Найти тему

«Автостат. Оперативка»: российский авторынок в первом квартале 2024 года

Аналитическое агентство «Авто­стат» подвело итоги продаж на российском авторынке по итогам первого квартала текущего года в рамках онлайн-конференции «Оперативка». О том, с какими результатами завершился отчетный период, какие тенденции в развитии российского авторынка отметили аналитики агентства, а также о том, каков их прогноз на 2024 год, — в материале «Движка».

Как рассказал исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов, по итогам трех месяцев 2024 года продажи на российском рынке выросли во всех сегментах и по всем категориям транспортных средств. Наибольший рост (+93%) зафиксирован в легковом сегменте. За указанный период в нашей стране было продано 330,7 тыс. «легковушек». Также отмечен рост в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) — до 23 тыс. единиц (+41%).

Менее всего за три месяца выросли продажи автобусов (5,1 тыс. шт.; +23%) и грузовых машин — 29,2 тыс. шт. (+9%). При этом в прошлом году в сегменте грузовиков был зафиксирован рост на 71%. Таким образом, низкий результат этого года может быть обусловлен высокой базой 2023-го. Всего с января по март 2024 года в РФ было реализовано в общей сложности 388 тыс. транспортных средств всех типов, что на 77% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Если рассматривать результат каждого месяца нынешнего года, то в январе было реализовано 80 212 новых легковых машин (+77,3% по отношению к январю 2023-го; –32,9% к предыдущему месяцу), в феврале — 103 954 единицы (+85,1% к февралю прошлого года и +29,6% к январю). В марте рынок новых легковых автомобилей достиг 146 526 единиц (+109,4% к марту 2023 года и +41% к февралю).

С. Удалов полагает, что рост продаж в феврале и марте мог быть вызван как изменениями правил ввоза автомобилей с 1 апреля, так и скидками от дистрибьюторов. При этом эксперт прогнозирует, что результат апреля может быть как на уровне марта, так и выше него. По мнению директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, апрель может стать наиболее показательным месяцем для дальнейшего прогноза по авторынку.

Доля автомобилей массового сегмента в общем объеме продаж в марте достигла 87%; на сегмент «премиум» пришлось всего 13%. В нашей стране была реализована 127 431 машина массового сегмента, а также 19 095 единиц — премиального. При этом оба сегмента в основном представлены автомобилями китайских марок (55 и 75% соответственно). Среди них в массовом сегменте — Haval, Geely, Chery, Changan и Omoda, в премиальном — Exeed, Lixiang, Tank, Voyah и Zeekr. В топ‑15 марок массового сегмента попали также российские Lada (39 908 шт.) и «Москвич» (2440 шт.).

В десятку моделей по динамике продаж в марте вошли Lada Vesta (11 155 шт.; +55,7% по отношению к февралю), Lada Granta (18 727 шт.; +43,3%), Haval M6 (3468 шт.; +40,5%), Omoda C5 (3761 шт.; +40,3%), Chery Tiggo 7 Pro Max (5151 шт.; +36,9%), Haval Jolion (6387 шт.; +26,8%), Lada Niva Travel (5213 шт.; +25%), Chery Tiggo 4 Pro (3241 шт.; +17,1%), Lada Niva Legend (4772 шт.; +15,2%), Geely Monjaro (5175 шт.; +7,1%).

В марте нынешнего года 57,3% автомобилей продавались под китайскими марками, еще 29,9% — машины российского производства. Далее в рейтинге расположились японские (3,9%), европейские (3,3%), корейские (2,8%) и американские авто (0,8%). На другие марки (например, «Амберавто», Belgee и Iran Khodro) пришлось 2,1%.

По оценке экспертов агентства, в первый весенний месяц года продажи подержанных машин составят порядка 490 тыс. единиц (–1,6% по отношению к прошлому году; +22,7% к предыдущему месяцу). В феврале было реализовано 399 412 шт. (+1,2%; +23%), а в январе — 324 717 (–10,1%; –22,6%). В этом году может и не быть существенного роста на рынке автомобилей с пробегом, отметил С. Целиков.

В январе — марте в России было реализовано 23 031 новый LCV, что на 40,6% больше, чем годом ранее. Отечественный бренд ГАЗ занял 58% рынка в этом сегменте, объем его продаж составил 5232 экземпляра. Далее расположились российские УАЗ (1518 шт.; доля — 17%), Sollers (795 шт.; 9%) и Lada (577 шт.; 6%). Пятерку лидеров замыкает китайский Dongfeng (188 шт.; 2%).

Продажи новых грузовиков за указанный период достигли 29 182 единиц (+9,1% к прошлому году). Так, в январе было реализовано 7524 машины (+10,1% к 2023-му; –40% к декабрю), а в феврале и марте — 10 215 штук (+18,4%; +35,8%) и 11 443 штуки (+1,3%; +12%) соответственно. В марочном рейтинге за эти месяцы лидируют Sitrak (2183 шт.), КАМАЗ (1897 шт.), Shacman (1513 шт.), FAW (1317 шт.) и ГАЗ (696 шт.).

Рынок новых электромобилей (BEV) за три месяца вырос в 3,6 раза и достиг 5889 единиц. В топ‑5 марок попали Zeekr (2883 шт.; рост в 40,6 раза по отношению к прошлому году), Volkswagen (512 шт.; +44%), «Москвич» (417 шт., в 12,6 раза), Evolute (416 шт.; +14%), Tesla (264 шт.; +6%) и прочие (1397 шт.; в 2,6 раза).

Как уточняют эксперты агентства, чаще всего «электрички» приобретают мужчины (74%). На долю женщин, владеющих электромобилями, приходится только 26%. При этом средний возраст владельцев — 43 года. Наиболее часто электрокары покупают люди, владеющие квартирой в черте города (53%) или загородным домом (42%). До покупки электромобиля большинство участников опроса владели автомобилем с бензиновым двигателем (69%). Более 21% ездили на «дизеле», еще по 4,8% — на гибридах и электромобилях. Из всех опрошенных 94% готовы в дальнейшем сменить свой старый электромобиль на новый.

По данным «Автостата», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля за первые два месяца 2024 года выросла на 31% и достигла примерно 3,33 млн рублей. При этом средневзвешенная стоимость «легковушки» с пробегом составила 1,16 млн рублей (+18%).

Доля импорта новых легковых машин за три месяца увеличилась в 2,5 раза и превысила 212 тыс. единиц, а автомобилей с пробегом — снизилась на 21,7% (свыше 83 тыс. шт.). При этом из новинок в нашу страну чаще всего ввозились «китайцы»: Geely Monjaro, Chery Tiggo 7 Pro Max, Chery Tiggo 4 Pro, Omoda C5 и Haval Jolion. Среди подер­жанных машин это Honda Freed, Toyota Corolla, Honda Fit, BMW X5, Honda Stepwgn. Новые автомобили чаще всего привозили из Китая (59,8%) и Киргизии (28,1%), а подержанные — из Японии (47,2%), Белоруссии (24%) и Кореи (9,6%).

Базовый прогноз экспертов «Автостата» на 2024 год предполагает рост продаж новых «легковушек» в РФ на 42% — до 1,5 млн единиц. При оптимистичном сценарии продажи вырастут до 1 млн 750 тыс. шт. (+65%), при пессимистичном — увеличатся на 18%, до 1 млн 250 тыс. машин.

Фото: журнал «Движок»; инфографика: агентство «Автостат»

Авто
5,66 млн интересуются