Найти тему

Вспоминая "Акаги": легендарный авианосец и его наследие.

Часть II: служба и гибель.

Авианосец "Акаги" был одним из воплощений японской морской мощи в первые годы Второй мировой войны. Он сыграл ключевую роль в атаке на Перл-Харбор и участвовал в судьбоносной битве за Мидуэй, и оставил след в истории военно-морской стратегии и воздушной борьбы за Тихий океан. Посмотрим на службу легендарного авианосца, которая воплотил в себе весь размах и амбиции Японского имперского флота.

"Акаги" в боевом строю
"Акаги" в боевом строю

О технической части мы уже говорили:

https://dzen.ru/media/id/5e027b133bf9af00ac983f73/65f02ae16394ec4f45968a1b

Перл Харбор.

Детальная проработка плана атаки началась в еще декабре 1940 года. Ее проводил офицер штаба 1-го воздушного флота капитан 2-го ранга Минору Гэн-да. По его расчетам, для удара требовалось не менее 300 самолетов с шести авианосцев. У Японии было только четырьмя авианосцами ("Акаги", "Кага", "Сорю" и "Хирю"), а еще два корабля - "Дзуйкаку" и "Секаку" - только достраивались. Начало операции пришлось отложить до ввода в строй новых кораблей. Японцы не теряли времени зря: они разработали 800-кг бронебойную бомбу для линкоров и модифицировали торпеды Mod 2 для глубин менее 13 метров. Провели огромное количество тренировок и учений личного состава палубной авиации для отработки тактики атаки кораблей в Пёрл-Харборе.

Перл Харбор - гавань на острове Оаху (Гавайи). Большая часть гавани и прилегающих территорий занята центральной базой Тихоокеанского флота Военно-морских сил США. 7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Перл-Харбор, что послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну
Перл Харбор - гавань на острове Оаху (Гавайи). Большая часть гавани и прилегающих территорий занята центральной базой Тихоокеанского флота Военно-морских сил США. 7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Перл-Харбор, что послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну

1 декабря император Японии принял решение о начале войны и на флагманский авианосец Akagi пришло указание выдвигаться для удара по Пёрл-Харбору. 3 декабря соединение пересекло линию перемены дат и получило последние разведданные об американских силах в Пёрл-Харборе. На базе находятся 6 линкоров, 7 тяжелых крейсеров, 4 легких крейсера, 18 эсминцев и 4 подводные лодки. Авианосцев в Пёрл-Харборе не было.

4 декабря отряд взял курс на юго-восток. Очередная заправка топливом опять не удалась - ее провели только на следующий день. Корабли повернули на юг и со скоростью 20 узлов приближались к точке выпуска самолетов.

7 декабря в 00.50, всего лишь в нескольких часах хода от точки подъема самолетов, соединение приняло очередное сообщение разведки. В порту находилось 9 линкоров, 7 легких крейсеров, 70 эсминцев.

Перед рассветом авианосцы вышли на ударную позицию в 230 милях от Пёрл-Харбора. Техники стали поднимать на палубу самолеты первой ударной волны. На кораблях соблюдался режим радиомолчания и команды подавались положением флагов на авианосце "Акаги". Приспущенные до середины мачты они означали - "Приготовиться".

В 6:00 по местному времени (8 декабря в 01:30 по японскому времени) флаги на мачтах "Акаги" резко поднялись вверх и опустились. Самолеты первой очереди начали разбег. Офицеры, руководившие стартом, давали самолетам отмашку в соответствии с колебаниями палубы.

подготовка к атаке на Перл Харбор на борту "Акаги"
подготовка к атаке на Перл Харбор на борту "Акаги"

В группу ударных самолетов с "Акаги" вошли три эскадрильи торпедоносцев B5N2 по два звена в каждой, вооруженные бронебойными бомбами и два звена вооруженных торпедами. Руководил атакой - Мицую Фучида.

Прикрывали их 2 звена А6М2 "Зеро" (9 самолетов) с "Акаги" (2-я эскадрилья — 9 самолетов А6М2), под командованием Сигеру Итая.

В 7:49 Фучида отдал команду группе атаковать. В 7:53 "Акаги" получил сообщение: "Внезапная атака удалась!". Сообщение продублировали в Японию.

