У каждого человека есть три градации, степени оценки любой получаемой информации:
- одобрение (симпатия, согласие);
- безразличие (в основном с легким смещением оценки в положительную или отрицательную сторону);
- отрицание(несогласие,неодобрение,неприятие).
Очень важно постоянно следить за реакцией собеседника или аудитории.
С помощью обратной связи, постоянного контакта со слушателями диагностировать актуальную градацию оценки и степень восприятия информации.
Это можно делать как наблюдая за реакцией аудитории (прежде всего невербальной), так и с помощью вопросов:
- «Вы со мной согласны?»
- «С этим вы спорить не будете?»
- «Что вы об этом думаете?»
- «Так ведь?»
Понимание того, как аудитория оценивает вашу речь, поможет вам оперативно скорректировать свою линию аргументации в процессе выступления.
Возможно, проведя диагностику, вы поймете, что какие-то аргументы лучше не озвучивать. Или аудитория уже с вами согласна, и нет никакого смысла перегружать слушателей дальнейшим перечислением доводов. Или, наоборот, уже под конец выступления вы понимаете, что собеседники по-прежнему не разделяют вашу позицию, — значит, перед завершением речи нужно привести еще более весомые аргументы.
Статья написана Никитой Непряхиным на основе его книги «Убеждай и побеждай. Секреты эффективной аргументации», издательство «Альпина Паблишер».