Найти тему
Заметки о столице

Нереализованные проекты метро: Кольцевая линия

Оглавление

Приветствуем вас, дорогие читатели!

Сегодня расскажем вам о нереализованных планах Кольцевой линии метро.

О самой линии можете прочитать здесь:

О всех станциях линии:

Приятного чтения!

Проектные названия станций Кольцевой линии. Взято с сайта: bangkokbook.ru.
Проектные названия станций Кольцевой линии. Взято с сайта: bangkokbook.ru.

Первые планы

Изначально в метро Москвы не проектировалась Кольцевая линия. Первые планы о её строительстве появились в 1930-х годах, линия должна была быть построена в 3-й очереди наряду с Рогожским, Краснопресненским и Дзержинским радиусами. Причём на станциях Красные Ворота, Крымская Площадь и Смоленский Рынок комиссия предложила предусмотреть возможность в будущем пересадки на Кольцевую линию.

Необходимость в Кольцевой линии остро появилась после открытия второй очереди метрополитена в 1938 году, так как нагрузка на пересадочные узлы оказалось очень большой.

Один из проектов тех лет предлагал строить линию под Садовым кольцом и соорудить на ней 17 станций, интересно, что о строительстве в будущем ещё одной кольцевой линии задумались уже тогда, она должна была находиться в районе Камер-Коллежского вала.

Другой проект тех же годов предусматривал следующую трассировку линии:

Усачёвская - Калужская Застава - Серпуховская Застава - Завод имени Сталина - Остапово - Завод Серп и Молот - Лефортово - Спартаковская - Красносельская, Ржевский Вокзал - Савёловский Вокзал - Динамо - Краснопресненская Застава - Киевская

Как можно заметить, линия должна была значительно дальше располагаться от центра, чем построили впоследствии.

Планируемая трассировка Кольцевой линии на схеме 1938 года. Схема с сайта: https://www.metro.ru.
Планируемая трассировка Кольцевой линии на схеме 1938 года. Схема с сайта: https://www.metro.ru.

Станция Зубовская Площадь

На одной из схем 1930-х годов встречается ещё одна станция на Кольцевой линии - Зубовская (или Девичье Поле). Должна была находить на перегоне между станциями Киевская и Парк Культуры, в районе одноимённой площади, по которой и дано было название станции. Между станциями есть задел, где может быть встроена станция глубокого заложения.

Перспективная схема Московского метро 1930-х годов. На схеме можно увидеть отмеченную дополнительную станцию Кольцевой линии между Киевской и Парком Культуры. Обозначенная трассировка Кольцевой линии в целом отличается от построенной в итоге. Схема с сайта: https://transphoto.org.
Перспективная схема Московского метро 1930-х годов. На схеме можно увидеть отмеченную дополнительную станцию Кольцевой линии между Киевской и Парком Культуры. Обозначенная трассировка Кольцевой линии в целом отличается от построенной в итоге. Схема с сайта: https://transphoto.org.

1940-е годы

Проект будущей Кольцевой изменили в 1941 году — теперь её планировали построить ближе к центру.

В 1943-м году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе (а не про проектам 1933 и 1938 годов) с целью разгрузки пересадочного узла Охотный Ряд — Площадь Свердлова — Театральная.

Строительство Кольцевой линии стало 4-й очередью строительства Московского метрополитена. Линию планировалось сдать четырьмя пусковыми участками. В 1946-1947-х годах предполагалось, что первый участок будет пущен в 1948 году, а второй — в 1950, а полное завершение строительства планировалось к 1952 году.

Строящаяся Кольцевая линия на схеме 1948 года. Схема с сайта: https://nashemetro.ru.
Строящаяся Кольцевая линия на схеме 1948 года. Схема с сайта: https://nashemetro.ru.

В итоге первый участок линии от станции ЦПКиО (совр. Парк культуры) до станции Курская. А далее: в 1952 году сдан участок Курская — Белорусская, в 1954 — Белорусская — ЦПКиО.

Проект Малого кольца метро

При открытии Кольцевая линия считалась Большим кольцом метро. Дело в том, что проектом 1947 года предусматривалось строительство ещё одного кольца — Малого, которое должно было проходить ещё ближе к центру, под Бульварным кольцом. Однако уже в 1950-х годах от строительства Малого кольца отказались.

Точная трассировка проектируемого Малого кольца неизвестна. Исходя из старых схем, можно предположить, что оно бы проходило через следующие станции:

Дворец Советов (пересадка на одноимённую станцию СЛ) - Арбатская (пересадка на одноимённую станцию АПЛ) - Никитские Ворота (пересадка на одноимённую непостроенную станцию ТКЛ) - Чеховская (пересадка на станцию Тверская ЗЛ) - Трубная Площадь - Сретенский бульвар (пересадка на станцию Кировская СЛ) - Хохловская Площадь (пересадка на непостроенную станцию Покровские Ворота АПЛ) - Яузские Ворота (пересадка на одноимённую станцию Глубокого ввода ж.д.) - Новокузнецкая (пересадка на одноимённые станции ЗЛ и Краснопресненско-Первомайского радиуса) - Якиманка

При этом планировалось, что Останкинско-Серпуховской диаметр будет проходить вдоль западной части Бульварного кольца, а Калужско-Тимирязевский — с востока.

