Многие детей пропитаны неуверенностью, чувствуя себя неполноценными, неадекватными, недостаточными, несовершенными, ошибочными, ограниченными, ущербными… Налицо кризис доверия – и, что немаловажно, компетентности. И даже, казалось бы, уверенные в себе и компетентные дети испытывают трудности.
Вот что известно:
1) Растёт беспокойство
Беспокойство является естественной и обычно кратковременной реакцией на стрессовую ситуацию, связанную с чувством нервозности и смятения. Но одно из последних национальных исследований психического здоровья и благополучия показало, что уровень беспокойства среди подростков в возрасте 16–24 лет составляет около 21% для мальчиков и 41% для девочек. В 2007 году подобное исследование в той же возрастной группе составляло всего 15%. Всего за 15 лет число подростков, испытывающих беспокойство, удвоилось, и теперь почти треть из них испытывают уровень встревоженности, который мешает повседневной деятельности.
2) Перфекционизм также растёт
Перфекционизм — это сочетание чрезмерно высоких личных стандартов и чрезмерно критической самооценки. Перфекционистские стремления (высокие стандарты) сами по себе изнурительны. Объедините эти стремления с так называемым перфекционистским беспокойством (страхом негативной социальной оценки), и дети начнут верить, что их ценность зависит от их результатов.
В то время как уровень перфекционизма увеличился по всем направлениям за последние несколько десятилетий, уровень социально предписанного перфекционизма вырос больше всего – на 32% с 1989 по 2017 год (и, вероятно, с тех пор даже больше!).
Дети говорят, что они чувствуют беспокойство и стресс из-за завышенных ожиданий; должны создать идеальную жизнь, добиться идеальных результатов в школе и иметь идеальное тело… но не могут.
Эти ожидания часто возникают самостоятельно, но всё чаще они исходят от родителей, сверстников и учителей. Подавление и неустанная внутренняя потребность «реализовать свой потенциал» сочетаются с огромным давлением на успех, которое их парализует.
Рост чрезмерных родительских ожиданий и резкая критика со стороны родителей предлагают, пожалуй, наиболее правдоподобное объяснение растущего перфекционизма на сегодняшний день. Кроме того, существует умеренная связь между беспокойством, которое испытывают дети, и тем, насколько контролирующими они воспринимают вас как родителей.
Именно ваши благие намерения оптимизировать настоящее ваших детей, чтобы гарантировать успех в будущем, могут заставить их чувствовать, что они с этим не справляются. Пытаясь обеспечить им хорошее будущее, вы ожидаете слишком многого, слишком резко критикуете и минимизируете их автономию.
Пытаясь помочь детям добиться успеха, вы предлагаете постоянное исправление и руководство, обучение и даже принуждение. Это сделано для того, чтобы помочь им раскрыть свой потенциал. Но эти сообщения часто могут иметь неприятные последствия, несмотря на ваши добрые намерения, заставляя детей чувствовать себя некомпетентными и обременёнными своей неспособностью когда-либо сделать что-то достаточное, чтобы оправдать ваши ожидания (или то, что они воспринимают как ваши ожидания).
Пытаясь помочь детям почувствовать себя компетентными, вы хвалите их. Однако десятилетия исследований показывают, что похвала часто интерпретируется детьми как знак того, что вы на самом деле в них не верите! Это подрывает их доверие.
Всё это приводит к тому, что огромное количество студентов чувствуют, что им «недостаточно» делать что-то для того, чтобы быть лучшими. У них есть ощущение, что ожидания слишком высоки, что нужно сделать слишком много, они слишком растянуты и не имеют контроля.
Конкуренция повсюду
Времена товарищеских футбольных матчей прошли. Сегодня практически все детские виды спорта являются соревновательными, и стремление к победе начинается с раннего детства.
Растущий уровень социального индивидуализма, ориентация на достижения, растущее экономическое неравенство и растущая конкурентоспособность создали общественный фон, который легко приводит к контролю над практикой воспитания и завышенным родительским ожиданиям. У родителей самые лучшие намерения, когда они хотят, чтобы их дети добились успеха, но когда это имеет слишком большое значение, они передают детям тревогу по поводу достижений через их чрезмерную вовлеченность и большие ожидания. В результате этого, с 1990-х годов резко упало количество родителей, поддерживающих автономию, поскольку давление на жизнь детей возросло.
Что же поможет детям в преодолении их беспокойства, перфекционизма и даже нелюбви к себе, чтобы они могли преуспевать и чувствовать себя хорошо?
1. Важность
Как вы можете показать ребёнку, что он важен?
- Вы возвышаете его, а не принижаете;
- Вы его слушаете;
- Вы показываете, что заботитесь о нём;
- Вы помните то, что важно для него;
- Вы показываете, что он вам нужен;
- Вы делаете всё возможное, чтобы улучшить его благополучие или перспективы.
Что всё это значит?
Любовь и забота никогда не должны зависеть от результатов. Они показывают ребёнку, что он или она важны.
2. Знание того, кто он
Дети, которым рассказывают (и которые вспоминают) семейные истории, считают, что они несут ответственность, и что они способны контролировать вещи, а не зависеть от внешних факторов или элементов окружающей среды. У них существует внутренний локус контроля, и это способствует их благополучию.
Знание семейной истории может влиять на развитие подростковой идентичности и добиваются ли подростки, у которых было более устоявшееся чувство идентичности, лучших результатов в жизни. Чем лучше подростки знают истории своей семьи, тем лучше они адаптируются. Они обладают общим чувством собственного достоинства и способностью планировать будущее.
3. Иметь надежду
Надежда требует трёх вещей:
Цель
Это значит знать, чего вы хотите. Слишком многие из наших подростков (и слишком многие из нас) не совсем понимают, чего мы хотим. Если мы не знаем, чего хотим, как мы сможем этого достичь?
Путь
Даже если мы знаем, чего хотим, мы должны верить, что есть путь к этой цели. И если этот путь перекрыт, мы должны поверить, что есть и другие пути.
Действие
Способность действовать в соответствии со своими целями. Это сила делать. Это активный выбор поступать определённым образом.
Если мы полны надежд, мы знаем, куда идём (цели), можем видеть способ добраться туда (пути) и верим, что действительно можем идти по этому пути (действия).
Если у нас нет надежды, мы не знаем, куда идём (нет цели). Даже если у нас есть цель, мы можем не верить, что есть путь. Возможно, у нас есть цель и мы видим путь… но нам не хватает веры в себя. Действия отсутствуют. И мы остаёмся без надежды.
Как родители, вы должны быть строителями надежды в жизни ваших детей.
Как вы можете это сделать?
- Помогите им определить вещи, над которыми стоит работать;
- Поощряйте их ставить цели, основанные на личных интересах и увлечениях. Эти цели могут быть конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и ограниченными во времени или более ориентированными на процесс (например, цель читать главу книги по личному развитию большую часть дня);
- Помогите им определить пути, которые открыты для них. Это включает в себя разбиение цели на более мелкие задачи и работу с ними, чтобы убедиться, что у них есть ресурсы, инструменты и информация, необходимые для достижения своей цели;
- Помогите им развить веру в себя;
- Отмечайте их достижения, подбадривайте их, когда они сталкиваются с трудностями, и напоминайте им, что неудачи — это возможности для роста и обучения.
4. Делать трудные дела и праздновать победы
В некотором смысле жизнь наших детей полна трудностей. Это одна из причин, по которой они борются. Но на более глубоком уровне они чувствуют неуверенность в своей идентичности, потому что у них нет времени накопить доказательства своей компетентности – сделать трудные дела, которые докажут им, что они способные и компетентные люди.
Компетентность является жизненно важной потребностью человека. Однако вы не станете увереннее в себе, выкрикивая утверждения перед зеркалом. Вы формируете чувство надежды, самоэффективности и силы, имея историю действий, которая предлагает вам неоспоримое доказательство того, что вы являетесь тем, кем вы себя называете. Это происходит от повторения трудных дел.
Празднуйте победы! Спросите своего ребёнка, как он себя чувствует, прогрессируя. Спросите его, как он это сделал и как планирует сделать это снова. Подбадривайте его настоящими комплиментами и искренней поддержкой, которая отражает его положительную самооценку и помогает ему чувствовать себя хорошо по поводу своих усилий и результатов.