Найти в Дзене
Культура Урала

Как связаны мотоцикл «Урал», немецкий BMW и извечная мечта о свободе

Оглавление

Мотоцикл «Урал» байкеры называют королем бездорожья, изобретенный в Германии, он стал настоящим уральцем и воплотил многие черты местных жителей. Попробуем разобраться в его истории.

Кто такой Ефим Артамонов и причем здесь костотряс

Мечта уральца иметь собственную машину, которой бы он владел и управлял, была настолько велика, что даже превратилась в сказку. Нет, это не был рассказ о чудесном полете на крыльях, слепленных воском, навстречу к солнцу. Всё сурово, по-уральски: на железном коне, через всю Россию, по дремучей тайге, к батюшке-царю: его порадовать, а себе свободу попросить. По преданию первый байк (по английской традиции двухколесник) появился на Урале раньше, чем в остальном мире, в 1801 году.

Изобретателем велосипеда (тогда и слова-то такого не знали) стал некий мастеровой с уральских заводов Демидовых. Он сделал двухколесный аппарат и отправился на нём в столицу на коронацию царя. Рассказ об изобретателе и его приключении бытовал на тагильских заводах целое столетие и оттуда попал в книгу Василия Белова «Исторический очерк уральских горных заводов».

Казалось бы, ну и что, мало ли какие истории кружат в народе? Но мечта о машине, которая несет всадника навстречу свободе, требовала новой пищи. Легенда про механика со временем только обрастала подробностями. У изобретателя появилось имя ­– Ефим Артамонов, а его машину назвали костотряс. Появился и сиквел. После получения вольной Артамонов вернулся на Урал и стал работать над усовершенствованием своей машины. По его примеру и другие мастеровые понаделали себе железные самокаты. Руководство завода обвинило работников в краже хозяйского железа: виновников побили батогами, самокаты отдали в переплавку, Артамонова же как зачинщика отправили в ссылку на 15 лет.

Утешать в этой невеселой развязке может только то, что Артамонов – вымышленный персонаж из народного предания. Зато легенда в какой-то мере объясняет, почему в крае, где было полным-полно железа и не было недостатка в механиках, очень поздно стали делать собственные машины. Все зависело от прихоти начальства.  Но уральцы не сдавались. Им пришлось подождать, пока в Европе изобретут велосипед, а потом они стали ковать европейские изобретения на своих заводах. Катались на железных игрушках с раннего детства.

Как Ирбит стал городом мотоциклов?

Фото: Кирилл Дедюхин/Культура-Урала.РФ
Фото: Кирилл Дедюхин/Культура-Урала.РФ

В 1941 году в Ирбит был эвакуирован Московский мотоциклетный завод. Место для эвакуации на первый взгляд настолько нелогичное, что пришлось провести целое расследование, привлечь знатока истории Ирбита, экскурсовода Светлану Уралову и основателя Ирбитского музея мотоциклов Александра Буланова.  Оказалось, в появлении мотоциклов в Ирбите был «виновен» Уралмаш.

Строительство крупнейшего машиностроительного завода в Свердловске стартовало в 1928 году без всякой подготовки, с нуля. Валили тайгу, рыли землянки. Когда дело дошло до того, что нужен кирпич, его искали по всему Уралу. В Ирбите для Уралмаша начали разбирать Гостиный двор. Вскоре директива изменилась. Больше, чем кирпич, стали нужны обученные кадры. В недоразобранном Гостином дворе организовали учебный цех. За несколько лет купеческий город приобрел пролетарские навыки. Учебный цех стал автоприцепным заводом, на котором имелось своё литейное производство. Это и определило выбор места эвакуации. Производство двигателей мотоциклов было невозможно без литейки.

BMW из Ирбита

Источник изображения: uralmoto.ru
Источник изображения: uralmoto.ru

Легенда о Ефиме Артамонове ничего не говорит нам о том, сколько времени он потратил на производство своего костотряса. Московский мотоциклетный завод приехал в Ирбит в ноябре 1941 года, а в феврале 1942 уже начался выпуск мотоциклов. Обкатывали продукцию тут же, в Ирбите, здесь же набирали и учили новых рабочих. Уральцы прочно оседлали железных коней. А вот исполнения мечты о собственном средстве передвижения пришлось отложить на десятилетия. Все потому, что первоначально мотоцикл был оружием. Именно военные долгое время определяли – куда и как развиваться мотопрому.

