Найти тему
Кабинет Востоковеда

Субхути - архат, который гладил гаруд.

Архат - это тот, кто достиг высшего уровня духовного развития и при этом остался жив человеком. В раннем буддизме существовало представление о том, что ближайшие ученики исторического Будды настолько полноценно восприняли первую проповедь Учения, что при жизни стали достойны нирваны. В буддизме Махаяны архатство является частью пути бодхисаттвы.

Будда Шакьямуни и 16 архатов. Тибет, XVI в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: c2003.50.7. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/1052.
Будда Шакьямуни и 16 архатов. Тибет, XVI в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: c2003.50.7. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/1052.

И это отражает основное идеологическое различие между ранними и поздними традициями буддизма. В раннем буддизме во главе угла стояло индивидуальное достижение состояния Будды. Духовным идеалом и ролевой моделью являлся монах, который покидал социум ради высшей цели личного характера.

В Махаяне появляется новая ролевая модель - бодхисаттва. Тот, кто достиг духовного совершенства, но не ушёл в нирвану для того, чтобы помогать в этом деле другим.

Труд на благо всех живых существ - в Махаяне и Ваджраяне это девиз просветлённых и тех, кто стремится к просветлению. Соответственно, духовный идеал позднего буддизма включает в себя представление о том, что помогая другим, мы помогаем себе. Нет смысла торопиться перейти в нирвану, потому что рано или поздно там будут все.

В буддийской иконографии архаты являются преимущественно второстепенными персонажами. Встречаются танки, в которых тот или иной архат является центральным. Одним из любопытных примеров является архат Субхути, который входит в группу десяти главных учеников Будды Шакьямуни. Первоначальный вариант его имени на пали - Субхадда (Irons, 2008, p. 162, 473).

Cубхути. Тибет, XVIII в. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/35631
Cубхути. Тибет, XVIII в. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/35631

Субхути обладает особым значением для последователей тибетского буддизма школы гелуг. В этой традиции высшими ламами Тибета являются Далай-лама, а затем - Панчен-лама. И его линия перерождений включает в себя Субхути.

В XVIII в. был создан набор ксилографий, который иллюстрировал предыдущие воплощения Панчен-ламы. И среди этих оттисков тиражировалось изображение Субхути.

Субхути. Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/79174
Субхути. Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/79174

Затем этот канон подхватили художники-танкописцы, и зрители получили возможность увидеть в цвете необычную особенность иконографии доброжелательного архата. Субхути отличился тем, что гладил гаруд.

Субхути. Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P2000.13.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/971
Субхути. Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P2000.13.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/971

Субхути (фрагмент). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P2000.13.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/971
Субхути (фрагмент). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P2000.13.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/971

В буддизме Махаяны о Субхути сформировались новые представления. Это связано с тем, что раннебуддийские архаты были хорошо известны и уже воспринимались как образец для подражания. Поэтому эти персонажи были включены в сутры Махаяны и их роль была дополнена.

На их примерах до широкого круга последователей буддизма доводилась идея о том, что уходить в нирвану не так интересно, как помогать другим достигать просветления (Андросов, 2011, с. 113, 119). Если изначально Субхути был архатом и только архатом, то в позднем буддизме по своим характеристикам он стал похож на бодхисаттву.

Считается, что в одном из своих предыдущих перерождений этот архат был нагом.

Наг. Тибет, XVII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/45535
Наг. Тибет, XVII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/45535

В индуизме наги (IAST naga - змея) фигурируют в пураническом мифе о пахтании океана. Боги взбивали пену, чтобы добыть напиток бессмертия амриту, пользуясь гибким телом царя нагов. В другом мифе Вишну спит и видит сны, лёжа на тысячеголовом змее Шеше, и весь мир является сном божества.

В индуистской мифологии антропоморфные наги и нагини олицетворяют почитание змей. Они обитают в своём подземном царстве и хранят несметные сокровища.

Субхути (фрагмент). Тибет, XIX в. Тибетский дом (англ. Tibet House), Нью-Дели. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/71921
Субхути (фрагмент). Тибет, XIX в. Тибетский дом (англ. Tibet House), Нью-Дели. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/71921

У змей есть природные враги - это хищные птицы. Так и в индуистской мифологии появляется образ того, кто борется с нагами. Гаруда наделён антропоморфными чертами и мощным клювом. Это царь птиц, с именем которого в индуизме связан целый корпус мифов о том, как он спасал свою мать, похищал амриту у Вишну и воевал с нагами.

