Как известно, в индуистской традиции существует много типов садху или святых. Среди них особое место занимают обнаженные Нага Садху и зловеще-загадочные Агхори Баба. Чисто внешне они кажутся похожими. Но дело в том, что на самом деле разница между ними достаточно велика.
Давайте рассмотрим каждую из этих групп.
Нага Садху
Слово Нага Садху означает "обнаженные садху".
Корни традиции нагов можно найти еще изображениях и монетах времен древнего города Мохенджо-Даро (около 2600 года до н. э.). Также изображения садху, поклоняющихся Господу Шиве в форме Пашупатинатха, были раскопаны на различных археологических объектах.
Есть также мнение, что знаменитый полководец Александр Великий встречался с этими садху, когда продвигался со своими войсками по территории Индии. Упоминали о них великий святой джайнов Махавира и даже Будда. В ритуалах дигамбарских садху, следующих джайнизму, есть следы традиций садху-нагов, например они тоже ходят полностью обнаженными.
Официально же Наги были объединены в орден в 16 веке, когда гуру Мадхусудана Сарасвати из Бенгалии организовал первую Акхару (общину) нагов как вооруженных санньяси (аскетов), чтобы защитить индуистов от тирании правителей Великих Моголов.
Распорядок дня Нага Садху
Нага-бабам разрешается есть только один раз в день. При этом они могут есть только то, что им подадут. Просить еду они могут только в 7 домах в день. Им приходится есть все, что они получают из этих домов. Если они ничего не получат, они будут вынуждены голодать целый день.
Вечером, поев, наги ложатся спать. Нага-бабы встают в час Брамха Мухурта (около 4.00 утра).
Кроме того, Нага Садху практикует суровые аскезы: вставляют острые предметы в чувствительные части тела, неподвижно стоят в течение нескольких часов, а некоторые из них зарываются под землю на несколько дней или же годами держат вытянутой вверх одну или две руки.
Читайте также:
Агхори Баба
В свою очередь агхори - это группа аскетических шиваитских садху, которые базируются в основном в штате Уттар-Прадеш. Это единственная сохранившаяся секта, основанная на традиции Капалика - тантрической, непуранической форме шиваизма, зародившейся в средневековой Индии между 7 и 8 веками нашей эры.
Агхори — это преданные Шивы, проявленного как его гневная форма Бхайрава. Также они поклоняются богине Кали. Их практику часто считают противоречащей ортодоксальному индуизму.
Агхори верят, что погружение в полную тьму — это то, что ведет их к самореализации или просветлению, поэтому они практикуют то, что считается социально неприемлемым или осуждаемым в обществе. Это практика аскезы на местах кремации, поедание человеческой плоти, оставшейся от кремированных тел, изготовление из человеческих черепов чаш для питья и других предметов, употребление одурманивающих веществ и т.п.
Разница между Нага Садху и Агхори Бабой
1. И Нага Садху, и Аххори Баба должны пройти достаточно трудные этапы садханы и практиковать сложную тапасью. Считается, что в среднем, чтобы стать Нага Садху и Агхори, требуется около 12 лет. Нага Садху принадлежат к определенным Акхарам (общинам) и должны пройти определенные экзамены или испытания этой Акхары, чтобы стать садху.
А для того, чтобы стать агхори-бабой, не нужно принадлежать ни к какой Акхаре. Необходимо совершать аскезы на шмашане (на местах кремации), поэтому будущие агхори проводят на местах кремации несколько лет своей жизни.
Итак, и Наги и Агхори поклоняются Шиве, но разными методами.
2. Чтобы стать Нага Садху, необходимо служение Гуру в Акхаре. Гуру может быть главой Акхары или любым видным садху этой Акхары. Говорят, что процесс становления Нага Садху завершается, когда учение Гуру получено должным образом и полностью. После служения Гуру ученики могут достичь следующего шага и стать Нага Садху.
А вот, чтобы стать Агхори Бабой, не требуется обязательного наличия живущего на земле Гуру (хотя таковой может и быть). Их наставником является сам Господь Шива. Считается даже, что Агхори являются пятым воплощением Шивы или живой формой Шивы в Калиюгу.
3. В основной своей массе Нага Садху и Агхори Баба не вегетарианцы. Лишь некоторые Нага Садху являются вегетарианцами. Но если Нага Садху едят мясо животных, то Агхори могут практиковать каннибализм, употребляя человеческие останки, оставшиеся после кремации тел на шмашанах. Однако, нужно понимать, что делают это далеко не все Агхори. У автора этой статьи есть несколько знакомых агхори, которые являются строгими вегетарианцами, не употребляя даже яйца.
4. Есть еще одно принципиальное отличие Нага Садху от Агхори Бабы. Так, Нага-садху обычно бродят обнаженными, а Агхори-баба обычно носят одежду из шкур животных или любую другую ткань, закрывающую нижнюю часть тела. Агхори участвуют в посмертных ритуалах, и поскольку они часто обитают на кладбищах, то они традиционно смазывают свои тела пеплом от кремации и используют кости человеческих трупов для изготовления капал и украшений.
5. Большинство Нага Садху проводят основную часть жизни в своих Акхарах в Гималаях или в своих акхарах, но раз в год их можно увидеть на фестивале Кумбха Меле (Праздник Кувшина) - самом масштабном индуистском празднике омовения в Ганге и других священных реках. Именно они первыми входят в реку и совершают омовение, а уже вслед за ними идут многотысячные потоки паломников.
Агхори Баба не участвуют в социальной жизни, их реже можно встретить на праздниках, хотя на Кумбхамеле они тоже появляются. Чаще всего они живут жизнью отшельников, купаются в пепле кремации, живут около этих мест и пьют из человеческих черепов. Кроме того, среди их основных практик - медитация на трупах, что является символом их восхождения от «Шавы» к «Шиве». Этот культ также обычно называют «Огарапант».
6. Какими бы странными и отталкивающими ни были аскезы Нага Садху и Аххори Бабы, верят, что и те и другие обладают различными сверх способностями (сиддхи).
Нага Садху проповедуют и учат людей особой милости Бога, а Агхори Баба обладает некоторыми способностями черной магии, которую они, как утверждают индийцы, могут использовать в том числе с благими целями.
Кроме того, Нагов называют воинами-садху, но в наши дни они практикуют ненасилие и готовы сражаться лишь интеллектуально. В то же время Агхори Баба в основном занимаются медитацией и тантрической магией.
Читайте подробнее здесь:
7. И Нага Садху и Агхори Баба придерживаются разрыва родственных связей, держась в стороне от семьи. В процессе становления им приходится жертвовать связями со своими семьями, то есть они также совершают свой собственный Шраад.
О Брахмачарье читайте здесь:
И главное, что Агхори — это те, чьи внутренние намерения, такие как «хорошо-плохо», любовь-ненависть, ревность и гнев, исчезли.
В целом можно сказать, что и Нага Баба, и Агхори имеют одну цель – достичь Бога. У обоих разные убеждения, но их намерение следовать необычным путем — достичь просветления, которое приблизит их к Богу.
Олег Дургин