Отмечая уже 100 публикаций в рубрике "Мысли о мышлении" на Psychology Today, давайте сосредоточимся на хлебе с маслом этой колонки: ниже 100 идей и открытий насчёт критического рассуждения (КР) и познания высшего порядка в целом.
- КР - метакогнитивный процесс, то есть размышление о мышлении
- КР состоит из навыков и диспозиций, в то же время работая в единстве с рефлексивным мышлением
- Рефлексивное мышление означает, проще всего говоря, не торопиться в принятии решении, уделяя должное время эпистемологическому пониманию
- Эпистемологическое понимание - относится к природе познания, пределам и определённости знания и тому, как это касается связанного рассуждения о предмете
- Обладание навыками КР - недостаточно; ещё необходимо иметь расположенность (позитивную диспозицию) к КР
- Существует три центральных навыка в КР: анализ, оценка и умозаключение
- Расположенность к КР означает склонность, тенденцию или же попросту охоту заниматься неким отдельно взятым мыслительным навыком
- Диспозиции к КР включают в себя такие понятия, как открытость к новому, организованность, поиск истины и скептицизм
- Даже у профессионалов и педагогов есть большие трудности в попытках определить КТ
- Критическое рассуждение можно улучшить при помощи подходящего обучения
- Прямое обучение КР необходимо, если преподаватели хотят видеть улучшение и продуктивное применение КР в различных областях
- Существует масса видов нелогичной аргументации и ошибочного рассуждения, способных нарушать последовательный ход мышления
- Разыгрывайте "адвоката дьявола", чтобы действительно увидеть "обе стороны истории"
- Если нас искренне заботит некий вопрос или решение, нам следует применять КР
- Строго говоря, нам скорее следует применять КР только тогда, когда нас заботит этот вопрос или это решение
- Далеко от "добродетели" навязывать эмоциональные мнения о "добре" или "благе" тем, кто необязательно подписывается на схожую идеологию
- "Оставьте эмоции у входа" - они затуманивают мышление
- Забота о некой теме/решении отличается от пристрастности в их адрес. Первое - важнейший ингредиент КР; последнее чаще всего омрачает размышления
- Применение КР можно классифицировать в пять общих областей: анализ аргументов, понятийное рассуждение, проверка гипотез, оценка вероятностей (неопределённости) и решение проблем
- Люди - скверные "природные статисты". Если вам интересно или вы часто пользуетесь статистикой, то изучайте статистический анализ
- Люди зачастую не знаю, что именно они не знают
- Люди с низкой компетенцией в некой области как правило переоценивают свои способности в ней, тогда как людей с компетенцией повыше нередко недооценивают свои способности (эффект Даннинга-Крюгера)
- В строгом смысле не существует такой вещи, как "доказательство" в полном смысле - мы можем лишь опровергать некие положения (путём фальсификации). Корректно говорить - "свидетельства за" или "обоснование"
- Знания, сохраняемые у вас в голове, необязательно правильные; это лишь то, как вы нечто поняли
- Понимание означает способ построения некой схемы, вовсе необязательно достоверность содержащейся в ней информации
- Знание, в плане того, что нам известно как обществу, теоретическое
- Свидетельства или обоснования в пользу упомянутого знания могут быть опровергнуты позже
- Креативность - необязательный для КР элемент, но если вы концептуализируете её как "синтез", то она оказывается одним из ключевых факторов
- Людям нравится быть правыми, но значительно больше им не нравится оказываться неправыми
- Людям часто противны перемены и, ещё чаще, им противно менять свой образ мыслей
- Изменение образа мыслей требует реконструкции сложившихся схем
- Перемена образа мыслей, иными словами, обычно подразумевает ставить под вопрос долго живущие с вами убеждения, что может подорвать вашу картину мира
- Подрыв устоявшейся картины мира обычно ведёт к росту неопределённости... Что многих людей пугает
- А людям, опять же, в общей массе не нравится быть испуганными или растерянными
- Люди вырабатывают странные, смутные и/или слишком упрощённые "присказки", чтобы отвязаться от неопределённости
- Далее, люди вырабатывают странные, смутные и/или слишком упрощённые системы убеждений, чтобы отвязаться от неопределённости
- Люди чаще всего предпочитают информацию в простом виде, упорядоченном по компактным небольшим "пакетам"
- Лишь то, что вы верите или желаете, чтобы что-то было правдой - ещё не делает это таким
- Изменение образа мыслей может создавать впечатление "слабости" перед другими в определённых ситуациях, однако если вы обратите внимание на ту силу, которая для этого нужна, то эту "слабость" запросто можно устранить
- Смена образа мыслей требует позитивной диспозиции насчёт КР
- Попытки менять чей-то образ мыслей трудны и часто дают отдачу, лишь подкрепляя ранние убеждения
- Если вы неправильно применили КР, то какое же это КР на самом деле?
- Только то, что вы часто применяете КР в подходящих ситуациях, ещё не означает, что вы делаете это во всех требующих того ситуациях
- Трудно измерить способности к КР. Простой опрос на тему, насколько вы "хороши в этом" или "как часто это делаете", мало что сообщает и о том, и о другом
- "Это зависит" - вполне приемлемый ответ, только убедитесь, что имеете в запасе несколько примеров того, от чего это зависит
- Числа не лгут, но люди ещё как - и часто даже ненамеренно. Числа интерпретируются людьми, и эти интерпретации бывают некорректными
- Все наши решения принимаются с той или иной степенью предвзятости; но старайтесь укротить эту меру по мере возможности
- Нормально сказать "я не знаю", и это вообще-то неплохой показатель интеллектуальной честности
- Будьте интеллектуально честными
- Люди говорят то, что они говорят, а не то, что вы в их словах находите - если не хватает ясности, то попросите пояснений
- Невозможно всегда быть "политически корректными", если хотите рассуждать критически - спорные вопросы зачастую требуют больше всего КР!
- Картирование аргументов может помогать КР
- Активное научение - фундаментальный компонент преподавания КР
- Переживайте только о том, что можете изменить
- Держитесь за общую перспективу и будьте благодарны за то, чем обладаете
- Цинизм - не то же самое, что скептицизм
- Неблагоразумно и опасно обращаться со значимыми для вас точками зрения в качестве универсальных добродетелей или морального кодекса, который должны соблюдать и ценить все остальные
- Не доверяйте слепо своему чутью - интуиция часто бывает верна; но, когда она ошибается - она весьма ошибается. Вместо этого подключайте рефлексивное суждение (см. №3 выше)
- Вопреки тому, что говорит Опра, у вас нет "вашей собственной правды". В мире общей для нас объективной действительности правда не настолько относительна
- Нам очень нужно общее, на уровне средней школы образование в связанных с КР навыках и процессах
- Люди часто пренебрегают истинами, которые не соответствуют их интересам, либо же пытаются манипулировать информацией, чтобы согласовать её со своими пристрастиями
- Опора только на личный опыт в принятии важных решений - ленивое мышление
- Люди часто переоценивают значимость своего опыта в принятии решений, что особенно жутко, когда у них - обширный опыт неправильных действий
- Ваши ошибки части остаются неопознанными, и вы можете просто быть не в курсе, что делаете что-то не так
- Нормально ошибаться - это учебный опыт. Признавайте ошибки открыто
- Не стоит недооценивать эффект СМИ и соцсетей на свои когнитивные процессы
- Сохраняйте открытость к перспективам других
- Люди не опознают свою собственную иррациональность
- Интеллект и рациональность - это две отдельные характеристики
- "Стили обучения" - это давно опровергнутый миф
- "Исследуйте самостоятельно" это ерунда - 20 часов в Гугле никак не сделают вашу перспективу равной экспертам
- Тем не менее, поддерживайте осведомлённость об эмпирических свидетельствах и развивайте свои знания в темах, которые для вас важны
- Мы рационализируем паршивые решения, потому что не хотим выглядить иррациональными и/или эти решения, каким-то образом, приводят к результату, который нас действительно интересует
- Занимаясь аргументацией, убедитесь, что ключевые вопросы ясно определены
- Сложность в определении порождает сложность в оценивании
- Выносите и сообщайте свои заключения с осторожностью - вы можете ошибаться, принимайте это и никогда не забывайте
- Не ограничивайтесь прочтением заголовка - копайте глубже. Прочтите всю статью и изучите источники утверждений
- Спросите себя - предоставлены ли все необходимые и достаточные основания, чтобы верить чему-то, что относится к главному утверждению?
- Поставьте под сомнение намерения автора и спрашивайте: "В чём цель этого текста?"
- Мы все когнитивно ленивы по умолчанию - так что вкладывайте время и усилия в своё мышление
- Информация может пробуждать и питать эмоции, вроде страха или гнева, в читателе или слушателе. Если вы поглощены такими эмоциями, вы уже не мыслите рационально, это закон
- Чем больше мы подвергаемся определённой информации, тем скорее мы доверяем этой информации - независимо от её правдоподобности (эффект иллюзорной истины)
- Социальное давление - действует не только на подростков; всех нас тянет "править" свои взгляды и мнения ради большей согласованности с теми, кто вокруг нас (напр., из соображений социальной приемлемости или в результате эффекта выше)
- Сомневайтесь в своих точках зрения
- Не прыгайте к преждевременным выводам, независимо от того, насколько интересными, убедительными или утешительными они могут быть
- Рассматривайте в первую очередь более вероятные и более простые варианты - они часто предоставляют отличную отправную точку в принятии решений, а ещё нередко оказываются самыми эффективными
- Мыслить "вне рамок" не всегда полезно - часто такой подход противоречит КР и производит идеи, которым недостаёт логики и реалистичности
- Когда оцениваете некую информацию, то изучайте её достоверность, релевантность, логическую силу, равновесность и предвзятость
- Теория - это не просто какая-то "искушённая догадка"; это установленная модель, объясняющая происхождение некого явления на основе множества воспроизводимых наблюдений (напр., гравитация)
- Вера в теории заговора может исходить из желания завершённости в комплексном сценарии, низкой способности к специфичным когнитивным процессам, или/и быть функцией демографических факторов
- КР требует практики - пользуйтесь возможностями, где оно уместно
- Иногда, даже если вы знаете, что правы, во всех смыслах лучше отвалить - "Стоит ли этот частный спор эскалации?"
- "Эмоциональный интеллект" - понимаемый в качестве определённой зрелости, помогающей управляться с эмоциями в плане их оценки и выражения - может быть полезным инструментом саморегуляции для применения КР
- Определитесь со своими приоритетами в жизни - ваше мышление последует за ними, прежде всего в ключе блокировки лишнего шума
- Контекст - ключ к принятию любых решений
- Когнитивное переосмысление бывает трудным, но чаще всего необходимо и для КР, и для сохранения ментального благополучия
- Эвристики, схемы, смещения и интуиция - всё это об одном: автоматические, непроизвольные источники принятия решений, и если принятие решения требует КР, то это очень рискованные средства
- Читайте больше