Почему во время дальней поездки на электрокаре пока надо полагаться в основном на удачу
Жаркий спор о преимуществах газомоторного и водородного топлива развернулся вчера на ТЭФ-2024. Противники последнего уверяли, что мы рискуем получить на выхлопе азотную кислоту. В ответ их обвинили в лоббировании интересов газовой отрасли. Какие необычные суда могут вскоре появиться на Казанке, что надо знать, отправляясь в поездку на электрокаре, и почему буксует перевод автомобилей на газ, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Почему снижается темп переоборудования авто на газ
Накануне на ТЭФ-2024 прошел круглый стол, посвященный теме альтернативных видов топлива для транспорта. Модераторами встречи выступили замдиректора ГАУ «Центр энергоресурсоэффективных технологий РТ» Евгений Мартынов и помощник премьер-министра РТ по вопросам нефтегазохимического комплекса Эльдар Адеев.
Начальник отдела топливной инфраструктуры и газоснабжения минпромторга РТ Рамиль Сахапов рассказал, что сейчас в Татарстане работает 916 АЗС, из них сжиженным газом заправляют 150. Попутно стала известна расстановка сил среди лидеров на топливном рынке республики: у «Татнефти» — 172 АЗС, а у ТАИФ-НК — 202. Татарстан реализует более 652 тыс. т бензина, 635 тыс. т дизельного топлива и 152 тыс. т пропан-бутана за год. За 10 лет работы программы по развитию газомоторного рынка в РТ число газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) выросло с 10 до 47, а газомоторных транспортных средств — с 508 до более 14 тысяч.
Сахапов отметил, что по всей России снижается темп переоборудования транспорта под газомоторное топливо. Это связано со снижением поставок автомобилей в Россию и появлением техники из Китая (ее якобы невозможно переделать под ГМТ из-за отсутствия необходимой сертификации). Еще одна проблема — удешевление пропан-бутана по сравнению с КПГ и увеличение сроков поставки подкапотного оборудования. В настоящий момент ситуация в этом направлении улучшилась после «устаканивания» цен на пропан-бутан.
Президент АНО «Национальный исследовательский центр развития рынка газомоторного топлива» Артем Данилов отметил на рынке газомоторного топлива несколько тенденций, из негативных — стоимость логистики. Он сравнил цену поездки седельного тягача из Москвы в Казань на примере дизельного «КАМАЗа» и метановых Dayun и Hongyan. Цена поездки челнинского авто достигла 33 тыс. рублей с учетом всевозможных сборов. В то же время китайские тягачи смогли добраться до Казани за 20 тысяч. Но, как заметил Данилов, выигрыш в цене топлива нельзя назвать ключевым фактором: «Из-за колоссального роста грузоперевозок после введения санкций их качество на какое-то время просело». К тому же из-за дефицита водителей их зарплата выросла до 200 тыс. рублей.
Проблемы электрокаров
Число электрических АЗС в республике растет — работает 223 зарядные станции. В РТ зарегистрировано около 1 тыс. электромобилей.
Директор дилерского центра «АЛЬФАСКАН» Игорь Мельников сообщил, что в его группе компаний 13 сотрудников используют электрокары более года. Из очевидных минусов — малый запас хода и недостаточное число зарядных станций. Он рассказал о поездке из Казани в Ногинск. За время пути машину пришлось заряжать 6 раз, при этом 4 раза «зарядки» пришлось активизировать через звонок в техподдержку. «Со второй-третьей попытки ее (заправку — прим. ред.) запускают, и потом можно заряжаться», — сетовал он. 750 км пути по трассе М7 удалось преодолеть только за 15 часов.
Еще одно неудобство электрических АЗС — разные поставщики зарядных станций. Это вынуждало использовать несколько приложений и карт расположения зарядных станций: «Находятся они на расстоянии порядка 150 километров друг от друга. Приезжаешь на зарядку — и шансов уехать дальше этой зарядки у тебя уже нет. Если зарядка не работает, то остается только эвакуатор. Нам, слава богу, повезло».
Тем не менее поездка на электрической тяге обошлась путешественникам всего в 800 рублей.
Что лучше — газ или водород?
Бурно прошло обсуждение водородной темы.
«Водород стал легитимным топливом на воде по речному регистру», — сообщил советник гендиректора АО «Судостроительная Корпорация „Ак Барс“» Ильдар Мингалеев и рассказал о разработке компании — прогулочно-экскурсионном судне, которое, возможно, будет ходить по Казанке. Его длина — 15 м, экипаж — два человека, пассажиров — 10. Автономность — пять часов. Сегодня судно готовят к испытаниям.
Ассистент кафедры химии и водородной энергетики КГЭУ Регина Разакова рассказала о потенциальной эффективности гибридной силовой установки, когда при использовании водорода получается электроэнергия. Эту тему активно развивают на Западе. А вот в РФ нет соответствующей заправочной инфраструктуры, что сдерживает появление таких авто на дорогах страны.
Сторонники газа и электротяги засомневались в реальности использования водорода как топлива. «Мы видели на проектах емкости для хранения водорода, но не видели для хранения кислорода, — отметил Данилов. — Когда мы начнем сжигать водород атмосферным воздухом, на выхлопе азотная кислота может политься из выхлопной трубы». Ему ответил Мингалеев: «Результат [работы водородного двигателя] — чистый кислород и горячая вода в речку. Все, больше ничего нет».
Мингалеева поддержал главный научный сотрудник центра новых материалов и перспективных технологий Академии наук РТ Хафиз Салихов. «Вы лоббируете свои интересы, — указал он Данилову. — Вот поезд, спроектированный швейцарской компанией на водороде, установил мировой рекорд по дальности расстояния, которое преодолели без дозаправки». Спор между сторонниками водорода, газа и электричества продолжался с полчаса, и прийти к общему мнению участникам круглого стола так и не удалось. Все остались при своем мнении и поодиночке покинули затянувшееся мероприятие.