При поиске работы Вас пригласили пройти онлайн-тестирование?
Разбираемся, как его лучше пройти.
Итак, друзья, продолжаем серию публикаций о тонкостях устройства на работу.
А вот в работе с текстовой и числовой информацией — очень даже. Давайте на этом остановимся поподробнее.
Тесты на работу с вербальной (текстовой) и числовой информацией имеют ограничения по времени, это их важнейшее отличие от всех остальных. Этим проверяется Ваша способность уложиться в ограниченные сроки, работать под давлением фактора времени, как важнейшего ресурса. Вопросы там даются в виде заданий, и их сравнительно немного (22-25), но и времени тоже считанные минуты — обычно порядка 20-ти. Оба теста разными путями выясняют,
- как Вы умеете работать с входящей информацией,
- сколько тратите времени на её обдумывание,
- как сопоставляете её элементы и делаете выводы,
- умеете ли вычленять важное и отбрасывать ненужное или побочное,
- склонны ли Вы утонуть в деталях,
- можете ли опираться на ложные выводы,
- легко ли Вас запутать и сбить с толку,
- умеете ли отличать факты от предположений, используя навыки критического мышления,
- степень Вашей внимательности, педантичности и дотошности,
- развитость способности сосредоточиться
— и всё это, напомню, в условиях ограниченного времени, то есть в некотором напряжении.
Вербальный тест выглядит как абзац в 3-4 больших, сложносочинённых или сложноподчинённых предложения. Как правило, он нагружен действующими сущностями, перечислениями, эпитетами. И да, это сделано специально. Общий принцип заданий — предложить Вам набор выводов относительно небольшой части этого абзаца, и Вам требуется найти среди них один, полностью соответствующий части исходного абзаца (реже два, тогда указывается, что возможно несколько правильных ответов). Тут важно учесть все слова, обратите внимание:
Ø надо найти соответствие,
Ø оно должно быть полным,
Ø оно должно быть частью предложенного Вам абзаца.
То есть это — не примерное соответствие, не выводы из абзаца, не то, что можно домыслить и не то, что может окружать описанную ситуацию.
Посмотреть пример и пройти пробник если набрать в поисковике: вербальный тест онлайн..
Также важно учитывать, что таких абзацев на весь тест не так и много — как правило, 2-4, поэтому в следующем вопросе может фигурировать та же ситуация, а может и новая, но к первой обязательно произойдёт возврат в последующих заданиях. Для преодоления этого у Вас есть важнейшая опция, которой почему-то многие пренебрегают: Вы имеете право не решать задания подряд, а пропускать, позднее возвращаясь, и в ряде случаев Вы можете, не закрыв тестирование, изменить уже данные Вами ответы. Это — весомый фактор успеха, так как, изучив досконально первый абзац, Вы имеете право сначала бегло просмотреть все вопросы, найти среди них задания на изученный Вами абзац, ответить на них, и лишь затем перейти к следующему, вернувшись на несколько вопросов назад. Это легко отследить, потому что одно задание соответствует одной странице. А счётчик времени всегда остаётся с Вами — чаще справа вверху. Эти сведения не являются секретом, о них всегда предупреждают во вступительной инструкции. Прочитайте её не торопясь, сделайте это столько раз, сколько Вам потребуется — это время не учитывается, а объём подготовки никак не оценивается. Планомерная работа с инструкцией может Вас успокоить, если Вы сильно волнуетесь. Вам разрешено пользоваться ручкой, бумагой, калькулятором, которые всегда предоставляются пригласившей стороной. Этим тоже не стоит пренебрегать.
Отсюда простые рабочие рекомендации, помогающие Вам кратно улучшить результаты теста:
1. сосредоточьтесь, проявите максимальную внимательность — она проверяется в данном случае в первую очередь, всё остальное на ней основано;
2. читайте задание очень вдумчиво, не экономьте на нём несколько секунд, которые потом приведут к росту ошибок в ответах;
3. если чувствуете, что информация дана для Вашего восприятия слишком густо, и её плотность сбивает Вас с толку, запишите на листе бумаги тезисы — они Вам ещё пригодятся, потому что вопросов на один абзац будет несколько, и эта работа не пропадёт зря, к тому же конспект помогает усвоению;
4. выделите по одному отдельному листу на каждый абзац — иногда к досадным ошибкам приводит элементарная путаница в черновиках; если Вам привычнее писать в своём разлинованном блокноте — принесите его с собой, это не запрещено;
5. также поступайте и с заданиями — внимательно изучив одно, найдите все вопросы к нему, ответьте на них, и только потом приступайте к следующему;
6. прежде чем дать ответ, прочитайте все варианты — среди них могут быть близкие, далёкие и один точный; если Вам надо выбрать один, и Вы выбрали сразу близкий и решили дальше не читать, то допустите ошибку;
7. если к вопросу подходит несколько ответов, то там так и будет написано: «выберете всё, не противоречащее, на Ваш взгляд», и здесь работает обратный механизм — если Вы выбрали только один верный ответ и на этом остановились, Вам будет засчитана ошибка, надо дочитать всё, и выбрать все подходящие, раз таково было условие;
8. будьте внимательны к условиям — они могут чередоваться: в одном вопросе будет сказано выбрать только один ответ (и это просто, потому что программа не даст Вам поставить две галочки), а в следующем выбрать несколько, и это — тоже проверка на внимательность, ведь программа Вам тут не поможет;
9. ищите в ответах только полное соответствие (приблизительность не подходит!), то есть если в задании была фраза «компания собирается рекламировать некоторые модели ноутбуков», а Вы выбрали к ней ответ «компания собирается рекламировать все модели ноутбуков», то этот ответ будет засчитан Вам как ошибка, потому что некоторые ≠ все;
10. если чувствуете, что на каком-то задании застряли слишком долго, пропускайте его — лучше Вы решите правильно многое другое и, если останется время в конце, вернётесь к этому затруднению, чем потратите на него всё время, и не успеете сделать больше ничего, или будете торопиться и ошибаться там, где могли бы в спокойном состоянии ответить верно;
11. не додумывайте, не развивайте ситуацию (как могло бы быть) — отвечайте, только исходя из предложенного материала, здесь проверяется точность, а не фантазия;
12. при необходимости выбрать один из двух близких вариантов выбирайте методом сличения с записанными Вами тезисами по наибольшему совпадению вводных;
13. не полемизируйте внутренним голосом, не критикуйте задание («что за идиотский текст, специально такой выдумали?!») — изменить Вы его не в силах, создан он так специально, а вот ошибиться на фоне повышенного раздражения — запросто!
