Найти тему
Филфак

Логика процесса научного исследования

Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.

Процесс научного исследования:

1. Постановка цели и задачи;

2. Предварительный анализ литературы по теме;

3. Формулировка исходных гипотез;

4. Организация и проведение полевого исследования;

5. Анализ и обобщение полученных данных;

6. Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

7. Окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.

Исследователь определяет:

  • объект и предмет исследования;
  • последовательность их решения;
  • применяемые методы.

Уровни научного исследования:

  • эмпирический;
  • теоретический.

Эмпирический этап связан с первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют:

  • факты действительности;
  • научные факты.

Эмпирический этап состоит из двух стадий работы:

1. первая стадия – это процесс добывания, получения фактов, ибо очевидно, что для осмысливания, анализа фактов их нужно прежде всего иметь;

2. вторая стадия эмпирического исследования включает в себя первичную обработку и оценку фактов в их взаимосвязи, т. е. включает в себя:

  • осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;
  • классификация фактов по различным основаниям и выявление основных зависимостей между ними.

В ходе эмпирического этапа исследователь осуществляет:

  • критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных примесей;
  • описание каждого факта в определенных терминах той науки, в рамках которой ведется исследование;
  • отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития;
  • классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему;
  • вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.

Теоретический этап и уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений.

Изучать – значит:

  • не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;
  • измерять все, что подлежит измерению;
  • определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;
  • находить закон;
  • составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;
  • проверять гипотезы опытом;
  • составлять теорию изучаемого.

Постановка проблемы

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапом является постановка проблемы.

  • определить известное и неизвестное; факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей;
  • сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки;
  • наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.

Доказательство

Доказательство – следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.

Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве, суть которого состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы:

  • получение и описание фактов, постановка научных проблем;
  • выдвижение гипотез, новых идей и положений;
  • формирование теории, органическое включение в неё доказанных положений.

Замысел исследования

Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения, исследования, его этапы.

В замысле исследования выстраиваются в логический порядок:

  • цель, задачи, гипотеза исследования;
  • критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;
  • определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.

Замысел исследования определяет и его этапы.

Первый этап включает в себя:

  • выбор проблемы и темы;
  • определение объекта и предмета, целей и задач;
  • разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит:

  • выбор методов и разработку методики исследования;
  • проверку гипотезы;
  • непосредственно исследование;
  • формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;
  • обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий заключительный этап строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.

Логика научного исследования

Принципы фальсификации: научные знания будут верны до тех пор, пока не будут опровергнуты фактами.

Развитие науки идёт через: критическую оценку конкурирующих гипотез, все научные теории – гипотезы.

История науки есть: регулярная ревизия фундаментальных положений научных знаний.

Вывод: чем больше фактов объясняет наука, тем выше степень её достоверности. В процессе эволюции науки отсеиваются те теории, которые объясняют меньше фактов.

Логика исследования:

Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью и т. д.), так и субъективными – опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума и т. д.

Тема – в ней отражается проблема в её характерных чертах.

Объект – эта та совокупность связей и отношений, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска; в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования:

1. Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

2. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

3. Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

4. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.