Найти тему

Накадзима B5N («Kate»). Кто начал войну в Тихом океане?

Оглавление

Пришла пора вернуться к разговору об авиации страны восходящего солнца. Япония много сил и средств потратила на подготовку ко Второй Мировой войне. Основные бои были на море, а главным оружием стали торпедоносцы и бомбардировщики. Герой нашего рассказа - Накадзима В5N, по классификации союзников - Kate.

Накадзима B5N2 заходит на цель, 1942 год
Накадзима B5N2 заходит на цель, 1942 год

История создания и описание.

Японцы имели торпедоносцы в своем арсенале начиная с 30х годов. Сперва это были экзотические трипланы Mitsubishi Туре 10 (1MT1N), которые сменили классические бипланы Mitsubishi Туре 89-1 (В2М1) и Yokosuka Туре 92 (B3Y). Ко второй половине 30х такая компоновка перестала давать нужные характеристики и императорский флот озаботился разработкой нового ударного самолета. Ответственным за перевооружение назначили Исороку Ямамото. Все пожелания к новому оружию были сформулированы в спецификации 10-Shi.

Исороку Ямамото (4 апреля 1884 — 18 апреля 1943) — маршал флота Японии (18 апреля 1943, посмертно), главнокомандующий Объединённым флотом Японской империи во время Второй мировой войны, выпускник Академии военно-морского флота Японской империи, Военно-морского колледжа США и Гарвардского университета (1919—1921)
Исороку Ямамото (4 апреля 1884 — 18 апреля 1943) — маршал флота Японии (18 апреля 1943, посмертно), главнокомандующий Объединённым флотом Японской империи во время Второй мировой войны, выпускник Академии военно-морского флота Японской империи, Военно-морского колледжа США и Гарвардского университета (1919—1921)

Что военные хотели получить от нового самолета?

  • размах крыла не более 16 метров, чтобы его можно было спокойно разместить на авианосце, где каждый метр на вес золота;
  • вооружение из стандартной авиационной торпеды массой 800 кг или двух бомб по 250 кг минимум;
  • максимальную скорость не менее 333 км/ч;
  • высоту 3 000 м самолет должен был набирать примерно за 13 минут;
  • продолжительность полёта - не менее 7 часов без подвесок или 4 часа с полной боевой нагрузкой.

Машина была палубная, поэтому была пара специфических моментов: наличие тормозного крюка, тормозов на колёсах основных стоек шасси и складывающихся крыльев. Экипаж должен был состоять из трёх человек: пилота, штурмана-бомбардира и стрелка-радиста. В качестве силовой установки предполагали использовать или Nakajima Hikari 2 с мощностью 700 л/с, или Mitsubishi Kinsei (развитие лицензии на Pratt & Whitney R-1690 Hornet).

В сложную борьбу за госзаказ включились 2 постоянных соперника: Mitsubishi и Nakajima.

В Nakajima разработкой конкурсного проекта руководил инженер Катсуджиро Накамура. Проект получил фирменное рабочее обозначение «изделие К». Для получения высоких характеристик, отвечающих требованиям спецификации 10-Shi, на самолёте решили использовать множество передовых технических решений: убирающееся шасси, трёхлопастный винт изменяемого шага, гидравлический механизм складывания крыла, закрылки Фаулера.

сравнение типов закрылков
сравнение типов закрылков

Сердцем нового проекта инженеры выбрали 9-цилиндровый однорядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения Hikari 2 мощностью 700 л.с

Строить опытный образец собрали в декабре 1936 года. 18 января 1937 года лётчик-испытатель Такахаши поднял машину в воздух. Лётные испытания шли тяжело, сказывалась значительная техническая новизна проекта. Неприятности начались практически сразу. Первыми сломались шасси на рулении 25 января. Самолёт получил при незначительные повреждения и был восстановлен. Неприятности сыпались одна за другой, однако инженеры фирмы решали их подчас довольно просто -новинки заменяли на проверенные конструкции в пользу повышения надёжности машины и упрощения её конструкции.

Первым в небытие отправился гидравлический механизм складывания крыла. Оказалось, что при сильном ветре он не обеспечивал достаточной надежности и жесткости. Следующими отказались закрылков Фаулера, в ходе испытаний частой проблемой стало его заклинивание в промежуточно положении.

Так как первый опытный образец был в ремонте, все изменения вносили во второй прототип. Кроме того ему заменили и двигатель на более мощный - Nakajima Hikari 3, 770 л/с мощность.

Военные решили испытывать оба самолета вместе. Это давало более ясные представления о сильных и слабых сторонах каждой из моделей. Оказалось, что обе машины полностью отвечают требованиям спецификации Ю-Shi. При этом летательный аппарат фирмы Nakajima оказался более технологичным, более подходящим для серийного производства. На стороне проекта Mitsubishi была более мощная силовая установка, неубирающиеся шасси, в целом конструкция была более традиционной.

В ноябре 1937 года, учитывая примерное равенство, конкурсная комиссия приняла решение, рекомендовать для серийного производства обе машины. Считалось, что более прочное неубирающееся шасси Mitsubishi позволит эксплуатировать самолёт с грунтовых наземных аэродромов. Торпедоносец-бомбардировщик фирмы Nakajima получил обозначение B5N1 (или Туре 97-1), а фирмы Mitsubishi — В5М1 (или Туре 97-2).

Серийное производство B5N1 было развёрнуто на заводе в городе Коидзуми. Первый экземпляр самолёта выкатили из сборочного цеха 5 апреля 1938 года. Серийные машины имели кое-какие отличия от опытных. На них стояли усиленные стойки шасси, а начиная с 50-й серийной машины силовую установку стали комплектовать винтом постоянного шага, начиная со 123-го самолёта вместо механической аварийной бензиновой помпы устанавливалась более надёжная ручная.

город Коидзуми, место рождения первых B5N1.
город Коидзуми, место рождения первых B5N1.

Конструктивно Nakajima B5N1 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Длина самолёта составляла 10.3 м, высота — 3.7 м, размах крыла — 15.5 м. Масса пустого самолёта — 2 279 кг, нормальная взлётная — 3.8 тонны. Фюзеляж самолёта - полумонокок с клёпаной, гладкой обшивкой. Мотораму сваривали из стальных труб. Крыло имело двухлонжеронную конструкцию с работающей обшивкой и площадью 37,7 м² имело устройство для складывания вручную. Правая консоль складывалась первой, от точки «загибания» крыла вверх, так что лежала ниже левой поверх кабины и поддерживалась вспомогательными стойками на фюзеляже.Конструкция хвостового оперения — цельнометаллическая, обшивка рулевых поверхностей -тканевая. Основные стойки шасси и тормозной крюк убирались гидравлическими механизмами.

 Nakajima B5n2 Kate со сложенными крыльями
Nakajima B5n2 Kate со сложенными крыльями

Всех трех членов экипажа расположили длинной застекленной кабине друг за другом. Оборонительное вооружение состояло из одного 7,7-мм пулемёта Туре 92. На держатель под фюзеляжем можно было подвесить одну 800-кг торпеду, одну 800-кг бомбу, три 250-кг бомбы или шесть 60-кг бомб, всё как хотели военные.

схема итоговой компоновки B5N.
схема итоговой компоновки B5N.

К концу 1938 года Nakajima закончили свои разработки нового 1000 сильного двигателя Sakae 11. Увеличение мощности повлияло на лётные характеристики. Горизонтальная скорость выросла на 9 км/ч, а на высоту 5000 м самолёт стал подниматься быстрее на полторы минуты, немного увеличился и практический потолок. Надёжность нового Sakae 11 оказалась выше, чем у Hikari 2, это особенно важно в полётах над морем. Меньший диаметр двигателя улучшил обзор вперёд-вниз с места пилота. Ложкой дегтя оказалось уменьшение радиуса действия на 267 км из-за выросшего расхода топлива.

Серийное производство самолета с Sakae 11 под обозначением «Палубный бомбардировщик-торпедоносец Туре 97-3», или B5N2 было развёрнуто в декабре 1939 года. Позже, при изменении системы обозначений, машина получила индекс Туре 97 Model 12. К началу 1941 года новая модификация полностью заменила в строевых частях старые B5N1. Внешних отличий было не так много, характерный силуэт сохранился.

Накадзима B5N («Kate») в бою.

Основным бомбардировщиком и торпедоносцем JNAF (Воздушные силы флота Японии) было суждено стать именно Nakajima B5N — таковым он оставался до 1944 года. Всего за годы производства (с 1937 по 1944) было выпущено более 1200 самолётов этого типа.

Первые боевые вылеты бомбардировщиков-торпедоносцев B5N состоялись в конце 1938 года в Китае для поддержки армейских подразделений. Осенью 1940 с согласия с французского правительства Виши японские войска перебросили во Французский Индокитай, и небольшое число B5N действовало с французских аэродромов, нанося удары по объектам на юге Китая.

Настоящая известность пришла к самолёту на следующий день после разгрома американского флота в Пёрл-Харборе. Это был его звездный час.

рисунок на тему трагедии в Перл Харбор
рисунок на тему трагедии в Перл Харбор

Для атаки на американскую базу японцы задействовали шесть авианосцев — Akagi, Kaga, Shokaku и Zuikaku несли по 27 B5N (плюс по три резервные машины на каждом), a Soryu и Hiryu — по 18 B5N (плюс три резервные). Японцы уделили много внимания подготовке летчиков и вооружения. Стандартные авиационные торпеды снабдили дополнительными деревянными стабилизаторами, что позволило их применять в условиях мелководья, а также создали специальные бронебойные бомбы для ударов по американским линкорам. Они представляли собой 800-кг снаряды от 406-мм орудия, к которым приварили стабилизаторы.

В первой ударной волне находилось 89 B5N. Сорок из них несли доработанные торпеды, а остальные — по одной бронебойной бомбе.

Небо над Пёрл-Харбором было чистым. Вот, наконец, видна и сама гавань. Над ней висела лёгкая дымка утреннего тумана. Я внимательно рассматривал в бинокль корабли, мирно стоявшие на якорях. Да, линкоры были на месте. Я насчитал их восемь. Но наша надежда на то, что в гавани окажется и несколько авианосцев, не оправдалась. Я не видел ни одного. Было 07.49, когда я приказал своему радисту передать команду «Атака!»…

Такие воспоминания оставил командир ударной группой капитан Мицую Фучида. Так началась война на Тихом океане.

Во второй ударной волне японцы задействовали 54 B5N. Вооружение у самолётов было чисто бомбовым, а целями для самолётов были аэродромы американской авиации. Результатом атаки стали 13 бомбовых и 36 торпедных попаданий в корабли противника, многочисленные потери авиации противника на земле. Высокий уровень подготовки экипажей B5N обеспечили 30% прямых попаданий у торпедоносцев и 27% у бомбардировщиков. Американцам же удалось сбить только пять B5N.

В конце декабря 1941 года B5N с авианосцев Soryu и Hiryu поддерживали японские войска, высаживавшиеся на остров Уэйк.

В январе B5N палубной авиации вели боевые действия в районе Новой Гвинеи, затем участвовали в захвате Целебеса, а затем весьма успешно ударили по стратегически важному объекту Порт-Дарвин на севере Австралии.

В феврале бомбардировщики-торпедоносцы приняли участие в захвате японцами островов Ява и Суматра.

Весной 1942 года B5N участвовали в операции по уничтожению британского Азиатского флота в Индийском
океане у острова Цейлон, что обеспечивало беспрепятственное наступление японской армии на Бирме и на побережье Бенгальского залива.

Во всех операциях японского флота до 1944, где применялись авианосцы были и B5N.

Прогресс не стоял на месте, уже к середине войны пришлось работать над заменой, так на свет появился B6N1 Tenzan ("Небесная вершина"). Но было слишком поздно. Сокрушительное поражение японского авианосного флота в июне 1944 на Марианах и окончательный разгром в Филиппинском море поставили крест на палубных самолетах. Господство в небе над морями оказалось целиком и полностью в руках союзников.

Мнение.

В целом японцам удалось создать отличный палубный торпедоносец - бомбардировщик. С хорошим потенциалом для модернизации, приемлемыми летными характеристиками для своего времени. Но против него сыграло время и общая тактика войны на Тихом океане. Палубные самолеты абсолютно бесполезны, если нет палубы, с которой они будут взлетать.

-9

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!