Текст на основе статьи детского психолога Кристофера Линча о том, зачем, когда и как говорить с ребенком о его аутизме.
Я детский психолог, который работает в области аутизма, и родители часто спрашивают меня, стоит ли им говорить детям об их диагнозе. Мой ответ всегда звучит одинаково: «Да».
Почему нужно рассказать ребенку, что он в спектре аутизма?
Знание о диагнозе может быть важно для детей по множеству причин, в том числе:
Диагноз помогает детям понять причины тревожности, разочарования и других эмоций, связанных с аутизмом
Для ребенка в спектре аутизма окружающий мир может быть страшным и запутанным местом. Его органы чувств словно подвергаются регулярной бомбардировке, события и ожидания внезапно и необъяснимо для него меняются, попытки общения часто наталкиваются на недоумение и прямое отвержение.
Знание о диагнозе может помочь ребенку понять, как эти и другие проблемы связаны с аутизмом. Это понимание — важный первый шаг к тому, чтобы научиться справляться с ними.
Знание диагноза — противоядие для негативных представлений о себе
С течением времени ребенок может все больше осознавать свои трудности и то, что он отличается от большинства других детей. Скорее всего, он воспримет это как признак собственной ущербности и недостатков характера. Диагноз поможет ребенку понять, что он не «плохой». Кроме того, если объяснения диагноза будут целостными, то они помогут ребенку осознать как свои потребности, так и свои сильные стороны.
Знание диагноза помогает уменьшить чувство изоляции
Нейротипичные дети не воспринимают мир так же, как аутичный ребенок. Он часто сталкивается с тем, что его неверно понимают, и чувствует себя одиноким. Знания о себе помогают аутичным детям искать общения с ровесниками, у которых есть схожий опыт. Также они могут найти примеры успешных аутичных людей, которые смогут стать для них образцами для подражания.
Когда лучше сказать ребенку, что он аутичный?
Чем раньше, тем лучше. Тем не менее, нужно принять во внимание ряд факторов. Возраст — это лишь один из них. В идеале ребенок должен быть способен на интеллектуальном уровне понять, что такое диагноз, и основные факты с ним связанные. Если ваш ребенок еще не готов к полноценному обсуждению диагноза, вы можете говорить с ним о проблемах, с которыми он сталкивается, но без диагностических терминов.
Также важно, чтобы диагноз уже был подтвержден. Если вы только проходите обследования и тестирования с ребенком, все еще говорите с клиническими специалистами о диагнозе ребенка, то лучше подождать, пока вы сами будете обладать четкой информацией.
По счастью, обычно дети сами дают нам понять, что пришло время для такого разговора. У самого ребенка начинают возникать вопросы, он может так или иначе выражать свое чувство непохожести на других детей и разочарование из-за связанных с аутизмом проблем. Если вы слышите подобные вопросы и утверждения от ребенка — это идеальная возможность начать разговор.
Как мне объяснить диагноз?
Не существует универсального сценария для того, чтобы сообщить ребенку о том, что у него аутизм. Важно, чтобы родители говорили своими словами, которые зависят от конкретной ситуации. Тем не менее, есть основные темы, которые важно затрагивать во время разговоров о диагнозе ребенка. В том числе:
Аутизм — это очень разнообразное состояние
Аутизм может влиять на людей очень по-разному, нет двух одинаковых аутичных людей с одинаковыми проблемами. Понимание этого поможет ребенку сохранить чувство неповторимости своей личности и предотвратит заблуждения о том, каким он «должен быть», если у него аутизм.
Аутизм — это важная часть того, кто ты есть, но это всего лишь одна из частей того, кто ты есть
Ни один человек не должен определяться своим диагнозом. Подчеркивайте, что есть много аспектов в жизни ребенка, которые не связаны с аутизмом, а являются его особенностями как человека.
Аутизм связан с проблемами
Не скрывайте правду о том, что аутизм вызывает трудности. Вашему ребенку будет полезно знать о том, какие это трудности, и в каких сферах жизни они могут проявляться. Например, вы можете поговорить о сенсорной чувствительности, некоторых сложностях во время общения, и почему ему бывает сложно в случае перемен.
Аутизм связан со своими сильными сторонами
Хотя аутизм связан с трудностями, он также связан с сильными сторонами. Например, это могут быть настойчивость, хорошая память, внимание к деталям, честность и искренность. Постарайтесь представить сбалансированный взгляд на аутизм, он поможет ребенку справляться с проблемами в будущем.
Конечно, у родителей часто возникают различного рода беспокойства, связанные с разговором о диагнозе ребенка. Ниже приводятся мои ответы на три распространенных вопроса родителей.
«Что если ребенок начнет использовать диагноз как отговорку?»
Это возможно. Все дети стараются избежать негативных последствий своего поведения, так что они вполне могут начать винить свой диагноз в любых «плохих» поступках и ошибках. Тем не менее, в случае аутизма «плохое» поведение очень часто является непреднамеренным и действительно связано с аутизмом (особенно с тревожностью и фрустрацией на фоне аутизма).
Хотя ребенок может попытаться связать осознанные проступки с аутизмом, по моему опыту, если родители не будут подкреплять такую отговорку, то она долго не продержится.
«Но мой ребенок начнет рассказывать о диагнозе всем подряд»
На эту тему существуют разные точки зрения, которые варьируются от «никому лучше не знать о диагнозе» до «мне все равно, пусть хоть весь свет знает». Хотя мне бы не хотелось, чтобы какой угодно ребенок чувствовал стыд из-за своего диагноза, родители могут обсудить плюсы и минусы информирования тех или иных групп людей (все дети в целом, только близкие друзья, члены семьи, а не посторонние, и так далее). Со временем дети научатся вести себя так, как им комфортнее.
«Знание диагноза ограничит потенциал ребенка»
Во многих отношениях незнание диагноза гораздо больше ограничивает потенциал вашего ребенка. Если ребенок не знает, почему он сталкивается с трудностями, он не может встречать их лицом к лицу и преодолевать. Знания о диагнозе — это первый этап, который позволяет работать над конкретными стратегиями для преодоления проблем.
Заключение
Есть много причин, почему разговоры о диагнозе могут быть полезны для аутичного ребенка. Дети часто сами дают нам понять, что они готовы для такой беседы, когда они начинают задавать вопросы или говорить о своих проблемах, связанных с аутизмом. Важно, чтобы объяснения диагноза были открытыми, честными и касались не только трудностей в связи с аутизмом, но и сильных сторон, а также уникальных особенностей ребенка, которые не зависят от диагноза. В этом случае беседа поможет ребенку лучше к себе относиться и чувствовать контроль над своей жизнью.
Источник: Psychology Today