Накануне второй мировой войны армии многих стран стали пересаживаться на автомобили и мотоциклы. Время кавалерии прошло. В Европе передовые технологии по производству мотоциклов были у немцев. Их образцы и стали внедрять на мотозаводах СССР. Нельзя сказать, что в России не было своих изобретателей. Еще до революции появились отечественные мотоциклы, выпускались даже мотоциклы с коляской. Но мотоциклы были нужны в армии и срочно. Потому в СССР решено было копировать самый передовой образец немецкого мотоцикла BMW R51. О том, как чертежи попали в СССР, существует несколько версий. Известно, что для Московского мотоциклетного завода было приобретено пять мотоциклов. Четыре со временем были разобраны, когда шло внедрение проекта в производство, а пятый сохранился. Его до сих пор можно увидеть в Ирбитском музее мотоциклов. Это дедушка мотоцикла «Урал» и многих других советских мотоциклов.

Источник изображения: uralmoto.ru
Источник изображения: uralmoto.ru

В СССР BMW R51 стал называться «М 71», в новых моделях сохранялась литера «М», но менялись номера. На мотоциклы с коляской устанавливали пулеметы и классифицировался он как «бронетехника». До 1950-х годов даже речи не было о том, чтобы передавать мотоциклы гражданским, да и потом, мотоцикл подлежал обязательной регистрации в военкомате и мог быть реквизирован для армии.

Эмка становится «Уралом»

Фото: Кирилл Дедюхин/Культура-Урала.РФ
Фото: Кирилл Дедюхин/Культура-Урала.РФ

В 1941 году перемещение мотоциклетного завода в Ирбит было вынужденной мерой, но производство прижилось. После войны завод так и остался на Урале. У BMW из Ирбита были братья, которые собирали в Горьком (Нижний Новгород), Ленинграде (Санкт-Петербург), Москве, Харькове, Минске, Киеве. Отличались они только клеймами заводов. В 1950-х киевский завод стал выпускать мотоциклы под маркой «Днепр».

Это время было сложным для Ирбита. Весь целевой военный заказ на мотоциклы навсегда перевели в Киев. Лишиться его было большим ударом. Тогда еще не пришло осознание, что уральская мечта о свободе и скорости так близка к воплощению. Купить мотоцикл мог теперь любой гражданин. В поисках новых заказчиков в Ирбите посчитали, что у уральского мотоцикла должно быть собственное имя. Сначала назвали его в честь города – «Ирбит», но позже решили – пусть будет «Урал». Первый «Урал» появился в год, когда Гагарин полетел в космос. У уральского мотопрома началась новая эра. Менялись модели мотоцикла, его цвет. Он выпускался с коляской (люлькой) и без. Ирбитчане, конечно же, заделались мотоциклистами, а многие из них и мотогонщиками. Мировые рекорды на «Урале» трудно и сосчитать.

«Урал» стал не только воплощением мечты уральца о свободе передвижения, но и вобрал в себя многие черты жителя Урала. Во всяком случае, каким тот был в XX веке. Мотоцикл «Урал» был пришлым, но врос в местный колорит как свой, неяркий, надежный, честный, работящий, способный на многое. Его не пугало бездорожье. Своих владельцев он вдохновлял на изобретения и мог работать даже на плохоньком топливе.

Вместе с тем как менялись уральцы, менялся и мотоцикл. Обрастал новыми амбициями, хотел быть более заметным и модным. Через испытание капитализмом прошел с большими потерями. Из огромного производства Ирбитский мотоциклетный завод превратился почти в мануфактуру. Производство сохранилось и даже шло на экспорт. Каждой машине теперь уделяют особое внимание и делают ее почти вручную.

Полный текст читайте здесь

Материал Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