Архат - это тот, кто достиг высшего уровня духовного развития и при этом остался жив человеком. В раннем буддизме существовало представление о том, что ближайшие ученики исторического Будды настолько полноценно восприняли первую проповедь Учения, что при жизни стали достойны нирваны. В буддизме Махаяны архатство является частью пути бодхисаттвы.
И это отражает основное идеологическое различие между ранними и поздними традициями буддизма. В раннем буддизме во главе угла стояло индивидуальное достижение состояния Будды. Духовным идеалом и ролевой моделью являлся монах, который покидал социум ради высшей цели личного характера.
В Махаяне появляется новая ролевая модель - бодхисаттва. Тот, кто достиг духовного совершенства, но не ушёл в нирвану для того, чтобы помогать в этом деле другим.
Труд на благо всех живых существ - в Махаяне и Ваджраяне это девиз просветлённых и тех, кто стремится к просветлению. Соответственно, духовный идеал позднего буддизма включает в себя представление о том, что помогая другим, мы помогаем себе. Нет смысла торопиться перейти в нирвану, потому что рано или поздно там будут все.
В буддийской иконографии архаты являются преимущественно второстепенными персонажами. Встречаются танки, в которых тот или иной архат является центральным. Одним из любопытных примеров является архат Субхути, который входит в группу десяти главных учеников Будды Шакьямуни. Первоначальный вариант его имени на пали - Субхадда (Irons, 2008, p. 162, 473).
Субхути обладает особым значением для последователей тибетского буддизма школы гелуг. В этой традиции высшими ламами Тибета являются Далай-лама, а затем - Панчен-лама. И его линия перерождений включает в себя Субхути.
В XVIII в. был создан набор ксилографий, который иллюстрировал предыдущие воплощения Панчен-ламы. И среди этих оттисков тиражировалось изображение Субхути.
Затем этот канон подхватили художники-танкописцы, и зрители получили возможность увидеть в цвете необычную особенность иконографии доброжелательного архата. Субхути отличился тем, что гладил гаруд.
В буддизме Махаяны о Субхути сформировались новые представления. Это связано с тем, что раннебуддийские архаты были хорошо известны и уже воспринимались как образец для подражания. Поэтому эти персонажи были включены в сутры Махаяны и их роль была дополнена.
На их примерах до широкого круга последователей буддизма доводилась идея о том, что уходить в нирвану не так интересно, как помогать другим достигать просветления (Андросов, 2011, с. 113, 119). Если изначально Субхути был архатом и только архатом, то в позднем буддизме по своим характеристикам он стал похож на бодхисаттву.
Считается, что в одном из своих предыдущих перерождений этот архат был нагом.
В индуизме наги (IAST naga - змея) фигурируют в пураническом мифе о пахтании океана. Боги взбивали пену, чтобы добыть напиток бессмертия амриту, пользуясь гибким телом царя нагов. В другом мифе Вишну спит и видит сны, лёжа на тысячеголовом змее Шеше, и весь мир является сном божества.
В индуистской мифологии антропоморфные наги и нагини олицетворяют почитание змей. Они обитают в своём подземном царстве и хранят несметные сокровища.
У змей есть природные враги - это хищные птицы. Так и в индуистской мифологии появляется образ того, кто борется с нагами. Гаруда наделён антропоморфными чертами и мощным клювом. Это царь птиц, с именем которого в индуизме связан целый корпус мифов о том, как он спасал свою мать, похищал амриту у Вишну и воевал с нагами.
В верованиях буддийского Тибета наги и нагини также обитают под землёй, в океанах, реках и озёрах. Они хранят сокровища и тайные знания, которыми могут поделиться с теми, кого посчитают достойными даров (Бир, 2013, с. 105-106). Поэтому в танках наги изображаются с разноцветными кругляшками, корзинами и сосудами, символизирующими сокровища.
А гаруды - держат змей в руках и клювах, могут вступать в прямое единоборство с морскими гадами.
В буддийской интерпретации гаруды обладают переливчатым оперением, ассоциируются с солнцем, не любят змей и их сородичей (Бир, 2013, с. 109-110).
Субхути изображается сидящим на берегу реки в компании нагов и гаруд. Будучи человеком, он оберегает нагов от гаруд, и в благодарность за защиту наги появляются из воды и даруют архату сокровища.
В сутрах Махаяны к Субхути применён эпитет "достойный даров", а имя архата переводится с санскрита как "благополучие".
Причём, это не просто тезис "я этого достоин": Субхути достиг совершенства в особой практике - медитации любящей доброты, которая получила своё развитие в Тхераваде - самом раннем направлении буддизма. Тот, кто постиг эту практику, приобретает особую способность - преумножать заслугу дарителя. То есть чем больше добра вы принесли практикующему, тем благополучнее становится ваша карма. Вот такой "сетевой маркетинг" добра.
Как именно архат встаёт на амбразуру? Посредством доброты и ласки. Он гладит гаруд и те внимают проповеди Учения.
Тем самым архат выражает идеалы милосердия и сострадания, принятые в позднем буддизме. Его интересует не только личное духовное развитие. Он не может пройти мимо вражды нагов и гаруд и делает всё, что может, для мира между ними.
Архат сострадает нагам, которых беспокоят гаруды, и проявляет милосердие к гарудам, не проявляя к ним насилия. Субхути гладит гаруд и они млеют, как совы из известного ролика.
Поскольку у большинства изображений Субхути источником служила одна ксилография, то и живописные образцы идентичны.
Танки могут различаться колоритом, стилистикой и уровнем мастерства. Но иконография за редкими исключениями повторяется практически без изменений.
Литература
- Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь. М.: Ориенталия, 2011, с. 113, 119.
- Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 105-106, 109-110.
- Жуковская Н.Л. Буддизм. Словарь. М.: Республика, 1992. с. 37.
- Irons E.A. Encyclopedia of Buddhism. New York: Checkmark Books, 2008, p. 162, 473.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен