В 2018 году работнику установили II группу инвалидности, в последующем ее регулярно продлевали. Справки об инвалидности работник передавал по e-mail кадровику. При этом он продолжал работать 40 часов в неделю вместо положенных инвалидам 35 (ст. 92 ТК). Также работнику не предоставляли два дополнительных дня отпуска, на которые имеют право инвалиды (ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
После сокращения в 2020 году работник обжаловал действия работодателя. Суды взыскали оплату сверхурочки, начиная с 2018 года, из расчета пять сверхурочных часов в неделю и отпускные за дни, которые работнику должны были предоставить как инвалиду, но не предоставили. Суды отметили, что если работник принес справку об инвалидности, то работодатель должен предоставить ему удлиненный отпуск и сокращенную рабочую неделю. Это императивная обязанность, которая не обусловлена волеизъявлением работника.
Довод работодателя о том, что работник не возражал против условия договора о 40-часовой рабочей неделе, не сработал. После установления работнику инвалидности соответствующее условие договора стало противоречить закону. Работодатель также заявлял, что работник пропустил срок на обращение в суд по части требований, но суды отклонили и этот довод. Работник не получал расчетных листков, о составных частях зарплаты не знал, а значит, срок не пропустил.
Источник: определение Восьмого КСОЮ от 12.12.2023 по делу № 88-23923/2023
Из материалов журнала «Трудовые споры»