Найти в Дзене

Кристофер Дуайер, PhD: 100 Кратких Советов и Инсайтов о Критическом Рассуждении

Отмечая уже 100 публикаций в рубрике "Мысли о мышлении" на Psychology Today, давайте сосредоточимся на хлебе с маслом этой колонки: ниже 100 идей и открытий насчёт критического рассуждения (КР) и познания высшего порядка в целом.

  1. КР - метакогнитивный процесс, то есть размышление о мышлении
  2. КР состоит из навыков и диспозиций, в то же время работая в единстве с рефлексивным мышлением
  3. Рефлексивное мышление означает, проще всего говоря, не торопиться в принятии решении, уделяя должное время эпистемологическому пониманию
  4. Эпистемологическое понимание - относится к природе познания, пределам и определённости знания и тому, как это касается связанного рассуждения о предмете
  5. Обладание навыками КР - недостаточно; ещё необходимо иметь расположенность (позитивную диспозицию) к КР
  6. Существует три центральных навыка в КР: анализ, оценка и умозаключение
  7. Расположенность к КР означает склонность, тенденцию или же попросту охоту заниматься неким отдельно взятым мыслительным навыком
  8. Диспозиции к КР включают в себя такие понятия, как открытость к новому, организованность, поиск истины и скептицизм
  9. Даже у профессионалов и педагогов есть большие трудности в попытках определить КТ
  10. Критическое рассуждение можно улучшить при помощи подходящего обучения
  11. Прямое обучение КР необходимо, если преподаватели хотят видеть улучшение и продуктивное применение КР в различных областях
  12. Существует масса видов нелогичной аргументации и ошибочного рассуждения, способных нарушать последовательный ход мышления
  13. Разыгрывайте "адвоката дьявола", чтобы действительно увидеть "обе стороны истории"
  14. Если нас искренне заботит некий вопрос или решение, нам следует применять КР
  15. Строго говоря, нам скорее следует применять КР только тогда, когда нас заботит этот вопрос или это решение
  16. Далеко от "добродетели" навязывать эмоциональные мнения о "добре" или "благе" тем, кто необязательно подписывается на схожую идеологию
  17. "Оставьте эмоции у входа" - они затуманивают мышление
  18. Забота о некой теме/решении отличается от пристрастности в их адрес. Первое - важнейший ингредиент КР; последнее чаще всего омрачает размышления
  19. Применение КР можно классифицировать в пять общих областей: анализ аргументов, понятийное рассуждение, проверка гипотез, оценка вероятностей (неопределённости) и решение проблем
  20. Люди - скверные "природные статисты". Если вам интересно или вы часто пользуетесь статистикой, то изучайте статистический анализ
  21. Люди зачастую не знаю, что именно они не знают
  22. Люди с низкой компетенцией в некой области как правило переоценивают свои способности в ней, тогда как людей с компетенцией повыше нередко недооценивают свои способности (эффект Даннинга-Крюгера)
  23. В строгом смысле не существует такой вещи, как "доказательство" в полном смысле - мы можем лишь опровергать некие положения (путём фальсификации). Корректно говорить - "свидетельства за" или "обоснование"
  24. Знания, сохраняемые у вас в голове, необязательно правильные; это лишь то, как вы нечто поняли
  25. Понимание означает способ построения некой схемы, вовсе необязательно достоверность содержащейся в ней информации
  26. Знание, в плане того, что нам известно как обществу, теоретическое
  27. Свидетельства или обоснования в пользу упомянутого знания могут быть опровергнуты позже
  28. Креативность - необязательный для КР элемент, но если вы концептуализируете её как "синтез", то она оказывается одним из ключевых факторов
  29. Людям нравится быть правыми, но значительно больше им не нравится оказываться неправыми
  30. Людям часто противны перемены и, ещё чаще, им противно менять свой образ мыслей
  31. Изменение образа мыслей требует реконструкции сложившихся схем
  32. Перемена образа мыслей, иными словами, обычно подразумевает ставить под вопрос долго живущие с вами убеждения, что может подорвать вашу картину мира
