Мнение генерального директора таможенного брокера «ФТС-Сервис» Артема Валеева.
С 1 апреля 2024 года изменится размер утилизационного сбора для транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации из стран ЕАЭС. Хочется понять, насколько это повлияет на стоимость автомобилей в России и автомобильный рынок в целом. Насколько вообще поставки из стран ЕАЭС влияют на рынок?
В 2023 году в Россию было ввезено порядка 1,1 млн. легковых автомобилей, порядка 20% из них было ввезено из стран ЕАЭС. Абсолютное большинство из них целенаправленно были завезены в эти страны с целью дальнейшей перепродажи в Россию, поэтому можно констатировать, что влияние импорта из стран ЕАЭС существенное, но не доминирующее. Основным поставщиком в сегменте новых автомобилей является Китай с долей более 75%, а в сегменте автомобилей с пробегом – Япония с долей около 60%.
Насколько вырастет утильсбор? Другими словами, какая сейчас разница в растаможке в РФ и странах ЕАЭС?
С учетом нового постановления Правительства РФ №152 от 13.02.2024, которое вступает в силу с 1 апреля текущего года, увеличение утилизационного сбора на легковые автомобили составит ориентировочно от 150 000 руб. до нескольких миллионов, разумеется, в зависимости от типа и стоимости транспортного средства. Для каждого автомобиля нужно рассчитывать индивидуально.
Как нововведение повлияет на рынок новых автомобилей: продавцов, покупателей, цены?
Скорее всего, резкого подъема цен мы не увидим. В России сейчас в продаже имеются тысячи новых автомобилей, а продавцы не заинтересованы в увеличении цен, так как это увеличит срок их реализации.
Тем не менее, можно предположить, что в ближайшие месяцы цены на автомобили снова пойдут вверх. Я предположу, что рост составит в среднем 12-15% в зависимости от сегмента. Относительно доступным вариантом иномарок, на котором не отразится повышении цен, останутся автомобили китайских брендов, выпускаемые на российских заводах.
Также я уверен, что сократится количество частных продавцов автомобилей, перекупщиков, которые пользовались разницей в стоимости растаможки автомобиля на территории России и странах ЕАЭС, особенно Кыргызстана. С 1 апреля их бизнес станет менее прибыльным, а значит спрос сместится в сторону крупных автосалонов, предлагающих гарантии и комплексный подход клиентам.
На каких брендах рост цен отразится в первую очередь?
Совершенно точно цены вырастут на автомобили премиальных марок стоимостью свыше 50 000 евро, а также на все автомобили с двигателем объемом свыше 2.5 литров.
А как это повлияет на рынок автомобилей с пробегом?
Как и всегда, спрос плавно сместится в сегмент автомобилей с пробегом и повышение цен на б/у автомобили будет происходить с некоторой задержкой. В процентном соотношении рост цен на автомобили с пробегом будет сопоставим с ростом цен на новые машины аналогичных марок и моделей. Ну а менее всего повышение цен коснется транспортных средств старше 10-15 лет, по ним рост не должен быть выше 5%.