Вот вам и ниша
Проследить историю этой модели - значит стать свидетелем технического, стилистического и коммерческого приключения, которое установило стандарт, родившись из предложения журналиста Боба Холла руководителям Mazda: почему бы не выпустить компактный спортивный автомобиль в стиле британских родстеров 1950-х и 1960-х годов? Редкий случай, когда искра превратилась в огонь, который распространился гораздо дальше, чем ожидала компания из Хиросимы, если вспомнить, что целью было продавать по 500-600 автомобилей в месяц, а вместо этого, начиная с 1989 года, после крещения на Чикагском автосалоне, первая серия, названная NA, разошлась тиражом более 400 000 экземпляров. Это был ошеломляющий успех: Miata в США, Eunos Roadster в Японии и MX-5 в Европе.
Переосмысление мечты
MX-5, по сути, не изобрел ничего нового, но смело переосмыслил в современном ключе элементы, определившие успех спортивных двухместных автомобилей с открытым верхом, мастерами которых были британцы, а также итальянцы. Японский "паук" не стеснялся брать пример с Lotus Elan, дизайн которого разработал Том Матано, отец последнего поколения RX-7, а если открыть капот, то 115-сильный 16-клапанный двигатель 1.6 с двумя распредвалами звучит так же, как у Alfa Romeo. Легкий (980 кг), маленький (менее четырех метров) и, прежде всего, маневренный, благодаря идеальному распределению массы на две оси, подвеске на двойных поперечных рычагах и заднему приводу, японец стал неиссякаемым источником удовольствия на поворотах.
Удовольствие от вождения сразу же стало визитной карточкой MX-5, быстро заставляя забыть о разгоне 0-100 за 9 секунд, что, конечно же, не относилось к категории "навороченных", а максимальная скорость в 190 км/ч была более чем достаточной. В 1994 году появился 131-сильный 1.8, а 1.6 был понижен до 90 л.с., чтобы снизить цены и защитить себя от конкурентов. В 1998 году появилось второе поколение (NB), которое лишилось культовых всплывающих фар, но получило более жесткое шасси и новый 147-сильный 1.8 VVT.
Автомобиль Гиннесса
MX-5 продолжил свой путь, занеся свое имя в Книгу рекордов Гиннесса в мае 2000 г. Выпустив 531 890 экземпляров, он стал самым продаваемым двухместным спортивным автомобилем в мире, а отметка в один миллион - невероятная для этого типа автомобилей - была официально преодолена 22 апреля 2016 г. За это время сменилось еще два поколения: NC, выпущенное в 2005 году, более крупное и мощное, и ND, выпущенное в 2015 году, которое вернулось к основам, с весом и размерами, больше похожими на NA. Первая легендарная MX-5 уже стала исторической, а цены на нее за последние годы выросли втрое: трудно найти экземпляр в хорошем состоянии дешевле 9 000-10 000 евро (13 500 за абсолютно новый автомобиль), и даже редкие модели NB 1.8 Sport и Challenge стали желанными для коллекционеров. Иначе и быть не может для автомобиля, ставшего легендой.