  33. Подрыв устоявшейся картины мира обычно ведёт к росту неопределённости... Что многих людей пугает
  34. А людям, опять же, в общей массе не нравится быть испуганными или растерянными
  35. Люди вырабатывают странные, смутные и/или слишком упрощённые "присказки", чтобы отвязаться от неопределённости
  36. Далее, люди вырабатывают странные, смутные и/или слишком упрощённые системы убеждений, чтобы отвязаться от неопределённости
  37. Люди чаще всего предпочитают информацию в простом виде, упорядоченном по компактным небольшим "пакетам"
  38. Лишь то, что вы верите или желаете, чтобы что-то было правдой - ещё не делает это таким
  39. Изменение образа мыслей может создавать впечатление "слабости" перед другими в определённых ситуациях, однако если вы обратите внимание на ту силу, которая для этого нужна, то эту "слабость" запросто можно устранить
  40. Смена образа мыслей требует позитивной диспозиции насчёт КР
  41. Попытки менять чей-то образ мыслей трудны и часто дают отдачу, лишь подкрепляя ранние убеждения
  42. Не существует такой вещи, как "хорошее КР" - или вы применяете КР, или нет
  43. Если вы неправильно применили КР, то какое же это КР на самом деле?
  44. Только то, что вы часто применяете КР в подходящих ситуациях, ещё не означает, что вы делаете это во всех требующих того ситуациях
  45. Трудно измерить способности к КР. Простой опрос на тему, насколько вы "хороши в этом" или "как часто это делаете", мало что сообщает и о том, и о другом
  46. "Это зависит" - вполне приемлемый ответ, только убедитесь, что имеете в запасе несколько примеров того, от чего это зависит
  47. Числа не лгут, но люди ещё как - и часто даже ненамеренно. Числа интерпретируются людьми, и эти интерпретации бывают некорректными
  48. Все наши решения принимаются с той или иной степенью предвзятости; но старайтесь укротить эту меру по мере возможности
  49. Нормально сказать "я не знаю", и это вообще-то неплохой показатель интеллектуальной честности
  50. Люди говорят то, что они говорят, а не то, что вы в их словах находите - если не хватает ясности, то попросите пояснений
  51. Невозможно всегда быть "политически корректными", если хотите рассуждать критически - спорные вопросы зачастую требуют больше всего КР!
  52. Картирование аргументов может помогать КР
  53. Активное научение - фундаментальный компонент преподавания КР
  54. Переживайте только о том, что можете изменить
  55. Держитесь за общую перспективу и будьте благодарны за то, чем обладаете
  56. Цинизм - не то же самое, что скептицизм
  57. Неблагоразумно и опасно обращаться со значимыми для вас точками зрения в качестве универсальных добродетелей или морального кодекса, который должны соблюдать и ценить все остальные
  58. Не доверяйте слепо своему чутью - интуиция часто бывает верна; но, когда она ошибается - она весьма ошибается. Вместо этого подключайте рефлексивное суждение (см. №3 выше)
  59. Вопреки тому, что говорит Опра, у вас нет "вашей собственной правды". В мире общей для нас объективной действительности правда не настолько относительна
  60. Нам очень нужно общее, на уровне средней школы образование в связанных с КР навыках и процессах
  61. Люди часто пренебрегают истинами, которые не соответствуют их интересам, либо же пытаются манипулировать информацией, чтобы согласовать её со своими пристрастиями
  62. Опора только на личный опыт в принятии важных решений - ленивое мышление
  63. Люди часто переоценивают значимость своего опыта в принятии решений, что особенно жутко, когда у них - обширный опыт неправильных действий
  64. Ваши ошибки части остаются неопознанными, и вы можете просто быть не в курсе, что делаете что-то не так
  65. Нормально ошибаться - это учебный опыт. Признавайте ошибки открыто
  66. Не стоит недооценивать эффект СМИ и соцсетей на свои когнитивные процессы
  67. Сохраняйте открытость к перспективам других
