Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.
Процесс научного исследования:
1. Постановка цели и задачи;
2. Предварительный анализ литературы по теме;
3. Формулировка исходных гипотез;
4. Организация и проведение полевого исследования;
5. Анализ и обобщение полученных данных;
6. Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
7. Окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.
Исследователь определяет:
- объект и предмет исследования;
- последовательность их решения;
- применяемые методы.
Уровни научного исследования:
- эмпирический;
- теоретический.
Эмпирический этап связан с первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют:
- факты действительности;
- научные факты.
Эмпирический этап состоит из двух стадий работы:
1. первая стадия – это процесс добывания, получения фактов, ибо очевидно, что для осмысливания, анализа фактов их нужно прежде всего иметь;
2. вторая стадия эмпирического исследования включает в себя первичную обработку и оценку фактов в их взаимосвязи, т. е. включает в себя:
- осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;
- классификация фактов по различным основаниям и выявление основных зависимостей между ними.
В ходе эмпирического этапа исследователь осуществляет:
- критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных примесей;
- описание каждого факта в определенных терминах той науки, в рамках которой ведется исследование;
- отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития;
- классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему;
- вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.
Теоретический этап и уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений.
Изучать – значит:
- не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;
- измерять все, что подлежит измерению;
- определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;
- находить закон;
- составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;
- проверять гипотезы опытом;
- составлять теорию изучаемого.
Постановка проблемы
Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапом является постановка проблемы.
- определить известное и неизвестное; факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей;
- сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки;
- наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.
Доказательство
Доказательство – следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.
Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве, суть которого состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.
Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы:
- получение и описание фактов, постановка научных проблем;
- выдвижение гипотез, новых идей и положений;
- формирование теории, органическое включение в неё доказанных положений.
Замысел исследования
Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения, исследования, его этапы.
В замысле исследования выстраиваются в логический порядок:
- цель, задачи, гипотеза исследования;
- критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;
- определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.
Замысел исследования определяет и его этапы.
Первый этап включает в себя:
- выбор проблемы и темы;
- определение объекта и предмета, целей и задач;
- разработку гипотезы исследования.
Второй этап работы содержит:
- выбор методов и разработку методики исследования;
- проверку гипотезы;
- непосредственно исследование;
- формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;
- обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Третий заключительный этап строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.
Логика научного исследования
Принципы фальсификации: научные знания будут верны до тех пор, пока не будут опровергнуты фактами.
Развитие науки идёт через: критическую оценку конкурирующих гипотез, все научные теории – гипотезы.
История науки есть: регулярная ревизия фундаментальных положений научных знаний.
Вывод: чем больше фактов объясняет наука, тем выше степень её достоверности. В процессе эволюции науки отсеиваются те теории, которые объясняют меньше фактов.
Логика исследования:
Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью и т. д.), так и субъективными – опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума и т. д.
Тема – в ней отражается проблема в её характерных чертах.
Объект – эта та совокупность связей и отношений, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска; в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования:
1. Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.
2. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.
3. Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.
4. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.