма "Манипуляции" . Ужин в близком кругу
Кадр из фильма "Манипуляции" . Ужин в близком кругу

6. Размытие границ, стремление к слиянию.

Мод услышала приятное от друзей о Матиасе, теперь ей хочется услышать, что думает он о ее компании.

-Ну как? - задает она ему вопрос
-Ты о чем? - в свою очередь спрашивает Матиас
-Они славные! Тебе понравились?
- Естественно.
-Ты о чем? - не понимает Мод
- Я люблю тебя и все что любишь ты.

Почему он так отвечает? Такой фразой он пытается показать единство их интересов, полно принятие ее и ее окружения. Но дело здесь в другом. Характеристикой нарцисса является функциональное отношение к другим. Для того, чтобы что то сказать о друзьях Мод, их надо воспринять как личностей, увидеть их качества, а Матиас этого не может. Он относиться к людям как функциям - либо полезные, либо нет. В данном случае Мод - полезная функция - она финансовый ресурс и носитель нормального нарциссизма, которым он питается.

Дальше мы увидим, что эта компания друзей и ее дочь с мужем будут восприниматься как негативные функции, которые оттягивают ее внимание на себя. Эти функции ему нужно устранить, они все поочередно пострадают от него.

7. Игры нарцисса с ложью, подменой понятий, навешиванием вины.

Сцена в ресторане отлично иллюстрирует его игры с эмоциональными качелями. Герои ужинают в ресторане, Матиас несмотря на сопротивление Мод, заказывает несколько бутылок дорогого вина. Но когда приходит время расплачиваться, то оказывается, что его карта не работает. Матиас устраивает сцену, что его "обвиняют в неисправной карте, хотя проблемы явно с терминалом". Мод, чтобы сгладить конфликт, расплачивается сама, но тут же получает порцию обвинений в том, что она успешна.

Кадр из фильма "Манипуляции"
Кадр из фильма "Манипуляции"

"Это у тебя все просто! Тебе нравится показывать другим, что они ничтожества. Потому что ты платишь, ты решаешь, ты успешна. Ты хоть подумала, что я чувствую?! Быть прилюдно униженным, не имея возможности оплатить счет, побаловать любимую".

В этом проявляется его истинная суть. Психика перверзного нарцисса подобна психике младенца. Для маленького ребенка мир крутится вокруг него, он настолько беспомощен, что его потребности должны обеспечиваться другими, а чувства угадываться. Иметь дело с психикой 40-летнего младенца, переполненной завистью - опасное дело. Он завидует тому, чего у него нет, в том числе и чувству самоценности, успешности, умению строить близкие отношения с людьми, и стремиться все это уничтожить в другом.

7. Наказания, навязывание чувства вины.

Типичное наказание манипуляторов - уход, эмоциональная холодность, избегание, отказ в близости. Матиас пропадает на три дня. Его действия достигают цели. Мод чувствует вину:

" Я сама виновата. Облажалась, как всегда."

8. Самоуничижение, чтобы вызвать жалость и сочувствие.

Вернувшийся Матиас рассказал, как ему было плохо и что он хотел покончить с собой.

"Я жалкое зрелище. Я тебя недостоин" Слишком слаб".

А еще у него нет работы и после недавнего задания в зоне боевых действий он страдает ПТСР, которое проявляется в виде бессонницы, панических атак, приступов агрессии.

Поняв характер Мод, которая умеет сочувствовать, заботиться, искать компромиссы, сглаживать углы, Матиас придумывает себе диагноз и представляется в таком свете, что его хочется взять под крыло и опекать. Он будто открывается и показывает свою уязвимость, но это всего лишь расчетливая игра.

Кадр из фильма "Манипуляции"
Кадр из фильма "Манипуляции"

9. Разрыв социальных связей и семейных отношений

Самый главный и длительный этап в перверзной игре. Манипулятору необходимо остаться единственным носителем истины в реальности жертвы. Разрыв связей с миром начинается с менее значимых отношений, постепенно доходя до самых близких - детей.

Сначала Матиас ревностными нападками вынуждает разорвать Мод выгодный контракт по поставке ингредиентов для косметики. Далее он отдаляет ее от сотрудников компании, с которыми у нее сформировались теплые дружеские отношения. Удавка стягивается, добираясь до самых близких. И если не удается вызвать разрыв отношений подставными конфликтами и ссорами, то в ход идет самое страшное - физическое устранение.

10. Двойные отношения.

Редко, когда у такого типа нарциссов только одна жертва в разработке. Всегда есть план Б, В и так далее. В этом фильме мы видим как Матиас параллельно имеет отношения со смертельно больной девушкой, у которой есть нужный ему ресурс - очень большой дом.

Кадр из фильма "Манипуляции". Джозеф олицетворяет бунтующую часть Мод, которая запустит сигнал тревоги.
Кадр из фильма "Манипуляции". Джозеф олицетворяет бунтующую часть Мод, которая запустит сигнал тревоги.

Как выпутаться из таких опасных для здоровья и жизни, не говоря уж о кошельке, отношений? Важно, чтобы в окружении жертвы был тот, кто не верит и не поддается манипулятору. Если говорить про психическое устройство самой Мод, то неудачи с мужчинами показывают ее как жертву. Но глядя на то, какие у нее отношения с детьми, друзьями, можно сказать, что внутри нее есть опорная часть и система безопасности, которая, несмотря на запоздание, срабатывает.

Смотрели ли вы этот сериал? Поделитесь мнением и дополнениями!