Подержанный автомобиль покупают по разным причинам - нет денег на новый; начинающий водитель все равно “убьет”; именно эта марка и модель была давней мечтой. Обычно стараются выбрать авто, не побывавшее в ДТП. Особенно волнуются те, у кого множество “бывалых” советчиков, поделившихся ужасами, связанными с приобретением битой машины. На самом деле в любой ситуации есть нюансы и мифы, которые постараюсь описать в сегодняшней статье.
Определимся с терминами
Начнем с простого вопроса - какой автомобиль считать “битым”? Чаще всего к этой категории относят любую машину, побывавшую хотя бы в одной аварии. Но согласитесь, УАЗ, однажды снесший ограждение, отделавшись парой царапин на ЛКП и “Лада” со смятыми крыльями и замененными дверями - совсем не одно и то же. Условно можно разделить “аварийные” машины на три категории (по степени повреждения): легко отделавшиеся, со средним уровнем урона и “конструкторы”.
Первые отличаются тем, что повреждения у них в большей степени внешние. Иногда это стертая краска и царапины. В таком случае покупателю предстоит вложиться в покраску и шлифовку. Но в сравнении со стоимостью нового автомобиля это мелочи. Разумеется, покупать такую машину можно и даже нужно, если вы хотите сэкономить и точно знаете, что сможете устранить мелкие недочеты. Владельцы чаще всего не скрывают такие мелкие повреждения - ведь они действительно несерьезны, а если покупатель уличит во вранье, то скорее всего сделка не состоится.
Ситуацию осложняют недобросовестные продавцы - каждый из них пытается убедить покупателя, что их автомобиль если и побывал в аварии, то именно в незначительной. В реальности же история ДТП может оказаться куда более серьезной. Приезжая на осмотр, берите с собой людей, которые реально разбираются в вопросе, а также приборы-помощники. Не стесняйтесь залезать в труднодоступные места автомобиля и задавать вопросы о любой мелочи, показавшейся подозрительной. Лучше показаться занудой, чем за собственные, и немалые, деньги получить трудности и неудобства.
Отыскать подобный автомобиль на рынке - в последнее время редкая удача. Ведь именно ими обычно интересуются “профессиональные торгаши” - перекупщики. Современные люди без былого трепета относятся к личному транспорту. И если владелец по каким-то причинам настроен быстро продать машину, чаще всего ему все равно, в какие руки попадет “ласточка”. Продают первому, кто готов заплатить. Причем, часто “перекупы” не стесняются сбивать и без того разумную цену, ведь их цель - получить как можно больший “навар”. И будьте уверены - уже на следующий день этот автомобиль будет выставлен за большую сумму. Часто даже фотографии не меняют.
Действительно поврежденные авто
Все транспортные средства, которые не относятся к “легко отделавшимся”, нужно поверять намного внимательнее. Последствия сильного удара могут быть серьезными и ощутимыми. Немаловажную роль в этом играют принципы безопасности, которые приняты в современном автомобилестроении. Так называемая “пассивная безопасность” предполагает, что при столкновении корпус автомобиля сминается как бумажный лист, тем самым гася удар. Чтобы минимизировать возможные травмы водителя и пассажиров, сорванный двигатель “уходит” под днище, капот складывается во избежание срезания крыши. Во главу угла ставятся жизнь и здоровье людей, а автомобиль во время ДТП - расходный материал.
Подход разумный и правильный. Но покупать машину с такими повреждениями я бы не стал, даже имея золотые руки и хорошее оборудование для ремонта. Поясню, почему. После деформации жестяные элементы теряют свои изначальные свойства. Даже если выправить металл (что сложно и дорого), он уже не будет обладать необходимой жесткостью, а значит, ездить на такой машине небезопасно. После ремонта могут возникнуть проблемы с зазорами, закрыванием дверей, коррозией. Стоит ли вкладывать деньги, если все равно машина развалится? Задумайтесь, окупится ли “проект”.
“Конструкторы”
Понятие зародилось на дальнем востоке. Жители тех краев давно могли по определенным каналам приобрести качественного “японца”, пусть и с правым рулем. Но часто не хотели связываться с растаможкой и пытались сэкономить (ведь на заре рыночных отношений японские автомобили были значительно менее доступны по стоимости). В результате появилась схема, по которой в РФ ввозились “запчасти”, из которых собирали целый автомобиль. Сегодня популярны “конструкторы” другого уровня - машина собирается из двух-трех побывавших в аварии. Вместо того, чтобы попасть в утиль и переработку, более-менее пригодные запчасти обретают новую жизнь.
Из всех вариантов этот - наиболее сомнительный. Даже у одинаковых автомобилей детали не идентичны - сказываются допуски при производстве, износ при эксплуатации и другие факторы. Поэтому подогнать их идеально невозможно. А если учесть, что действительно хороших мастеров не так уж много, будьте уверены - даже если внешне автомобиль хорош, проблемы обязательно “вылезут” во время движения. Стоит помнить и про уже упоминавшееся сниженное качество металла, уже пережившего не одну деформацию.
Подводя итог, отмечу - машина, купленная после серьезного ремонта - в некотором роде похожа на лотерейный билет. Потратиться в любом случае придется, а выиграть повезет не каждому. Прежде чем приобретать битое авто, оцените свои силы и возможности в плане восстановления, посчитайте затраты на ремонт, оцените перспективы остаться без транспортного средства в случае, если бюджетная покупка рассыпется в первые же полгода. Если игра стоит свеч - дерзайте!
Если у вас был опыт “общения” с восстановленными автомобилями - поделитесь им в комментариях под постом.