К 08:00 в воздухе не оставалось ни одного американского самолета, и

А6М2 "Зеро" начали штурмовать аэродром.

В результате первой атаки самолетов с "Акаги" серьезные повреждения получил линкор "Западная Вирджиния" и был потоплен "Калифорния".

В общей сложности американцы потеряли: восемь линкоров, три крейсера, четыре эсминца и несколько кораблей обеспечения. Потери в личном составе: 2 388 убитых, 1109 ранеными.

В 16.30 на "Акаги" подняли флаг, означающий конец операции. Корабли повернули назад.

Результаты атаки на Перл Харбор 7 декабря 1941 года
Результаты атаки на Перл Харбор 7 декабря 1941 года

Операция "R".

Такое название получила операция по поддержке высадки японского десанта на английской базе в г. Рабаул.

Рабаул - порт на северо-восточном берегу острова Новая Британия в составе государства Папуа — Новая Гвинея
Рабаул - порт на северо-восточном берегу острова Новая Британия в составе государства Папуа — Новая Гвинея

20 января 85 ударных самолетов с четырех авианосцев под прикрытием 24 истребителей появились над акваторией морского порта. С "Акаги" взлетело 20 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N2 под командой Мицую Фучида и девять истребителей А6М2. Но боевых кораблей противника в Рабауле не было.

21 января самолеты с "Акаги" и "Каги" бомбили соседнюю базу Кави-енг на острове Новая Ирландия. 22 января японцы снова атаковали военные объекты вблизи Рабаула. 23 января японские войска без особого труда заняли Рабаул и Кавиенг. Захваченные аэродромы могла занимать японская базовая авиация. Захватив эти военные базы японцы смогли наносить воздушные удары по континентальной Австралии.

27 января ударная группа вернулась на стоянку у атолла Трук.

Атака на порт Дарвин.

Следующая операция, в которой принял участие "Акаги" стало нападение на порт Дарвин, побережье Австралии. Главной её задачей было уничтожение морской базы союзников и нарушение их коммуникаций.

город в Австралии, столица Северной территории.
город в Австралии, столица Северной территории.

15 февраля ударная группа находалсь всего в 220 милях от цели и готовилась к воздушному удару. 19 февраля в 06.20 взлетели 188 самолетов. С "Акаги" взлетели 18 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N2, 18 пикирующих бомбардировщиков D3A1 и девять истребителей прикрытия. Мицую Фучида сновал возглавлял акату. Японцы заставили множество кораблей в порту: американские — эсминец, база гидросамолетов и 2 войсковых транспорта; австралийские — корвет, госпитальное судно, 3 войсковых транспорта и сухогруз; а также канадский корвет, норвежский танкер и несколько торговых судов разных стран.

В 9.30 японские самолеты были над Дарвином. "Зеро" блокировали аэродром и перехватили 10 истребителей Р-40. Бомбардировщики уничтожили австралийский войсковой транспорт и сухогруз, американскую плавучую базу гидросамолетов, эсминец, транспорт, 2 корвета, танкер и 2 сухогруза. Еще один сухогруз получил серьезные повреждения и выбросился на берег. Досталось и плавучему госпиталю, который получил прямое попадание бомбы, но она не взорвалась.

После этого успешного налета японские авианосцы вместе с линкорами и крейсерами сопровождения патрулировали в открытом море к югу от Явы. Они должны были отрезать союзникам пути спасения с острова, на который 1 марта высадились японские войска.

1 марта около 09.45 звено самолетов D3A1 с "Акаги" засекли американский танкер "Pecos" недалеко от острова Рождества. Утром этого дня танкер принял на борт спасенных людей с потопленного американского авианосца "Лэнгли". Что бы отправить его на дно потребовалось несколько заходов.

Следующие пару дней японцы продолжали терроризировать коммуникации в этом районе и затопили около 20 разных кораблей.

5 марта 4 японских авианосца выслали 180 самолетов для атаки Чилачапа. В порту было потоплено около 20 кораблей, в основном торговых. Чилачап был захвачен японцами 8 марта, а на следующий день они полностью оккупировали Яву.

Атака на Мидуэй.

