Найти в Дзене
Видение Розы

Долг, как опора и мотивация. Пошаговая инструкция с левым экскурсом в историю искусства

Отклик на статью "Будем знакомы" из моей подборки Приключения духа.

"Замечательно написано. Очень концентрированно много, так что наверно ещё пару раз прочитаю, поделив на части. Спасибо!

Про освобождение от старых долгов, чтобы можно было заняться нужным в настоящем очень в точку. Про не брать на себя чужие долги в этом контексте для меня ново, но ощущаю, что очень правильно... Я интуитивно на ощупь начинала так делать, а теперь есть выраженное правильными словами тактика. Поняла для себя, что я, оказывается, огрехи и долги складывала в большую кучу, на которую потом пыталась не смотреть, спотыкаясь об неё постоянно. А вот разделить их на две части и старые долги сжечь, а из огрехов найти какой вывод можно извлечь, чтобы потом подкинуть в костёр к долгам, не додумалась...

Я тоже опытный убегатель, и в чтение, и в страдания, в удовольствия тоже. Ну вот тут уже не знаю как перестать."

Просто, дорогая, вы романтик. Настоящий романтик, медицинским манером, без аллегорий. Не эти малохольные, которые сидят в офисе пятидневку, и в пятницу вечером ходят за ручку и цветочки друг дружке дарят, вот уж не они. От настоящего романтизма они только название подтянули, и его выхолостили до неузнаваемости. Настоящие романтики, представители эпохи романтизма в западно-европейском искусстве (расцвет в 20-40 гг. XIX в.) были огого ребята, учитывая условности и этикет высшего общества, в котором они жили и добывали средства творили. Это были скандальные для своего времени чуваки, как сейчас у нас панки или рокеры. Там же все у них жостко было. Общество, действительность - обличали пламенно, тока шуба заворачивалась. Естественно, ожидаемо проигрывали неравный бой с обществом и с криком "валим, валим, валим" бежали в своем творчестве, кто во что горазд: в рыцарское прошлое, в фантастику (сказки или сны), в экзотику (Восток, Африка), в простой народ, в дикую природу, в несбыточную любовь, наконец, вовсе в тотальное небытие по своей воле - лишь бы прочь из реальности в выдумку, в иллюзию, в мечту. Эскаписты были еще те. "Что нам мир без любви! То же, что волшебный фонарь без света. Едва ты вставишь в него лампочку, как яркие картины запестреют на белой стене! И пусть это будет только мимолетный мираж, все равно, мы, точно дети, радуемся, глядя на него, и восторгаемся чудесными видениями" (И.В.Гете, Страдания юного Вертера)

Люблю их, мрачных байронических юношей, таких нежных, и таких ранимых, с их неуемной тягой самопознания, с их вниманием к внутреннему миру, всему этому микрокосму. Впервые в истории ведь! До них никто в душу к людям не лез, все обходились внешним: Бог и человек (Средневековье), Человек и Бог (Ренессанс), Человек и окружающий мир (Просвещение) с его, мира, Божественным устройством, и его, человека, науками и верой в Разум. А что есть Человек сам по себе, своими глазами, со своим правом на негатив, на разочарование, на иллюзии и их крушение, на детское отчаяние, на бегство от этой холодной реальности - это романтики, это они. Подозреваю, они первыми задали направление, которое привело человечество к тому же психоанализу, например...

картинка из интернета, автора не знаю
картинка из интернета, автора не знаю

Простите, отвлеклась, возвращаюсь к теме.

Как перестать убегать? Ответ: перестать убегать. Другого пути нет.

Легко сказать, да. Мне 50 лет жизни понадобилось, чтобы осознать долг и ответственность тем, чем они являются. То есть не цепями, а свободой.

Там ведь, в конце того моего текста, после прочтения которого у вас возникло это печальное, не сказать тоскливое "я тоже опытный убегатель [...] ну вот тут уже не знаю как перестать" - в конце есть у меня фраза, которую я позволю себе нескромно процитировать целиком: "В жизни единственно только эта добровольность - опора и защита, и платформа, и небеса, и надежда, и свобода." (..сейчас прочла и подумала, блин, как на Тургенева-то похоже, "ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий", трескотня-то какая, чисто тургеневская, пафосная, держите меня семеро)

Но тут каждое слово имеет для меня смысл. Каждое.

Что бы понять этот смысл, чтобы ощутить его пятками, нарисую вам такой образ: непрошибаемая стенка. Долг, обязанность, ответственность для меня раньше всегда были каменной стеной, которую надо было прошибить лбом, т.е. исполнить свой долг. И пока не прошибешь - не освободишься. Я это так ощущала, потому что долги и ответственность мне были навязаны извне. Я хотела жить, просто жить и свобода мне представлялась чем-то вроде счастливой праздности, ничегонеделаньем. Мне с младенчества были непонятны и неприятны русские пословицы и поговорки про труд, все эти "делу время, потехе час" или "скучен день до вечера, коли делать нечего". Как это скучен? А книжки? А телевизор, передача "Очевидное-невероятное" или "Телевизионный театр"? а игры с сестрой, о, я потом в мемуарах напишу, как мы с ней играли, никто не мог понять наших игр.