Перспективная схема Московского метро 1947 года, на которой обозначено Малое кольцо и диаметры, проходящие через него. Взята с сайта: https://transphoto.org.
Перспективная схема Московского метро 1947 года, на которой обозначено Малое кольцо и диаметры, проходящие через него. Взята с сайта: https://transphoto.org.
На схеме 1946 года Кольцевая линия обозначена как "Большое подземное кольцо". Схема отсюда: https://www.metro.ru.
На схеме 1946 года Кольцевая линия обозначена как "Большое подземное кольцо". Схема отсюда: https://www.metro.ru.
Сохранившаяся надпись на станции Курской Кольцевой линии, сохранившаяся до наших дней. Фото: drive2.ru.
Сохранившаяся надпись на станции Курской Кольцевой линии, сохранившаяся до наших дней. Фото: drive2.ru.
Как могла бы выглядеть трассировка Большого и Малого кольца метро на карте современной Москвы.
Как могла бы выглядеть трассировка Большого и Малого кольца метро на карте современной Москвы.

Планы 1950-х годов

Планами 1950-х годов предлагалось построить на Кольцевой линии две дополнительные станции: Площадь Коммуны и Ульяновская.

Станция Площадь Коммуны

Планировалось, что станция Площадь Коммуны будет построена на перегоне Новослободская — Проспект Мира, должна была находиться под одноимённой площадью (в 1992 переименована в Суворовскую). В 1950-х годах от станции отказались в целях экономии и увеличения темпов строительство.

Проект вестибюля станции Площадь Коммуны архитектора Николая Сукояна, 1947 год. Фото отсюда: https://vk.com/lovemockva.
Проект вестибюля станции Площадь Коммуны архитектора Николая Сукояна, 1947 год. Фото отсюда: https://vk.com/lovemockva.

В 1990-х годах вновь стали появляться планы об открытии станции в будущем. Теперь станция носила проектное название Суворовская.

В 2011-2012-х годах начались предварительные работы для постройки обходных тоннелей вокруг места будущей станции и был утверждён проект её планировки.

В 2017 году решили вновь отказаться от станции, однако через 2 года сообщалось, что строительство станции будет возобновлено до конца года.

6 октября 2022 года мэром Москвы Сергеем Собяниным было объявлено об утверждении проекта строительства станции, а в декабре того же года — о начале строительства, которое займёт пять-шесть лет. На Суворовской будет организована пересадка на станцию Достоевская Люблинско-Дмитровской линии, а сама станция расположится вдоль Суворовской площади, на месте примыкания к ней улиц Самотёчной и Дурова.

Что касается оформления станции, она будет пилонной глубокого заложения, планируется, что именно на этой станции, первой в столичном метр, будут работать траволаторы.

Проект станции Суворовская. Фото отсюда: https://www.nashtransport.ru.
Проект станции Суворовская. Фото отсюда: https://www.nashtransport.ru.
Проект вестибюля и выходов станции Суворовская. Взято с сайта: https://genplanmos.ru.
Проект вестибюля и выходов станции Суворовская. Взято с сайта: https://genplanmos.ru.

Станция Ульяновская (Золоторожская, Николоямская, Серебяническая площадь)

Станция с проектным названием Ульяновская или Золоторожская должна была находиться между Курской и Таганской. Проектное название Ульяновская станция получила по Ульяновской улице (в 1992 году переименована в Николоямскую), в районе которой и была бы расположена (у реки Яузы).

Должна была быть глубокого заложения и скорее всего пилонной.

Станцию хотели открыть для организации пересадки на перспективную железнодорожную линию, соединяющую Ярославское и Горьковское направления МЖД (глубокий ввод ж.д.), однако в дальнейшем отказались как от этого плана, так и от строительства станции.

По некоторым данным, через эту станцию сначала хотели вести Люблинский радиус, но в итоге решили сэкономить и Люблинско-Дмитровская линия прошла через станцию Курская.

В современных планах ни на ближнюю, ни на дальнюю перспективу эта станция не значится.

Станции Площадь Коммуны и Ульяновская на перспективном плане строительства метрополитена 1956 года. Схема с сайта: https://transphoto.org.
Станции Площадь Коммуны и Ульяновская на перспективном плане строительства метрополитена 1956 года. Схема с сайта: https://transphoto.org.

Станция Российская

Ещё одна станция Кольцевой линии планировалась в 2000-х годах. Она должна была располагаться на перегоне Киевская — Краснопресненская на оставленном в 1950-х годах заделе длиной в 130 м примерно под сегодняшней площадью Свободной России, по которой и получила бы своё название.

Предполагаемое место станции Российская на карте Москвы.
Предполагаемое место станции Российская на карте Москвы.

Станция должна была быть глубокого заложения, скорее всего пилонной.

Проект станции Российская. Взят с сайта: https://metro2.org.
Проект станции Российская. Взят с сайта: https://metro2.org.

Изначально было запланировано, что Российская будет иметь пересадку на перспективную линию от Калининского радиуса, а по дальнейшим планам на станцию Дорогомиловская (Кутузовский проспект) проектирующегося центрального участка Калининско-Солнцевской линии.

В перечне 70 станций, намеченных к строительству в течение 8 лет (2013-2020), Российская не значится, а в 2017 году от проекта станции полностью отказались.

Проектируемые станции Российская Кольцевой линии и Кутузовский проспект Калининско-Солнцевской линии. Взято с сайта: https://www.nashtransport.ru.
Проектируемые станции Российская Кольцевой линии и Кутузовский проспект Калининско-Солнцевской линии. Взято с сайта: https://www.nashtransport.ru.

На этом на сегодня всё. Благодарим, что дочитали до конца! Если было полезно и интересно, подписывайтесь и ставьте лайк. Оставайтесь с нами, впереди много интересного. Удачи и пока!