Командующий Объединенным флотом адмирал Ямамото решил провести следующее наступление в центральной части Тихого океана с конечной целью захватить атолл Мидуэй и опорные пункты на Алеутских островах. Окончательно решение было принято после налета В-25 на Токио 18 апреля 1942 года. Руководство Японии считало, что этот налет был произведен с атолла Мидуэй, хотя на самом самолеты взлетели с американского авианосца "Хорнет" в 700 милях от побережья Японии.

Ямамото планировал: захватив Мидуэй, выманить американский флот в океан и, навязав ему генеральное сражение, довершить уничтожение американских кораблей, начатое в Пёрл-Харборе. Для достижения цели сконцентрировали большие силы, которые приблизительно вдвое превосходили по своим боевым возможностям силы противника. Главной ударной силой должны были стать авианосцы.

Для "Акаги" операция началась в 08.00 с подъема сигнала "Выход согласно плану". Подняв якоря, корабли, выстраиваясь на ходу в кильватерную колонну, двинулись к цели.

К 12:00 корабли вышли в открытый океан. Эскадренные миноносцы рассредоточились и начали противолодочное патрулирование, а основные силы перестроились в походный порядок и взяли курс на юго-восток со скоростью 18 узлов.

По оценкам японской разведки, в около атолла Мидуэй находилось примерно 24 патрульные летающие лодки, 12 бомбардировщиков армейской авиации и 20 истребителей, патрулировали дозорные корабли и несколько подводных лодок. Кроме того на берегу был отряд морских пехотинцев численностью 750 человек. На атолле были мощная зенитная артиллерия и большое количество орудий береговой обороны. Японцы предполагали, что после известий об их приближении военно-воздушные силы с атолла получат усиление с Гавайских островов.

Подготовка к первому боевому вылету на авианосце "Акаги" началась поздней ночью 3 июня, когда авианосное соединение было рядом с атоллом, северо-западнее на расстоянии 240 миль. 4 июня в 02.45 утра на авианосце отдали приказ: "Экипажам самолетов, назначенным в атаку, приготовиться!" Самолеты подняли на палубу, механики начали прогрев двигателей. За 40 минут до восхода солнца, они заняли свои места в кабинах и начали взлет. На часах было 04:30.

Первыми в воздух поднялись истребители прикрытия. За ними последовали 18 пикирующих бомбардировщиков D3A, каждый из которых нес по 250-кг бомбе.

Адмирал Нагумо не знал как близко к нему находятся главные силы американского флота. Для страховки он решил держать наготове ударную авиагруппу, чтобы немедленно атаковать противника, если он появится.

подготовленная для взлета авиагруппа с "Акаги"
подготовленная для взлета авиагруппа с "Акаги"

Для этого на "Акаги" подготовили к вылету оставшиеся на борту самолеты. Их подняли на палубу. На носовом самолетоподъемнике доставили девять А6М, а на среднем и кормовом — 18 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N. Матросы технического дивизиона авиационной боевой части доставили торпеды из погребов для боезапаса и подвесили их на самолеты. В 05.00 всё было готово.

В 05.20 истребители "Акаги" подняли в воздух по тревоге: над кораблями соединения засекли американскую летающую лодку. Перехватить или сбить разведчика зенитным огнем японцам не удалось. По материалам радиоперехвата, ее экипаж передал координаты японских кораблей ударной группе с Мидуэя.

В 07.05 японские авианосцы подверглись первой атаке со стороны береговой авиации американцев. Четыре торпедоносца В-26 Marauder попытались приблизиться к ордеру кораблей на дистанцию сброса торпед. Три американских самолета сбили истребителями, а последний отказался от атаки и повернул назад.

В это же время шесть торпедоносцев TBF Avenger зашли на боевой курс с другой стороны. Три машины сбили, но оставшиеся, несмотря на сильный зенитный огонь, все же сбросили торпеды. "Акаги" смог увернуться от них, выполнив резкий противоторпедный маневр.

В 7:28 на авианосец поступило сообщения о группе кораблей противника примерно в 200 милях. В это время самолеты подготовленные для реакции на внезапное появление противника начали перевооружать для атаки по наземным целям. Нагумо распорядился прекратить.

В 08.30 японские самолеты первой волны вернулись на корабли. На посадку всех машин ушло до получаса.

Примерно за десять минут до этого Нагумо получил донесение, что ордер обнаруженных американских кораблей замыкает корабль, похожий на авианосец. Сейчас же поднять свои самолеты в воздух Нагумо не мог: большую часть самолетов уже успели вооружить бомбами, а большая часть истребителей еще находилась в воздухе, отражая последние атаки американцев - их нужно было дозаправить. Нагумо решил в первую очередь принять на борт авианосцев все самолеты, потом отойти к северу, чтобы избежать новых атак с воздуха,и уже после подготовки нанести удар по американским кораблям всеми силами. На "Акаги" поступил приказ о перевооружении самолетов на торпеды. Бомбы снимали с машин и из-за недостатка времени складывали рядом с самолетами, это грубейшее нарушением инструкции, она требовала сразу же спустить боеприпасы в погреба.

В 09.18 японские авианосцы со скоростью 30 узлов начали отходить от Мидуэя, стараясь занять более выгодную позицию для удара по американским кораблям.

Именно этой паузы - на подготовку самолетов к новому вылету - ожидал американский адмирал Спрюэнс. Момент взлета ударной группы из 131 самолета с авианосцев Enterprise и Hornet вычислили удивительно точно.

Рэймонд Эймс Спрюэнс (3 июля 1886 – 13 декабря 1969) был адмиралом ВМС США во время Второй мировой войны. Он командовал военно-морскими силами США во время битвы в Филиппинском море, одного из самых значительных морских сражений на Тихоокеанском театре военных действий.
Рэймонд Эймс Спрюэнс (3 июля 1886 – 13 декабря 1969) был адмиралом ВМС США во время Второй мировой войны. Он командовал военно-морскими силами США во время битвы в Филиппинском море, одного из самых значительных морских сражений на Тихоокеанском театре военных действий.

Около половины десятого на японский дозорных кораблях засекли американские самолеты. В воздух поднялись все наличные японские истребители. На палубах оставили только 12 машин, которые должны были сопровождать ударную группу.

"Первая группа самолетов противника состояла из 15 торпедоносцев. Когда их обнаружили корабли охранения и самолеты прикрытия, они еще не были видны с авианосцев. Но вскоре эти самолеты появились справа по носу "Акаги"в виде маленьких темных точек на фоне синего неба. Их крылья сверкали на солнце. Неожиданно одна из точек вспыхнула, охваченная ярким пламенем и, оставив за собой черный хвост дыма, упала в воду. Наши истребители начали действовать, а противник, кажется, и на этот раз не имел прикрытия" - так вспоминал об этой этаке Мицую Фучида.

Это была не последняя атака, всего в ходе боя "Акаги"получил два прямых попадания 454-кг бомб, одно - в задний срез центрального самолетоподъемника, другое - в полетную палубу по левому борту. На авианосце начался пожар и детонация боеприпасов. Первыми взорвались подвешенные под самолеты торпеды, затем — сложенные на ангарной палубе бомбы. Вышла из строя радиосвязь. Нагумо выбрался из боевой рубки через иллюминатор и покинул авианосец по штормтрапу с левого борта. На мостике остался капитан корабля Аоки и еще несколько офицеров. Команда авианосца боролась с огнем, но пламя быстро добралось до нижней ангарной палубы. После отказа электропитание, пропало освещение. Помпы, подающие воду по пожарным рукавам, прекратили работу. Машинное отделение оказалось отрезанным. Все попытки передать механикам приказ подняться наверх не увенчались успехом.

гибель "Акаги"
гибель "Акаги"

В 18.00 командир авианосца отдал приказ покинуть корабль и запросил по радио у адмирала Нагумо разрешения затопить авианосец. Нагумо медлил с ответом, ожидая команды от Ямамото. Приказ затопить Akagi пришел только на следующий день.

В 03.50 авианосец торпедировали эсминцы эскорта. На борту "Акаги" погиб 221 человек. Авианосец погрузился в воду в 04.45 в точке с координатами 30°30′ северной широты и 179°08′ западной долготы.

место гибели "Акаги" а 4 часа 45 минут 5 июня 1942 года
место гибели "Акаги" а 4 часа 45 минут 5 июня 1942 года

P.s. другие наши материалы: