Как определить степень конфликта реальности у вашего сына или дочери? Чем ниже уровень комфорта в жизни, чем больше неразрешенных проблем, чем хуже к тебе относятся близкие, чем больше ты чувствуешь гнет давления из-за того, что ты «плохой», чем больше из-за этого негативных чувств, таких как стыд или вина - тем меньше желания вообще двигаться в социуме.
Так мы получаем школьника, который может часами лежать на диване, но делать ничего не может. Ни сил, ни мотивации нет. Или сидит за компьютером.
Проще говоря, присутствует стойкое нежелание действовать в реальном мире. Мы уже рассмотрели основные причины, которые создают такую позицию личности. А цифровая жизнь является просто компенсацией.
Как определить разницу между веселым времяпрепровождением в сети, свойственным каждому представителю поколения, и уровень патологического вовлечения?
Все, что происходит вне киберсреды подростка уже «не прет».
Он постоянно испытывает дискомфорт, его настроение снижено. В норме, если есть возможность пойти тусоваться с друзьями, то ребенок мигом бросает гаджеты и переключается на активность, которая для него в равной степени интересна и приносит удовольствие.
Но так происходит не всегда. Для зависимого человека выход из цифрового мира воспринимается, как стресс. Все, что происходит оффлайн ассоциируется не с интересом, ни с ощущением собственной победы, ни с радостью. А с напрягом, который нужно перетерпеть, чтобы дорваться до экрана.
У людей, зависимых от игр или интернета, наблюдаются отклонения в эмоциональной сфере. На следующем уровне подросток может испытывать субъективные переживания в том, что его увлечение абсолютно бесполезно. Они могут это осознавать, но прекратить тусоваться в сети все равно не могут. Понимают, что семья это поведение не одобряет, и это внутреннее противоречие самому себе опять же становиться источником стресса и причиной погружения в цифровую среду.
Решение подобных поведенческих проблем обычно многоуровневое. Одновременно с пересмотром своих воспитательных подходов, специалисты рекомендуют личную терапию. На которую, конечно же, современного тинейджера, мягко говоря, не загонишь. Специалисты, работающие в этой области, профессиональным языком называют это анозогнозия. То есть отрицание или недооценка степени влияние проблемы увлечения гаджетами на собственную жизнь.
Но и без подобной помощи можно детально проанализировать ситуацию и понять, как складываются отношения с самим собой (самооценка), с семьей, с окружающими, со школой?
Чем хуже обстоят дела, чем меньше удовольствия, связанного с этими активностями, тем больше у личности потребность уйти от реальности.
Плюсом всегда нужно помнить, что в виртуальном мире ты хозяин своей жизни, возможны любые поступки, и самое главное – правила диктуешь ты, а не другие спускают их сверху, часто просто требуя подчинения.
Главный вывод – не присутствие интернета в жизни подростка влияет на то, что личность развивается с аддиктивными склонностями, а то, на сколько позитивно оценивает подросток другие сферы жизни.
Какая позиция сложилась о себе, семье, о мире в целом.
На сколько центр его удовольствия ассоциируется со своими социальными ролями.
В норме из семьи ребенок выходит в школу, из школы в общественную жизнь. Раньше использовался термин социальная адаптация.
В современной психологии можно встретить более продвинутый термин, но суть остается все той же. Это уровень интеграции личности в ресурсы.
Самый главный вопрос, который нужно держать в фокусе – как так получилось, что мой ребенок живет в нелюбимом реальном мире, где ему нет места? И какая моя роль в том, что социум ассоциируется со сплошным негативом?