А все обязательное было тяжелым и скучным. Мы с Веркой любые обязанности, что в дома, что в школе упорно саботировали, а родители наши были беспечны и тоже совершенно себя не утруждали нашим воспитанием. В общем, я с такими установками и вышла в жизнь, мол, надо закончить музыкальное училище и преподавать музыку, но необязательно, потому что если выйти замуж, то работать не надо будет. Я так и сделала, вышла замуж в 20 лет, родила еще студенткой, кое-как закончила училище, немножко поработала и еще раз родила, чтоб уж наверняка... Да не хочу я здесь рассказывать про то время, оно было ужасно. Постоянная вина, что я лентяйка, ничего не умею, все делаю плохо, работа - уууу, не хочу-не хочу-не хочу, это ужасно, господи, как тяжело жить. Вина была до небес.

Я теперь понимаю, что львиную долю ресурсов у меня отжирала не ответственность, как таковая, а это кромешное чувство вины. Она не позволяла мне прошибить лбом стену, то есть выдержать первое, молодое, некомпетентное время жизни, научиться всему, и жить, исполняя долг, с этим волшебным чувством свободы от него. Все с ног на голову. Вина, долг, стенка, вина, долг, стенка, побег, вина, побег, побег, побег. Не так все это надо было выстраивать. Сейчас расскажу, как надо.

-2

Мы освободились от призрачных, прогнивших долгов прошлого и научились не платить лишнее за ошибки. Что дальше?

Итак, первое. Никогда. Слышите, никогда не берите на себя навязанные кем-то долги. Свобода - это добровольность. Со добровольности и надо начинать. Сами решаем, никого не спрашиваем, чего мы хотим и для чего берем на себя долг. "Я делаю это, потому что я хочу это делать, чтобы..." (и дальше ищете обоснование). Для меня таким обоснованием было в мои 50 лет: ...чтобы служить любви. Чтобы отвечать за любовь, это моя потребность. Да, вот так смешно. Да, по-дурацки. Да, инфантильно. Но ничего, кроме цели в любви, мне чувство свободы не давало, ни тогда, ни сейчас. А вы вправе выбрать что-нибудь свое. Итак, 1) В основе - свобода. Добровольность собственного выбора.

Второе. Нет никакой ложки стенки. Вернее есть, но она неправильно стоит. Ее надо взять и плавно развернуть на 90 градусов. Да не так, не вдоль дороги! Стенку надо плавно развернуть и положить себе под ноги.

Еще раз. Стенку (то есть долг, помним, да?) - берем, разворачиваем и кладем себе под ноги. Вот прямо двигаем ее нижнюю линию плавно на себя, пока верхняя сама на дорогу не плюхнется. Не для того, чтобы попрать ее гордо, нет. Если ее попрать, она подскочит, как резиновая, и еще выше сделается. Стенку мы кладем под ноги торжественно, аккуратно, уважительно, с почтением. И с радостью - для любви же кладем (или для любого другого предмета, ее заменяющего, выбор-то ваш, напоминаю). Чтобы стенка стала опорой. Мотивацией. мостом через болото сомнений. Итак, 2) Долг - это опора и мотивация.

Третье. Пока стоим, никуда не идем. Переживаем момент открывшейся перспективы. Раньше-то ее стенка загораживала, ничего не видно было. А нонеча-то не то, что давеча. Нонеча справа и слева синее небо, а под ногами дальний путь. Твердый такой, надежный. Есть от чего оттолкнуться, сделать шаг. Долг - офигенская мотивация. Когда у тебя под ногами такая твердь, такая, право слово, геологическая платформа, т.е. "крупный островной относительно устойчивый участок континентальной земной коры, характеризующийся относительно спокойным тектоническим режимом (с) Вики, - то ты в безопасности. Чувствуете масштаб, да? Чувствуете красоту? О тож. Когда под ногами такая мощная твердь, то болото сомнений вам не грозит, вот вообще никак. Оно крохотное. Да вообще тьфу, по сравнению с платформой под ногами и (переводим взгляд наверх и вдаль) небесами, наполненными надеждой и свободой. Каковые небеса, мы и можем наблюдать, проделав сложную, но интересную работу по. Итак, 3) опора дает нам чувство защиты, а защита - чувство надежды.

Ну, и последнее. Счастливое.

Делаем шаг, другой и идем решать свои задачи. Исполнять свои долги. Отвечать на вызовы жизни. Спокойно идем, с достоинством. Проходим свой широкий путь к океану. Мы больше не блуждаем, мы уверены в себе. Нам незачем бежать. У нас все получится.

Песня, скажите же.