Я тут уже писала, что детям из бедных семей и с малообразованными родителями довольно трудно выбраться из этой семейной колеи. Они либо даже не думают о получении хорошего образования, либо не могут его получить. А если все карты сходятся и они поступают в хороший университет, то они все равно испытывают больше трудностей с учебой и поиском работы после вуза, чем их более обеспеченные ровесники. Я даже ссылалась на всякие научные исследования, за что не раз была заклеймена плохими словами и обвинена в неуважении к этим самым детям из простых и бедных семей. Это, конечно, не так — мой собственный отец выходец из такой семьи. Но каждый читает, как умеет. Тут уж ничего не поделаешь.
Однако такое дело — иногда это наблюдение опровергается, но только в самых суровых условиях. Когда жизнь сложна, а других возможностей выбраться, кроме высшего образования нет. И лучший этому пример — положение евреев в Российской империи и черта оседлости.
Ее ввела еще Екатерина II по настойчивому требованию русских купцов, которые опасались конкуренции со стороны еврейских коллег. Just business, ничего более. Однако впоследствии это вылилось в ужасно дискриминационные законы. Евреям нельзя было селиться нигде, кроме черты оседлости. А это территория небольшая, численность населения там постепенно росла, работы на всех не хватало. И к концу XIX века евреи там жили довольно бедно и без особых перспектив.
Выбраться оттуда можно было только в четырех случаях. Первое — стать христианином (фактически предать веру предков, на такое тогда мало кто был готов пойти). Второе — стать купцом первой гильдии (тоже довольно сложный способ, требующий начального капитала). Третье — обладать правильной профессией, например, быть зубным техником. Но там все было схвачено и в ремесло пускали только своих. Так, кстати, черту оседлости смогла покинуть семья балерины Майи Плисецкой. Ее дед был очень хорошим стоматологом. И четвертое — получить высшее образование.
Из всех четырех способов поступление в университет казалось самым доступным. Поэтому еврейские дети стали изо всех сил учиться и родители их в этом всячески поддерживали. Ведь выезд за черту оседлости — это путь к лучшей жизни, той, в которой у тебя значительно больше возможностей.
Власти, конечно, это быстро просекли и установили строгие квоты для еврейских студентов — что-то в районе двух процентов. Но все равно евреи массово старались дать своим детям хорошее школьное образование. В местечках черты оседлости в гимназиях и училищах классы на 90 процентов состояли из еврейских детей. А ведь для того, чтобы поступить в гимназию, надо было показать определенный уровень знаний. А это значит, хорошее домашнее обучение или наем частных учителей. Это деньги. Да и сами гимназии были не бесплатны. И это тоже деньги. Фактически, некоторые еврейские семьи тратили львиную долю заработка на детское образование. Не все, конечно, но значительное количество. И это не может не восхищать. Меня, по крайней мере, потому что я образование считаю очень важным. Знания и умения — это то, что никто у человека не отберет.
В результате в Российской империи появилось очень много образованной еврейской молодежи. Большей части из них, увы, некуда было приткнуться. В университеты смогли пробиться не все. И они с головой ушли в революционное движение. А после падения монархии и смены элит именно они составили костяк советской интеллигенции.
Среди советских ученых, писателей, музыкантов, актеров была высокая доля евреев. И это не от того, что они от природы умнее всех остальных. Нет, просто именно они на протяжении пары поколений вкладывались в образование своих детей, причем, в образование на русском языке. А остальные народы — нет. Конечно, за исключением, богатых купцов, промышленников и аристократов. Поэтому когда образованная часть русского общества эмигрировала, их место заняла не менее образованная, но ранее притесняемая, еврейская молодежь.
Никаких заговоров, просто жизнь. Дискриминируемым людям оставили лазейку выбраться из-под этой дискриминации, которая не требовала от них ни гигантских денег, ни смены религии. И они ею воспользовались. В общем история о том, что хорошее образование можно получить, имея на старте любые условия. Важно, чтобы родители осознавали ценность образования и поддерживали и направляли детей.