Один из индуистских богов, сын Шивы Айяппа говорит: «Брахмачарья, или безупречное целомудрие, — лучшее из всех покаяний; человек, соблюдающий такое безупречное целомудрие, — это не человек, а поистине бог… Для человека, соблюдающего целомудрие, который с огромными усилиями сохраняет свои реты, что есть недостижимого в в этом мире? Силой самообладания ретов человек станет таким же, как Я». Об этом писал великий философ и учитель Шри Шанкарачарья, живший в 9 веке нашей эры.
Значение воздержания в Ведах
Важность Брахмачарьи (целибата, контроля над желаниями, воздержания, временного или пожизненного обета безбрачия) хорошо объяснена в Яджурведе.
Само слово Брахмачарья буквально означает «поведение, соответствующее Брахману» или «на пути Брахмана».
Исторически брахмачарья относилась к стадии жизни (ашраму ) в ведической системе ашрама . Древняя индуистская культура разделяла продолжительность жизни человека на четыре стадии: брахмачарья , грихстха , ванапрастха и саньяса.
Этап жизни брахмачарьи занимал время с детства до двадцати пяти лет, был ориентирован на образование и включал практику безбрачия.
В свою очередь все четыре Веды и другие писания индуизма придают большое значение Брахмачарье. В ведический период ученика называли брахмачари (а ученицу-девочку - брахмачарини). Считалось, что сохраняя энергию, силу и жизнеспособность ума и различных органов, можно вести счастливую, энергичную и здоровую жизнь. Ум брахмачари будет ясен, а мозг будет превосходно работать.
Поскольку это источник всех добродетелей, он увеличивает силу, продолжительность жизни и здоровье.
Образно говоря, Брахмачарья — плотина всех удовольствий жизни, и только действительно мудрые люди понимают ее важность. Благодаря практике Брахмачарьи их сила и жизнь возрастают, а все болезни уничтожаются.
В одном из стихов «Яджурведы» говорится, что образованные люди, действительно наделенные божественными силами, должны делать в этом мире две вещи. Во-первых, они должны распространять учение Брахмачарьи и контроля над чувствами, чтобы люди могли стать сильными и здоровыми и вести полноценную энергичную жизнь.
В другом тексте говорится, что такие люди, которые отказываются от общества плохих людей и отказываются от всех плохих и злых привычек, избегая безнравственной жизни, увеличивают свою жизненную силу и рожают хороших детей. Они укрепляют и прославляют свой род и свою страну.
Брахмачарье также отведено возвышенное положение в Чандогья-упанишаде , которая провозглашает, что реализация брахмана возможна только посредством практики брахмачарьи:
"Только те, кто стремится к познанию Брахмана посредством практики брахмачарьи, достигают брахмалоки".
Когда нужно начинать Брахмачарью?
В одном стихе Яджурведы объясняется, что брачный возраст юноши начинается в двадцать шестой год, а девушки — в семнадцать, и что им следует любой ценой практиковать Брахмачарью до тех пор, пока они не смогут жениться или выйти замуж.
«Те, кто получает образование по правилам Брахмачарьи, сияют, как солнце, быстры во всем, что делают, как ястреб, и становятся объектом всеобщего уважения».
Практика брахмачарьи имеет некоторые ключевые атрибуты:
- Полная отдача учебе. Постоянное стремление к знаниям, особенно духовным.
- Вести жизнь, полную дисциплины, с соблюдением многочисленных видхи и нишедх – что можно и чего нельзя.
- Сильный акцент на контроле над чувствами и избегании потакания материальным и сексуальным удовольствиям.
Поэтому, согласно ведийским писаниям, в студенческой жизни лучше сохранять жизненную жидкость, которая является нитью жизни, чтобы студент мог использовать свою энергию и силы для своего образования и обучения.
В ведический период ученикам передавались все необходимые знания, от Земли до Солнца, таким образом, что вся божественность обитала в их телах, чтобы в будущем они стали достоянием своей страны и мира. У них была гармония ума, сердца и рук, приносящая пользу обществу в целом.
В Ведах сказано, что если наши сердца сильны, то наши умы не напрасны. Человек без образования — зверь, как и человек без Дхармы. Образование и знания подобны двум глазам человека, которые позволяют ему правильно видеть вещи и различать собственную позицию. Цель образования – сделать человека таким, каким он должен быть.
Согласно Ведам, образования в области искусств и материальных наук недостаточно, поскольку большая часть совершенства может быть достигнута путем изучения духовных наук. Цель жизни и образования состоит в том, чтобы мы могли прожить новую жизнь в сфере себя и творения, в гармонии и счастье, и стать добродетельными.
Поэтому каждую секунду нашей жизни следует использовать полностью, чтобы не оставалось места праздности. Известно изречение, что праздный ум – это мастерская дьявола. Конечно, отдых необходим наряду с учебой, чтобы поддерживать себя в форме, бодром состоянии и готовности к любым жизненным испытаниям. И в этом контексте важно понятие Брахмачарьи.
Правила Брахмачарьи
В Индии установлены определенные правила для будущего брахмачари:
- Он не может жить среди женщин, животных и евнухов,
- Он не может учить женщину индивидуально или даже в группе,
- Он не может сидеть на одной циновке с женщиной.
- Ему нельзя смотреть ни на одну часть женского тела,
- Ему нельзя употреблять молоко, творог, топленое масло или любые жирные вещества,
- Нельзя принимать ванны и масляный массаж.
Воздержание в древних текстах
Великий учёный древней Индии Шри Патанджали в своём учении объясняет важность Брахмачарьи. Ее изучали и западные ученые, такие как Диоклетиан Льюис, выдающийся врач 10 века, который в своей книге «Целомудрие» высказал мнение, что наиболее драгоценные атомы крови входят в состав ретас (мужского семени). Таким образом, сохранение мужского семени путем воздержания помогает лучшему развитию мозга, тела и разума.
Льюис говорит, что лучшая кровь в организме используется для формирования элементов воспроизводства у обоих полов. Поэтому, если кто-то тратит ретас, он теряет лучшую часть крови и становится слабым физически и умственно. Если оно сохраняется, он становится сильным, умным, образованным, героическим и могущественным.
Брахмачарью могут практиковать и женатые люди. Целомудрие и верность являются основой крепких и счастливых супружеских отношений и должны быть приняты мужем и женой.
В «Шримад-Бхагаватам», священной книге индуизма, упоминается, что практика брахмачарьи также является одной из важных обязанностей в супружеской жизни и от нее отказываются только с целью продолжения рода.
Уже упомянутый выше риши Патанджали в своих «Йога-сутрах» также говорит, что «Воздержание — это жизнь, а недержание — равно смерти».
Господь Шива в «Джнянасамкалани-тантре» говорит: «Мудрые не считают обычные формы аскетизма настоящим аскетизмом. Воздержание — это высший аскетизм. Тот, кто является воздержанным, равен Богу».
Сам Шива подает нам пример величайшего аскетизма, являясь великим тапасвином, сохраняющим свой внутренний огонь, которому не нужно топливо извне.
Лидия Яхонтова