Следуя своей судьбе, линкор "Ямато" вступил в самую трагическую главу своей истории. Вторая часть нашего путешествия будет о боевых операциях этого величественного корабля в годы Второй мировой войны. Поговорим о его службе, от участия в битве за Окинаву до трагического финала, который вобрал в себя не только конец одного из самых могучих линкоров своего времени, но и завершение эпохи военного флота.
для тех, кто пропустил первую часть:
Служба "Ямато".
Формально новый линкор был принят на вооружении еще в конце 1941 года. Но отправили его не в бой, почти все время до 27 мая 1942 г. он провел в разных учениях, дооборудовании. Все в соответствии с концепцией - "не количеством, а качеством". Сюда входила не только техническая часть, но и первоклассная выучка экипажа.
Первой боевой операцией нового корабля должна была стать битва за Мидуэй, На «Ямато» разместился сам командующий Объединенным флотом Исороку Ямамото. Линейные корабли, в чьей группе шел и этот новейший корабль, исполняли роль силовой страховки на случай, если американцы рискнут своими еще немногочисленными линкорами.
Основные силы 1-го флота, в которых входил и «Ямато», двигались на расстоянии почти 300 миль от ударного авианосного соединения адмирала Нагумо и десантного отряда. Линкоры были в относительной безопасности, но командующий фактически находился в двух сутках пути от своих передовых сил. Это слишком далеко.
На борту "Ямато" заранее знали, что активность японского флота не осталась не замеченной благодаря радиоперехвату сообщения с подводной лодки "Каттлфиш". Чуть позднее у японцев появились сведения, что в 170 милях севернее Мидуэя действуют два американских соединения. Ямамото хотел сообщить эту тревожную информацию на авианосец «Акаги», флагман Нагумо, но один из его офицеров отговорил адмирала, потому, что это нарушит радиомолчание. О том, что американцы давно читают японские шифры, и никакое радиомолчание уже не изменит ситуацию, в боевой рубке «Ямато», да и нигде в Императорском флоте, не догадывались. Итогом сражения за Мидуэй стала гибель четырех авианосцев и отказ от десанта. В полночь 5 июня 1942 г. японские линкоры легли на обратный курс, так и не сделав по противнику ни одного выстрела.
2 августа 1942 г "Ямато" в составе эскадры кораблей и под флагом командующего отбыл на крупнейшую базу японского флота в центре Тихого океана – атолл Трук. Начиналась битва за Гуадалканал, и Ямамото хотел быть поближе к линии фронта. Вокруг острова из архипелага Соломоновых островов кипели морские и воздушные сражения, которые шли с переменным успехом. Обе стороны кидали на весы войны все новые и новые силы. Японцы "экономили", использовав только старые линейные крейсеры "Хиэй" и "Киришима" предпенсионного возраста. Встретившись в ночном бою с новейшими американскими "Вашингтоном" и "Саут Дакотой", ветераны были сильно повреждены и позднее затонули. "Ямато" так и продолжал стоять на рейде. В 1943 он отбыл в Японию для проведения модернизации и ремонта. Побывал в сухом доке Йокосуки последовательно два раза, в мае и июле, там линкор получил радиолокатор "тип 21". На нем увеличили количество 25-мм зенитных автоматов, провели профилактику энергетической установки. Выйдя из дока, линкор почти месяц проводил плановую боевую подготовку, после чего отбыл к своему прежнему месту базирования – атоллу Трук. Пользуясь случаем, японское командование поручило новому кораблю перевезти амуницию и пополнение для персонала базы "японского Сингапура". Экипаж был недоволен, что огромный боевой корабль постоянно используется не по делу: то как штаб, то как простой транспорт. Прибыв на Трук, «Ямато» вновь занял место на якорной стоянке. Пару раз он выходил в море в составе эскадры из-за возможных атак островов Эниветок и Уэйк, однако оба раза без боя.
В декабре 1943 г. линкору отправили сопровождать конвой в Японию, хотя в глубине японского оборонного периметра основная угроза пока что исходила от растущего числа подводных лодок американцев. 12 декабря "Ямато" в составе конвоя покинул Трук. Благополучно дойдя в Йокосуку, он через некоторое время взял на борт пехотный полк и отправился обратно. По плану линкор, ставший быстроходным бронированным войсковым транспортом, с эскортом из двух эсминцев должен был пройти через Трук к островам Адмиралтейства с остановкой в Кавиенге (Новая Ирландия). 25 декабря 1943 г. северо-восточнее Трука эскадра попала на экран радара патрулировавшей в этом районе подводной лодки "Скейт". Радиоперехват позволил американцам заранее известить командира субмарины о приближающихся кораблях. Идя для безопасности противолодочным зигзагом и выполняя очередной поворот, «Ямато» оказался в положении мишени. "Скейт" выстрелила четырьмя торпедами из кормовых аппаратов. Одна из них угодила линкору в правый борт рядом с кормовой башней главного калибра. Взрыв был такой силы, что японцы подумали, что корабль получил два, а не одно попадание. Корабль набрал почти 3 тыс. тонн воды, погреб башни оказался затопленным. Повреждение было не смертельным, но крайне болезненным. "Скейт" подвергли атаке глубинными бомбами, но безрезультатно. "Ямато" вернулся на Трук, где его наскоро отремонтировали, и отправили в Японию на правильный ремонт.
В сухом доке корабль не только отремонтировали, но и в очередной раз модернизировали: две бортовые 155-мм башни были заменены на шесть 127-мм орудий. Еще увеличили количество 25-мм зенитных автоматов, установили новые радиолокаторы и аппаратуру, фиксирующую радиоизлучение, копию немецкого прибора "Метокс". Работы завершили к 18 марта 1944 года.
После учений, 22 апреля 1944 г, "Ямато" отправился на Филиппины. Разгрузившись в Маниле, линкор вскоре присоединился к другим японским кораблям, стоявшим в неприметной бухте Тави-Тави в море Сулу недалеко от Сингапура. Трук после серии ударов уже не был безопасной базой, и японский флот был рассредоточен на тыловых базах в относительной близости от месторождений нефти, чтобы легче снабжать корабли топливом. Вскоре в Тави-Тави прибыл и «Мусаси», тоже плодотворно потрудившийся в основном как транспорт.
В 20-х числах июня 1944 г. в составе ударного соединения из "Ямато", "Мусаси" и старых "Конго" с "Харуна", семи тяжелых крейсеров и трех легких авианосцев с неполными авиагруппами он шёл в 100 милях перед авианосцами адмирала Одзавы, фактически он стал вкусной приманки для вражеской палубной авиации. Но американцы не клюнули на эту уловку - их главной задачей было уничтожение авианосцев. В этом сражении 19 июня 1944 г. "Ямато" впервые применил свою артиллерию в бою, он обстрелял возвращающиеся японские истребители. Четыре "Зеро" оказались повреждены. Вот и всё участие. Потрепанный флот отошел на Окинаву, а потом и в Японию.
"Ямато" опять усилили зенитное вооружение, погрузили на него пехотный полк и отправили обратно на Окинаву. После очередного транспортного рейса, "Ямато" и "Мусаси" ушли в тыл, на якорную стоянку в бухте Линга возле Сингапура. Там оба корабля проводили время в интенсивной боевой подготовке и совместных стрельбах. Близилось сражение в заливе Лейте, крупнейшая морская битва Тихоокеанской компании. Угроза потери Филиппин вынудила японское командование вывести в море практически все боеспособные корабли.
Операция "Сё" предполагала скрытное выдвижение трех эскадр, причем одна из них (авианосцы Одзавы, линкоры "Хьюга" и "Исэ", и др.) была подсадной уткой и должна была отвлечь на себя американскую палубную авиацию. В это время 1-е и 2-е диверсионные соединения адмиралов Куриты и Нисимуры должны были скрытно пройти через проливы Сан-Бернардино и Суригао, атаковав скопившийся в заливе Лейте транспортный флот. Соединение Куриты, куда входили "Ямато" и "Мусаси", было самым сильным: 5 линкоров, 10 тяжелых, 2 легких крейсера и 15 эсминцев. Палубы линкоров перекрасили в черный цвет, чтобы снизить заметность ночью. 8 октября 1944 г. эскадра покинула тихую стоянку и направилась в Бруней, где под завязку заправилась топливом. 22 октября соединение направилось к Филиппинам, откуда "Мусаси" уже не вернется. Неудачи начали преследовать диверсионное соединение с самого начала. 23 октября американская подводная лодка потопила флагман Куриты, тяжелый крейсер "Атаго", после этого ему пришлось перенести флаг на "Ямато". Вскоре от торпед другой лодки был потеряли еще и тяжелый крейсер "Майя".
24 октября за японцев уже серьезно взялась палубная авиация американцев. В этот день погиб "Мусаси". В этом бою "Ямато" тоже досталось: в него угодило не менее пяти бомб, он принял около 3 тыс. тонн воды. В целом боеспособность удалось сохранить, главный удар американской авиации было по "Мусаси".
На следующее утро 460-мм орудия «Ямато», открыли огонь по ничего подозревавшим американским эскортным авианосцам и эсминцам у острова Самар. На этом этапе японский план начал работать - часть сил противник бросил против авианосцев Одзавы с полупустыми ангарами, и старые линкоры, прикрывавшие высадку на остров Лейте, благополучно уничтожили 2-ю диверсионную эскадру Нисимуры в ходе ночного боя. Возле транспортов оставались только эскортные авианосцы и эсминцы. Американские пилоты докладывали начальству, что японские корабли или потоплены, или повреждены, и что они повернули назад. На самом деле оценив ситуацию и получив "втык" от командования, Курита вернулся на прежний курс и утром столкнулся с группой эскортных авианосцев (шесть единиц) вместе с тремя эсминцами и четырьмя миноносцами.
Американские экипажи не растерялись, они развили максимальный ход и начали поднимать в небо самолеты, которые вооружили всем, что попало под руку. Эсминцы поставили дымовую завесу, которая помогла ввести в заблуждение японцев. Они почему-то решили, что ведут бой с полноценной авианосной группой, которая без линейного прикрытия вообще не перемещается. После короткого боя, уничтожив эскортный авианосец и два эсминца, японский адмирал приказал отступить. Он и понятия не имел, что группа небольших корабликов единственная преграда между его эскадрой и толпой беззащитных транспортов. Так или иначе, но 1-я диверсионная группа ушла тем же путем, через пролив Сан-Бернардино. Сражение было вчистую проиграно, а японский флот перестал существовать как организованная боевая сила. "Ямато" отправился в Японию зализывать раны. В ноябре 1944 г. он прошел последнюю модернизацию. Обстановка на фронте все больше ухудшалась – воздушным налетам стали подвергаться уже сами Японские острова.
Гибель титана.
Всю зиму 1944–1945 гг. "Ямато" прячется, меняет стоянки и проводит учения. Как применить такой огромный корабль, командование не имело ни малейшего понятия. Определиться помогли американцы со своей операцией "Айсберг", так назвали высадку на остров Окинава. В конце марта линкор получил полный боезапас и был заправлен топливом. Его было мало, поэтому пришлось поискать 3 апреля был озвучен приказ адмирала Тоеда: в составе специального ударного отряда вместе с легким крейсером "Якаги" и восемь эсминцев на большой скорости выдвинуться к Окинаве, для удара по транспортам и другим кораблям противника. Как это сделать при полном господстве противника не только на море, но и в воздухе, не уточнили. Фактически эскадра была смертником. Командующий Специальным ударным отрядом вице-адмирал Ито возражал против подобной затеи, полагая, что это бесполезная трата кораблей и ресурсов. Но приказ был утвержден на самом верху.
Линкор принял 3400 тонн топлива – все, что смогли найти, на берег сошли матросы старшего возраста и больных, демонтировали все дерево – даже стулья и столы. Вечером 5 апреля командир "Ямато" капитан 1 ранга Косаку Арига собрал весь экипаж на палубе и зачитал приказ о походе. Ответом стало оглушительное "Банзай!". 6 апреля в 15 ч. 20 мин. Специальный ударный отряд покинул Внутреннее море в сопровождении трех эскортных кораблей, которые чуть позднее повернули назад. Воздушное прикрытие было всего из двух гидросамолетов – все, что могла выставить совсем недавно могучая морская авиация. Американцы уже знали, что противник готовит вылазку к Окинаве.Вечером 6 февраля японские корабли обнаружили подводные лодки. По свидетельствам выживших, настроение на борту линкора было и торжественным и обреченным: моряки молились в корабельном синтоистском храме, писали прощальные письма.
7 апреля японцев обнаружили сперва "Хеллкэтами", а потом и летающими лодками "Маринер". Стало ясно, что последний бой неумолимо приближается. В 11 ч. 7 мин. бортовой радар "Ямато" обнаружил большую группу самолетов в 60 милях от корабля. Боевую тревогу объявили уже давно. Экипаж стоял боевых постах. В 11.15 над эскадрой показалась первая группа "Хеллкэтов", начавшая описывать над ней круги. Ход увеличили до 25 узлов. Вскоре появились основные силы атакующих – в ударе по японскому Специальному отряду в общей сложности приняли участие 227 американских самолетов (большей частью пикировщики и торпедоносцы).
В 12:34 зенитки открыли огонь. Вскоре попали и первые бронебойные бомбы. Были повреждены палубные надстройки и уничтожено несколько 127-мм орудий. В 12.43 "Эвенджеры" с авианосца "Хорнет" смогли всадить одну торпеду в левый борт. Едва первая волна отработала и вернулась, в 13 часов пришла вторая из 50 самолетов, в основном пикировщиков. Никто не давал японцам передышки. На этот раз атаковали с разных направлений. Самолеты обрабатывали палубу и надстройки из пулеметов, мешая вести прицельный огонь расчетам зениток. Результат - новые попадания бомбами. Третья волна не заставила себя долго ждать – она появилась в 13 ч. 33 мин. Сперва три, а в 13 ч. 44 мин. еще две торпеды поразили «Ямато» в левый борт. Были затоплены два котельных отделения, вспомогательный руль (корабли типа «Ямато» имели два руля) был заклинен в положении право на борт. Несколько тысяч тонн воды попало внутрь, получился крен около 7°. Контрзатопление помогло это исправить, но скорость линкора снизилась до 18 узлов. Централизованной системы управления огнем уже не существовало.
В 13 ч. 45 мин. началась последняя атака, после нее в корабль угодило еще как минимум четыре торпеды и несколько бомб. Зенитный огонь "Ямато" ослабел. В 14 ч. 5 мин. от торпедных попаданий затонул легкий крейсер "Яхаги". Скорость "Ямато" упала уже до 12 узлов. В 14 ч. 17 мин. очередная торпеда вызвала затопление оставшихся котельных отделений. Погибающая, но не бросившая своих постов служба борьбы за живучесть сообщила на охваченный пламенем мостик, что не может контролировать затопление корабля. "Ямато" потерял ход – крен достиг 16–17°. Положение корабля было безнадежным. Один за другим выходили из строя узлы оборудования, не работала связь, центральная часть корабля пылала.
Адмирал Ито, сохраняя самурайское спокойствие, все это время находился в боевой рубке. Он не произнес с начала боя ни одного слова, предоставив командиру корабля Ариге руководить сражением. Выслушав доклад старшего офицера, Арига сообщил командующему, что считает необходимым оставить корабль. Ито не возражал. "Ямато" стал медленно валиться на борт. Когда крен достиг 80°, произошел колоссальный взрыв – его отблеск видели даже на американских кораблях возле Окинавы. Пламя взметнулось почти на 2 км. Это взорвались пороховые погреба главного калибра.
В 14 ч. 23 мин. самый большой в мире линкор окончил свою боевую службу. На нем погибли 3061 человек, включая вице-адмирала Ито и командира линкора. Из воды подняли 269 человек. В последнем бою "Ямато" сбил 5 самолетов и повредил 20, все соединение уничтожило 10 самолетов: 4 пикирующих бомбардировщика, 3 торпедоносца и 3 истребителя - не самая большая цена за гибель гордости флота и кораблей эскорта. Всего в "Ямато" попало около 10 торпед с 270 кг. «торпекса» (эквивалент 400 кг. ТНТ) и 13 авиационных бомб по 250 кг. Официально из состава флота «Ямато» и «Мусаси» исключили 12 августа 1945 года.
Заключение.
Гибель линкора "Ямато" имела важные последствия для войны на Тихом океане и тактики морских сражений в конце Второй мировой войны:
- для Японии это был не только потеря стратегического ресурса, но и символа морской мощи и престижа;
- усилила перевес в пользу союзников, показывая, что даже такие могучие корабли не могут изменить ход войны в сторону Оси;
- еще раз подтвердилась решающая роль авиации в морских битвах. Как и в случае других крупных кораблей, атака воздушных сил стала решающей для исхода боя.
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!