Только статистика позволяет определить с большой долей правдоподобности действительное состояние автомобильного рынка. По данным за март можно сделать выводы об успешности работы АвтоВАЗа. Эти сведения показывают, какие на самом деле модели пользуются спросом. Изучим интересную тему с помощью отчета, опубликованного агентством «Автостат».
Бурный рост продаж и плавное падение российского автопрома
Все познается в сравнении… В марте 2024 года продано почти на 100% больше, чем за этот же месяц 2023-го. Но этот существенный рост объясняется только низкой стартовой базой. За истекший период удалось запустить отечественные заводы и наладить поставки других импортных автомобилей взамен продукции санкционных брендов.
В итоге АвтоВАЗ пока сохранил позицию лидера. Но с какой динамикой? Его показатель роста составляет всего +64,5%. Гораздо быстрее осваивают новый для себя рынок более расторопные китайцы:
- Haval (+134%),
- Geely (+185%)?
- Changan (+805%) и др.
Еще хуже выглядят показатели по доле рынка. В первом квартале 2023 года продукция АвтоВАЗа составляла более 34%. Позднее, на волне успеха, руководитель компании Максим Соколов несколько раз заявлял об увеличении показателя до 40%. Увы, но за первые 3 месяца 2024 года результат ухудшился – всего 27,5%.
Lada Granta по прежнему занимает первое место в ТОП-10 по продажам отдельных моделей. Но позиции лидера уже пошатнулись. По сравнению с квартальными показателями за 2023 год этот показатель уменьшился на 4,6%. Говорят, что часть покупателей выбрали Весту… Но перспективы этой модели АвтоВАЗа при цене версии с вариатором от 1 588 900 рублей не выглядят блестящими.
Ни один другой российский бренд не попал в ТОП-10. Производители не смогли предложить рынку привлекательные автомобили по доступной цене.
Москвич, например, объявил в марте распродажу старых складских запасов со скидками до 700 000 рублей. Несмотря на сообщения представителей этого предприятия о росте покупательского спроса, в ТОП-10 пробиться не удалось. Российские автолюбители почему-то не понимают заманчивые преимущества Москвич-3. Они предпочитают покупать китайские кроссоверы с оригинальными логотипами.
УАЗ в качестве новинок выставил классические модели в топовом исполнении «Экспедиция». Как выяснилось, небольшая задержка в производственной программе, объясняется поиском новых поставщиков комплектующих. Даже механическую коробку передач для «Буханки» пришлось искать в Китае. Отечественные заводы так и не смогли освоить выпуск этого необычайно сложного агрегата – выручила компания BAIC.
О других иномарках остались только воспоминания
Китайское доминирование понятно без подробных объяснений. Но еще пару месяцев назад в перечне ТОП-10 на последних местах можно было заметить KIA и Hyuindai. Дольше всех продержалась Toyota – до февраля. В России любят японские автомобили. Поэтому нашлось более 1600 покупателей, готовых переплачивать за настоящее качество даже при отсутствии официальных гарантий и в условиях проблем с техническим обслуживанием.
Теперь приобретение Toyota Camry надо планировать на китайском рынке. Этот выбор, как минимум, исключает сложные проблемы с запасными частями. Альтернативные схемы поставок следует признать экзотическими.
В категорию сомнительных чудес занесем организацию сборки Hyuindai и KIA на питерском заводе и аналогичный проект по выпуску Citroen в Калуге. В первом случае будет использован достаточно большой запас машинокомплектов из старых складских запасов – около 70000 экз. Этого должно хватить на 1-1,5 года работы. Во втором – производитель накопил только 100 машинокомплектов и ничем не может подтвердить реальность продолжения своей смелой деятельности в будущем:
«Французский десант» в Калуге без французов: секретный Citroen C5 Aircross сошел с конвейера.
Единственный альтернативный бренд в перечне иномарок – Белджи. Белорусы не стали выдумывать хитромудрые схемы, а договорились о продлении выпуска Geely Coolray предыдущей генерации. Они не стали завышать цены и покупатели оценили результат по достоинству. В марте 2023 бренд Belgee впервые попал в ТОП-10 и даже успел опередить китайских конкурентов Jetour – девятое и десятое места соответственно.
Выводы и дополнительные вопросы
Как показывает статистика, кроме альтернативных зарубежных брендов значимые позиции на российском рынке утратили отечественные производители. Китайские компании уже занимают около 70% и собираются улучшить полученный результат даже без строительства собственных заводов на территории России.
Заметную роль продолжает играть АвтоВАЗ, но его продукция пользуется спросом только благодаря таможенным барьерам и утильсбору. Если эти преграды убрать, завод придется закрыть или перепрофилировать на сборку другой продукции. Даже при сохранении защитных мероприятий, если сохранятся отмеченные тенденции, в конце года АвтоВАЗ удержит не более 20% рынка.
А что вы думаете об этой ситуации? Сообщите свое мнение в комментариях!