Это фильм-лекарство, фильм-медитация, фильм-созерцание. Фильм, который даёт чувство глубокого покоя, мотивирует находить счастье в мелочах повседневности, жить своей жизнью, не гонясь за чужими целями и навязанными амбициями.
Сходное действие несколько лет назад оказал на меня "Патерсон" Джима Джармуша (2016), но там было немало слов и подспудной тревожности. У Вендерса простая история разворачивается в Японии - стране многовековой традиции созерцания. Этим и занимается герой фильма - молча наблюдает и думает.
Для этого он выстроил собственный мир - каждый его день похож на предыдущий. В этом мире котором нет токсичных людей, нет ненужного общения, нет острых эмоций и ярких событий. Зато есть книги (в кадре - томики Фолкнера и Хайсмит), есть музыка (Лу Рид, Роллинги, "House of the rising sun"), есть работа (до этого фильма никогда бы не подумала, что уборка туалетов может быть столь вдохновляющим занятием), есть обед в парке, есть сны, есть глоток воздуха при выходе из дома по утрам, а по выходным - прачечная, велосипед, бар.
Только отрешившись от всего чуждого, ненужного, можно научиться замечать и понимать других людей, рассматривать блики солнца в листве, играть с тенями - не терять себя и быть счастливым.
Острое чувство счастья в моменте (потому что "сейчас - это сейчас, а потом - это потом") - об этом трехминутная финальная сцена, в которой герой Кодзи Якусë (актёр получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах за исполнение этой роли) под песню Нины Симон едет в машине.
Еще одним главным героем фильма является Токио. Телебашня "Токийское небесное дерево" - важная составляющая ежедневного ритуала уборщика туалетов (кстати, дерево - олицетворение жизни, стремления к небу, одиночества даже в лесу - один из центральных символов фильма). Токио Вендерс любит давно - ещё в 1985 он снял документальный фильм о нем. Вообще, прекрасен сам факт того, что немецкий режиссёр снимает в Японии, на японском языке фильм с японскими актерами. Не говоря уже о том, что Вендерса многие давно списали со счётов (потому что лучшие свои фильмы он снял в 1980-е), а он на пороге своего 80-летия взял и выдал кино, покоряющее и зрителей, и кинокритиков, и фестивальные жюри.
Чуть не забыла - обязательно смотрите фильм до конца финальных титров! И будет вам счастье💚