ПЛАТОН: ЦАРСТВО, ОТКРЫВАЮЩЕЕСЯ ЧЕРЕЗ ЗРЕНИЕ, ДОЛЖНО БЫТЬ УПОДОБЛЕНО ТЮРЕМНОМУ ЖИЛИЩУ
Автор: Эрик Бесс
В этой статье мы исследуем аналогию пещеры, предложенную греческим философом Платоном, и её интерпретацию художника Яна Саенредама.
В это интересное время трудно определить истину. В одном новостном издании говорят одно, в другом — совсем другое. Соцсети бомбардируют нас эхом мнений, основанными на наших самых просматриваемых видео. Быстрый темп заставляет нас полагаться на заголовки и мемы в поисках повседневной правды.
Но что такое истина? Одним из самых первых и выдающихся исследователей истины был Платон, живший около 2 500 лет назад. Идеи греческого философа об истине оказали влияние на большую часть западной культуры.
Британский философ Альфред Норт Уайтхед так сказал о Платоне:
«Самая безопасная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она состоит из ряда сносок к Платону».
Другими словами, несмотря на всё, что было написано за последние 2 500 лет, все развивали мысли Платона.
Величайшим произведением Платона является «Государство», произведение о справедливости и её роли в формировании идеального государства. Именно здесь мы находим одну из его самых влиятельных концепций: аллегорию пещеры.
Истина в пещере Платона
В седьмой книге «Государство» Платон просит нас представить себе подземную пещеру, в которой содержатся узники. Однако эти узники не знают, что они узники, потому что находятся в таких условиях столько, сколько себя помнят. Закованные в цепи люди смотрят на стену пещеры перед собой, где они наблюдают игру теней.
Откуда берутся тени? Тени отбрасываются от костра позади пленников. Эти тени — всё, что знают узники. Таким образом, Платон говорит нам:
«Итак, в целом то, что узники приняли бы за истинную реальность, есть не что иное, как тени».
Затем Платон спрашивает, что произойдёт, если один из узников будет освобождён и сможет увидеть, что происходит за их спинами. Этого было бы достаточно, чтобы разрушить его мировоззрение и привести в замешательство. Даже свет костра был бы слишком ярким, и освобождённому узнику потребовалось бы время, чтобы глаза привыкли. Платон ассоциирует огонь с солнцем, которое освещает истину нашего видимого мира.
До этого момента узник всё ещё находится в пещере. Чтобы приблизиться к истине, ему нужно выйти из пещеры, где он станет свидетелем более глубокой истины: солнца и всего, что оно освещает. Благодаря солнечному блеску огонь внутри пещеры кажется тенью. Для Платона царство за пределами пещеры — это царство внутренней, интеллектуальной истины.
Интерпретация Яна Саенредама
Голландский художник Ян Саенредам (1565–1607) предлагает нам визуальную интерпретацию аллегорической пещеры Платона, скорректировав часть содержания в угоду своей композиции. В правой нижней части композиции мы видим большую группу людей в тени за стеной. Он не изображает их закованными в кандалы, но они плотно прижаты друг к другу, как будто не знают, что есть другие места, куда они могут переместиться.
Что удерживает их в этом неудобном положении? На карнизе позади них находится коллекция статуй, отбрасывающих тени на стену. Большинство фигур глубоко увлечены тенями, указывая на них и обсуждая их. Их интерес удерживает их в этом удушливом месте.
Пара фигур в нижней центральной части композиции привлекает внимание некоторых из людей в тени. Эти фигуры частично освещены висящим позади них факелом, что говорит о том, что они уже познакомились с истиной, которую представляет это пламя, и пытаются донести её до людей в тени.
За выступом статуи меньшее количество фигур смотрит на огонь и также участвует в обсуждении. Эти фигуры, освещённые факелом, имеют более высокий контраст по сравнению с теми, кто не освещён. Однако более высокий контраст говорит о том, что эти фигуры всё ещё частично находятся в тени, то есть частично не знают правды.
Пройдя дальше назад, в левый верхний угол, через выход из пещеры, мы видим три фигуры. Свет льётся со всех сторон и окружает эти фигуры, а яркость этого света приводит к снижению контраста, что говорит о том, что эти фигуры ближе к истине, поскольку света больше. Однако одна из фигур направлена вверх, что говорит о том, что истина ещё впереди.
В поисках истины
На мой взгляд, в этой аллегории интересно то, что поиск истины у Платона требует обратного движения из пещеры. Если фигуры в тенях пещеры встанут, двинутся вперёд, чтобы приблизиться к теням на стене, и будут пристально их изучать, они никогда не продвинутся вперёд и не продвинутся: стена перед ними всегда будет их останавливать.
Платон говорит:
«Царство, открывающееся через зрение, следует уподобить тюремному жилищу. … И если ты будешь думать о… видении вещей свыше как о восхождении души к умопостигаемому царству, ты не ошибёшься в моём намерении».
По иронии судьбы прогресс происходит, когда фигуры отходят от стены и её теней, от огня, который их отбрасывает, отходят до выхода из пещеры, а затем и выше, от мира.
Поскольку Платон предлагает здесь два типа истины — визуальную и интеллектуальную, мы можем предположить, что это движение назад — от внешнего мира к внутреннему, путешествие, которое мало кто готов совершить.
Как это движение назад может помочь нам в поисках истины внутри себя? Что говорит движение назад в поисках истины о природе истины?
Источник: The Epoch Times