  68. Диспозиции к открытости и скептицизму - дополняют друг друга, а вовсе не противоречат
  69. Люди не опознают свою собственную иррациональность
  70. Интеллект и рациональность - это две отдельные характеристики
  71. "Стили обучения" - это давно опровергнутый миф
  72. "Исследуйте самостоятельно" это ерунда - 20 часов в Гугле никак не сделают вашу перспективу равной экспертам
  73. Тем не менее, поддерживайте осведомлённость об эмпирических свидетельствах и развивайте свои знания в темах, которые для вас важны
  74. Мы рационализируем паршивые решения, потому что не хотим выглядить иррациональными и/или эти решения, каким-то образом, приводят к результату, который нас действительно интересует
  75. Занимаясь аргументацией, убедитесь, что ключевые вопросы ясно определены
  76. Сложность в определении порождает сложность в оценивании
  77. Выносите и сообщайте свои заключения с осторожностью - вы можете ошибаться, принимайте это и никогда не забывайте
  78. Не ограничивайтесь прочтением заголовка - копайте глубже. Прочтите всю статью и изучите источники утверждений
  79. Спросите себя - предоставлены ли все необходимые и достаточные основания, чтобы верить чему-то, что относится к главному утверждению?
  80. Поставьте под сомнение намерения автора и спрашивайте: "В чём цель этого текста?"
  81. Мы все когнитивно ленивы по умолчанию - так что вкладывайте время и усилия в своё мышление
  82. Информация может пробуждать и питать эмоции, вроде страха или гнева, в читателе или слушателе. Если вы поглощены такими эмоциями, вы уже не мыслите рационально, это закон
  83. Чем больше мы подвергаемся определённой информации, тем скорее мы доверяем этой информации - независимо от её правдоподобности (эффект иллюзорной истины)
  84. Социальное давление - действует не только на подростков; всех нас тянет "править" свои взгляды и мнения ради большей согласованности с теми, кто вокруг нас (напр., из соображений социальной приемлемости или в результате эффекта выше)
  85. Сомневайтесь в своих точках зрения
  86. Не прыгайте к преждевременным выводам, независимо от того, насколько интересными, убедительными или утешительными они могут быть
  87. Рассматривайте в первую очередь более вероятные и более простые варианты - они часто предоставляют отличную отправную точку в принятии решений, а ещё нередко оказываются самыми эффективными
  88. Мыслить "вне рамок" не всегда полезно - часто такой подход противоречит КР и производит идеи, которым недостаёт логики и реалистичности
  89. Когда оцениваете некую информацию, то изучайте её достоверность, релевантность, логическую силу, равновесность и предвзятость
  90. Теория - это не просто какая-то "искушённая догадка"; это установленная модель, объясняющая происхождение некого явления на основе множества воспроизводимых наблюдений (напр., гравитация)
  91. Вера в теории заговора может исходить из желания завершённости в комплексном сценарии, низкой способности к специфичным когнитивным процессам, или/и быть функцией демографических факторов
  92. КР требует практики - пользуйтесь возможностями, где оно уместно
  93. Иногда, даже если вы знаете, что правы, во всех смыслах лучше отвалить - "Стоит ли этот частный спор эскалации?"
  94. "Эмоциональный интеллект" - понимаемый в качестве определённой зрелости, помогающей управляться с эмоциями в плане их оценки и выражения - может быть полезным инструментом саморегуляции для применения КР
  95. Определитесь со своими приоритетами в жизни - ваше мышление последует за ними, прежде всего в ключе блокировки лишнего шума
  96. Контекст - ключ к принятию любых решений
  97. Когнитивное переосмысление бывает трудным, но чаще всего необходимо и для КР, и для сохранения ментального благополучия
  98. Эвристики, схемы, смещения и интуиция - всё это об одном: автоматические, непроизвольные источники принятия решений, и если принятие решения требует КР, то это очень рискованные средства
  99. Читайте больше