Числовой тест нередко просторечно называют «по математике». В целом это верно, только учтите, что это тест по математике, а не для математиков. Потому что для последних он — слишком простой (материал соответствует примерно 5-6 классу алгебры советской школы) и предлагается вовсе не с целью выяснить только, как Вы считаете. Так что отбросьте сразу все внутренние возражения в духе «я же не бухгалтер и не финансист, зачем мне это?». Поверьте, тесты для всех, кто профессионально имеет дело с цифрами и расчётами, кратно сложнее и в принципе строятся иначе.
В данном случае проверяется:
- понимание общих подходов к измерению производительности, объёма продаж, затраченных ресурсов, видов сроков и т.д.;
- навык справляться с логическими, математическими задачами, где первична логика, а инструментом её реализации является довольно простое вычисление;
- понимание, что нельзя смешивать разные сущности («складывать апельсины с табуретками», как это часто называют, не делить/умножать так, чтобы получилось «полтора землекопа» и т.п. Помните, в каком классе учился Виктор Перестукин из «Страны невыученных уроков»?);
- способность к анализу информации и совершению на его основе математических операций;
- способность воспринимать и интерпретировать графики и таблицы, вычислять проценты, коэффициенты, конвертировать их в натуральные величины и обратно, составлять пропорции;
- навык из диаграммы или гистограммы вычленить нужные для решения сегменты данных;
- навык беглой обработки большого количества числовой информации, из которой понадобится малая часть, то есть умение делать обоснованную селекцию из массы данных.
Ключевые усложнители:
Ø высокий темп выполнения (60-90 секунд на 1 задание) несложных арифметических задач;
Ø оперативное переключение для восприятия нового контекста, вычленяя важное и отбрасывая лишнее.
Примеры вы легко найдете в интернете..
Видео про числовые тесты есть на известной платформе..
Самое важное для успешного решения числового теста:
1. если у Вас не математический склад ума, то следует непременно потренироваться. При этом необязательно приобретать платные версии — в бесплатных дано всё то же самое. Родителям школьников очень поможет, если Вы помогаете решать задачи по алгебре детям.
2. Выбрать правильный ответ навскидку не выйдет – разработчики позаботились о том, чтобы похожие ответы шли с малым шагом, буквально в десятую или даже сотую долю, поэтому рассчитывать на удачу не приходится — задачу надо решить. На это и настраивайтесь.
3. В числовых тестах почти не бывает нескольких вариантов правильного ответа, зато появляются фразы «не хватает данных» или «решить невозможно». Разумеется, этот вывод должен стать результатом попытки решить и не тождественен заключению «я и не пытался, не смогу».
4. В числовом тесте, прямо в задании, могут запрашивать приблизительный ответ: сколько примерно будет составлять доля такого-то оператора? Тогда, если по Вашим вычислениям доля равна 8%, а в вариантах есть только 5% и 9%, то верный ответ будет 9%.
5. В значительном количестве задач финальное вычисление — простейшая арифметика, а предварительно надо рассуждать логически. Например: вопрос задан — сколько тысяч тонн продукции S произведёт завод N в 3 квартале текущего года. Последнее вычисление может выглядеть, как 1,5 + 6,5 + 0,7 + 2,3 = 11. Но, чтобы получить его, необходимо добыть слагаемые, а к ним путь лежит через условия, данные совокупно по нескольким заводам, а по искомому — только доля в %, кварталов нет, но есть данные по месяцам, продукция тоже представлена группой, однако нужный ассортимент можно вычислить и т.д.
6. В течение работы с примером Вам понадобится несколько раз менять разрезы и не запутаться: не складывать % со штуками, месяцы с годами, не забыть, что в одном квартале 3 месяца, а не 4, что продукцию нужно делить по видам. Всё это — оценка общего понимания, а не высшей математики. Поэтому здесь важно приспособиться и действовать в своём привычном ритме.
7. Часть заданий Вы можете не успеть дорешать. Потому что при обнулении счётчика страница автоматически закрывается. Но это не значит, что ответы надо давать какие угодно, лишь бы быстро.
Здесь мы подходим к важнейшему вопросу: как же всё-таки нас видят работодатели глазами этой системы? И как именно она формирует из наших ответов целостный портрет?
Василина Букина - Руководитель практики оценки, обучения и развития персонала.