Субхути (фрагмент). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P2000.13.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/971
Субхути (фрагмент). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P2000.13.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/971

В верованиях буддийского Тибета наги и нагини также обитают под землёй, в океанах, реках и озёрах. Они хранят сокровища и тайные знания, которыми могут поделиться с теми, кого посчитают достойными даров (Бир, 2013, с. 105-106). Поэтому в танках наги изображаются с разноцветными кругляшками, корзинами и сосудами, символизирующими сокровища.

Субхути (фрагмент). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P2000.13.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/971
Субхути (фрагмент). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: P2000.13.1. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/971

А гаруды - держат змей в руках и клювах, могут вступать в прямое единоборство с морскими гадами.

Субхути (фрагмент). Тибет, XVIII в. Музей изящных искусств (англ. The Museum of Fine Arts), Бостон. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/87210
Субхути (фрагмент). Тибет, XVIII в. Музей изящных искусств (англ. The Museum of Fine Arts), Бостон. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/87210

В буддийской интерпретации гаруды обладают переливчатым оперением, ассоциируются с солнцем, не любят змей и их сородичей (Бир, 2013, с. 109-110).

Субхути изображается сидящим на берегу реки в компании нагов и гаруд. Будучи человеком, он оберегает нагов от гаруд, и в благодарность за защиту наги появляются из воды и даруют архату сокровища.

- Держи! Субхути (фрагмент). Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/30627
- Держи! Субхути (фрагмент). Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/30627

В сутрах Махаяны к Субхути применён эпитет "достойный даров", а имя архата переводится с санскрита как "благополучие".

Причём, это не просто тезис "я этого достоин": Субхути достиг совершенства в особой практике - медитации любящей доброты, которая получила своё развитие в Тхераваде - самом раннем направлении буддизма. Тот, кто постиг эту практику, приобретает особую способность - преумножать заслугу дарителя. То есть чем больше добра вы принесли практикующему, тем благополучнее становится ваша карма. Вот такой "сетевой маркетинг" добра.

Субхути. Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/88025
Субхути. Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/88025

Как именно архат встаёт на амбразуру? Посредством доброты и ласки. Он гладит гаруд и те внимают проповеди Учения.

Субхути (фрагмент). Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/88025
Субхути (фрагмент). Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/88025

Тем самым архат выражает идеалы милосердия и сострадания, принятые в позднем буддизме. Его интересует не только личное духовное развитие. Он не может пройти мимо вражды нагов и гаруд и делает всё, что может, для мира между ними.

Субхути (фрагмент). Тибет, XVIII в. Музей изящных искусств (англ. The Museum of Fine Arts), Бостон. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/87210
Субхути (фрагмент). Тибет, XVIII в. Музей изящных искусств (англ. The Museum of Fine Arts), Бостон. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/87210

Архат сострадает нагам, которых беспокоят гаруды, и проявляет милосердие к гарудам, не проявляя к ним насилия. Субхути гладит гаруд и они млеют, как совы из известного ролика.

- Погладь гаруду! Субхути (фрагмент). Тибет, XVIII в. Музей изящных искусств (англ. The Museum of Fine Arts), Бостон. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/87210
- Погладь гаруду! Субхути (фрагмент). Тибет, XVIII в. Музей изящных искусств (англ. The Museum of Fine Arts), Бостон. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/87210
Lovely Owl. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=363ds62ex60
Lovely Owl. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=363ds62ex60

Поскольку у большинства изображений Субхути источником служила одна ксилография, то и живописные образцы идентичны.

Субхути (фрагмент). Тибет, XIX в. Тибетский дом (англ. Tibet House), Нью-Дели. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/71921
Субхути (фрагмент). Тибет, XIX в. Тибетский дом (англ. Tibet House), Нью-Дели. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/71921

Танки могут различаться колоритом, стилистикой и уровнем мастерства. Но иконография за редкими исключениями повторяется практически без изменений.

Субхути (фрагмент). Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/30627
Субхути (фрагмент). Тибет, XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/30627

Литература

  • Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь. М.: Ориенталия, 2011, с. 113, 119.
  • Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 105-106, 109-110.
  • Жуковская Н.Л. Буддизм. Словарь. М.: Республика, 1992. с. 37.
  • Irons E.A. Encyclopedia of Buddhism. New York: Checkmark Books, 2008, p. 162, 473.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен