Пришла пора вернуться к разговору об авиации страны восходящего солнца. Япония много сил и средств потратила на подготовку ко Второй Мировой войне. Основные бои были на море, а главным оружием стали торпедоносцы и бомбардировщики. Герой нашего рассказа - Накадзима В5N, по классификации союзников - Kate.
История создания и описание.
Японцы имели торпедоносцы в своем арсенале начиная с 30х годов. Сперва это были экзотические трипланы Mitsubishi Туре 10 (1MT1N), которые сменили классические бипланы Mitsubishi Туре 89-1 (В2М1) и Yokosuka Туре 92 (B3Y). Ко второй половине 30х такая компоновка перестала давать нужные характеристики и императорский флот озаботился разработкой нового ударного самолета. Ответственным за перевооружение назначили Исороку Ямамото. Все пожелания к новому оружию были сформулированы в спецификации 10-Shi.
Что военные хотели получить от нового самолета?
- размах крыла не более 16 метров, чтобы его можно было спокойно разместить на авианосце, где каждый метр на вес золота;
- вооружение из стандартной авиационной торпеды массой 800 кг или двух бомб по 250 кг минимум;
- максимальную скорость не менее 333 км/ч;
- высоту 3 000 м самолет должен был набирать примерно за 13 минут;
- продолжительность полёта - не менее 7 часов без подвесок или 4 часа с полной боевой нагрузкой.
Машина была палубная, поэтому была пара специфических моментов: наличие тормозного крюка, тормозов на колёсах основных стоек шасси и складывающихся крыльев. Экипаж должен был состоять из трёх человек: пилота, штурмана-бомбардира и стрелка-радиста. В качестве силовой установки предполагали использовать или Nakajima Hikari 2 с мощностью 700 л/с, или Mitsubishi Kinsei (развитие лицензии на Pratt & Whitney R-1690 Hornet).
В сложную борьбу за госзаказ включились 2 постоянных соперника: Mitsubishi и Nakajima.
В Nakajima разработкой конкурсного проекта руководил инженер Катсуджиро Накамура. Проект получил фирменное рабочее обозначение «изделие К». Для получения высоких характеристик, отвечающих требованиям спецификации 10-Shi, на самолёте решили использовать множество передовых технических решений: убирающееся шасси, трёхлопастный винт изменяемого шага, гидравлический механизм складывания крыла, закрылки Фаулера.
Сердцем нового проекта инженеры выбрали 9-цилиндровый однорядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения Hikari 2 мощностью 700 л.с
Строить опытный образец собрали в декабре 1936 года. 18 января 1937 года лётчик-испытатель Такахаши поднял машину в воздух. Лётные испытания шли тяжело, сказывалась значительная техническая новизна проекта. Неприятности начались практически сразу. Первыми сломались шасси на рулении 25 января. Самолёт получил при незначительные повреждения и был восстановлен. Неприятности сыпались одна за другой, однако инженеры фирмы решали их подчас довольно просто -новинки заменяли на проверенные конструкции в пользу повышения надёжности машины и упрощения её конструкции.
Первым в небытие отправился гидравлический механизм складывания крыла. Оказалось, что при сильном ветре он не обеспечивал достаточной надежности и жесткости. Следующими отказались закрылков Фаулера, в ходе испытаний частой проблемой стало его заклинивание в промежуточно положении.
Так как первый опытный образец был в ремонте, все изменения вносили во второй прототип. Кроме того ему заменили и двигатель на более мощный - Nakajima Hikari 3, 770 л/с мощность.
Военные решили испытывать оба самолета вместе. Это давало более ясные представления о сильных и слабых сторонах каждой из моделей. Оказалось, что обе машины полностью отвечают требованиям спецификации Ю-Shi. При этом летательный аппарат фирмы Nakajima оказался более технологичным, более подходящим для серийного производства. На стороне проекта Mitsubishi была более мощная силовая установка, неубирающиеся шасси, в целом конструкция была более традиционной.
В ноябре 1937 года, учитывая примерное равенство, конкурсная комиссия приняла решение, рекомендовать для серийного производства обе машины. Считалось, что более прочное неубирающееся шасси Mitsubishi позволит эксплуатировать самолёт с грунтовых наземных аэродромов. Торпедоносец-бомбардировщик фирмы Nakajima получил обозначение B5N1 (или Туре 97-1), а фирмы Mitsubishi — В5М1 (или Туре 97-2).
Серийное производство B5N1 было развёрнуто на заводе в городе Коидзуми. Первый экземпляр самолёта выкатили из сборочного цеха 5 апреля 1938 года. Серийные машины имели кое-какие отличия от опытных. На них стояли усиленные стойки шасси, а начиная с 50-й серийной машины силовую установку стали комплектовать винтом постоянного шага, начиная со 123-го самолёта вместо механической аварийной бензиновой помпы устанавливалась более надёжная ручная.
Конструктивно Nakajima B5N1 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Длина самолёта составляла 10.3 м, высота — 3.7 м, размах крыла — 15.5 м. Масса пустого самолёта — 2 279 кг, нормальная взлётная — 3.8 тонны. Фюзеляж самолёта - полумонокок с клёпаной, гладкой обшивкой. Мотораму сваривали из стальных труб. Крыло имело двухлонжеронную конструкцию с работающей обшивкой и площадью 37,7 м² имело устройство для складывания вручную. Правая консоль складывалась первой, от точки «загибания» крыла вверх, так что лежала ниже левой поверх кабины и поддерживалась вспомогательными стойками на фюзеляже.Конструкция хвостового оперения — цельнометаллическая, обшивка рулевых поверхностей -тканевая. Основные стойки шасси и тормозной крюк убирались гидравлическими механизмами.
Всех трех членов экипажа расположили длинной застекленной кабине друг за другом. Оборонительное вооружение состояло из одного 7,7-мм пулемёта Туре 92. На держатель под фюзеляжем можно было подвесить одну 800-кг торпеду, одну 800-кг бомбу, три 250-кг бомбы или шесть 60-кг бомб, всё как хотели военные.
К концу 1938 года Nakajima закончили свои разработки нового 1000 сильного двигателя Sakae 11. Увеличение мощности повлияло на лётные характеристики. Горизонтальная скорость выросла на 9 км/ч, а на высоту 5000 м самолёт стал подниматься быстрее на полторы минуты, немного увеличился и практический потолок. Надёжность нового Sakae 11 оказалась выше, чем у Hikari 2, это особенно важно в полётах над морем. Меньший диаметр двигателя улучшил обзор вперёд-вниз с места пилота. Ложкой дегтя оказалось уменьшение радиуса действия на 267 км из-за выросшего расхода топлива.
Серийное производство самолета с Sakae 11 под обозначением «Палубный бомбардировщик-торпедоносец Туре 97-3», или B5N2 было развёрнуто в декабре 1939 года. Позже, при изменении системы обозначений, машина получила индекс Туре 97 Model 12. К началу 1941 года новая модификация полностью заменила в строевых частях старые B5N1. Внешних отличий было не так много, характерный силуэт сохранился.
Накадзима B5N («Kate») в бою.
Основным бомбардировщиком и торпедоносцем JNAF (Воздушные силы флота Японии) было суждено стать именно Nakajima B5N — таковым он оставался до 1944 года. Всего за годы производства (с 1937 по 1944) было выпущено более 1200 самолётов этого типа.
Первые боевые вылеты бомбардировщиков-торпедоносцев B5N состоялись в конце 1938 года в Китае для поддержки армейских подразделений. Осенью 1940 с согласия с французского правительства Виши японские войска перебросили во Французский Индокитай, и небольшое число B5N действовало с французских аэродромов, нанося удары по объектам на юге Китая.
Настоящая известность пришла к самолёту на следующий день после разгрома американского флота в Пёрл-Харборе. Это был его звездный час.
Для атаки на американскую базу японцы задействовали шесть авианосцев — Akagi, Kaga, Shokaku и Zuikaku несли по 27 B5N (плюс по три резервные машины на каждом), a Soryu и Hiryu — по 18 B5N (плюс три резервные). Японцы уделили много внимания подготовке летчиков и вооружения. Стандартные авиационные торпеды снабдили дополнительными деревянными стабилизаторами, что позволило их применять в условиях мелководья, а также создали специальные бронебойные бомбы для ударов по американским линкорам. Они представляли собой 800-кг снаряды от 406-мм орудия, к которым приварили стабилизаторы.
В первой ударной волне находилось 89 B5N. Сорок из них несли доработанные торпеды, а остальные — по одной бронебойной бомбе.
Небо над Пёрл-Харбором было чистым. Вот, наконец, видна и сама гавань. Над ней висела лёгкая дымка утреннего тумана. Я внимательно рассматривал в бинокль корабли, мирно стоявшие на якорях. Да, линкоры были на месте. Я насчитал их восемь. Но наша надежда на то, что в гавани окажется и несколько авианосцев, не оправдалась. Я не видел ни одного. Было 07.49, когда я приказал своему радисту передать команду «Атака!»…
Такие воспоминания оставил командир ударной группой капитан Мицую Фучида. Так началась война на Тихом океане.
Во второй ударной волне японцы задействовали 54 B5N. Вооружение у самолётов было чисто бомбовым, а целями для самолётов были аэродромы американской авиации. Результатом атаки стали 13 бомбовых и 36 торпедных попаданий в корабли противника, многочисленные потери авиации противника на земле. Высокий уровень подготовки экипажей B5N обеспечили 30% прямых попаданий у торпедоносцев и 27% у бомбардировщиков. Американцам же удалось сбить только пять B5N.
В конце декабря 1941 года B5N с авианосцев Soryu и Hiryu поддерживали японские войска, высаживавшиеся на остров Уэйк.
В январе B5N палубной авиации вели боевые действия в районе Новой Гвинеи, затем участвовали в захвате Целебеса, а затем весьма успешно ударили по стратегически важному объекту Порт-Дарвин на севере Австралии.
В феврале бомбардировщики-торпедоносцы приняли участие в захвате японцами островов Ява и Суматра.
Весной 1942 года B5N участвовали в операции по уничтожению британского Азиатского флота в Индийском
океане у острова Цейлон, что обеспечивало беспрепятственное наступление японской армии на Бирме и на побережье Бенгальского залива.
Во всех операциях японского флота до 1944, где применялись авианосцы были и B5N.
Прогресс не стоял на месте, уже к середине войны пришлось работать над заменой, так на свет появился B6N1 Tenzan ("Небесная вершина"). Но было слишком поздно. Сокрушительное поражение японского авианосного флота в июне 1944 на Марианах и окончательный разгром в Филиппинском море поставили крест на палубных самолетах. Господство в небе над морями оказалось целиком и полностью в руках союзников.
Мнение.
В целом японцам удалось создать отличный палубный торпедоносец - бомбардировщик. С хорошим потенциалом для модернизации, приемлемыми летными характеристиками для своего времени. Но против него сыграло время и общая тактика войны на Тихом океане. Палубные самолеты абсолютно бесполезны, если нет палубы, с которой они будут взлетать.
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!