Любой человек, который интересуется историей Второй Мировой войны, знает про линейные корабли проекта "Ямато". Мы о них тоже поговорили:
Но не все знают, что был и третий корабль. Сегодня мы познакомимся с младшим братом легендарных линкоров - авианосцем "Синано".
Особенности конструкции и проектирования.
Всего было заложено четыре корабля этого класса. Только два из них, «Ямато» и «Мусаси», были достроены и приняли участие в реальных операциях Императорского флота, четвертый (корпус №111) был разобран на стапеле, а вот с третьим, №110… С третьим вышла интересная, но трагичная история.
Ключевую роль в этой истории сыграло поражение японцев в битве у атолла Мидуэй.
После поражения в битве японскому флоту просто катастрофически не хватало авианосцев. Он потерял за один бой 4 лучших тяжелых авианосца и почти 250 самолетов. Очень и очень большие потери. С этим нужно было что-то делать. Учтя относительную низкую скорость кораблестроения в Японии и дефицит материалов, приняли решение в срочном порядке переоборудовать существующие корабли (в основном пассажирские лайнеры) или недостроенные проекты во что-то похожее на авианосец. Внимание командования привлек готовый на 50% третий корпус класса «Ямато» — №110. К этому времени японцы уже осознали бесполезность гигантских линкоров, да и денег, чтобы закончить строительство не было. Летом 1942 года №110 переквалифицировали в тяжелый авианосец и нарекли его именем «Синано». Тяжелым у него получилось буквально всё… Начиная от водоизмещения, заканчивая головной болью инженеров о том, как им из хорошего линкора сделать хотя бы средненький авианосец.
Очень часто встречается информация о полном водоизмещении корабля в 72 тысячи тонн, практически таком же, как и полная масса систершипов. К этой цифре возникает пара вопросов: толщина бронирования «Синано» была уменьшена, башен ГК на нем не было, массивной надстройки — тоже. Впрочем, была бронированная полетная палуба, дополнительные грузы снабжения, цистерны с топливом и самолеты, но вряд ли они загрузили авианесущий до одинаковой массы с линейным кораблем. Скорее всего, реальная цифра полного водоизмещения будет около 65 тысяч, это тоже весьма и весьма внушительно. Вместо самого большого в мире линкора "Синано" суждено было стать самым большим и бесполезным в мире авианосцем.
Проект был разработан вице-адмиралом Фукуда (главный конструктор Yamato) и начальником военно-морского технического отдела вице-адмиралом Сейити Ивамура. Строительство авианосца закончили в 1944 году, хотя изначально планировали в 1945 году. Фронт требовал ускоренных темпов строительства, и к 5 октября 1944 года "Синано" был готов к спуску на воду. Приключения начались сразу: во время спуска в сухом доке сорвало батопорт, хлынувшая в док вода подняла корабль с кильблоков и несколько раз ударила его о стены. Пострадали и военные моряки, и гражданский персонал верфи. Пришлось ещё на три недели поставить новый корабль в док для ремонта, который завершился 26 октября.
19 ноября "Синано" официально ввели в эксплуатацию. Официально он считался авианосцем поддержки с задачей обеспечения ударных авиагрупп первой линии (топливом, боеприпасами, резервными самолетами, ремонтом авиатехники). Первоначально применение виделось таким: после взлета самолетов, нормальные авианосцы уходили бы на безопасное расстояние. Тем временем, выполнив задание, летчики возвращались бы на «Синано», дозаправлялись и возвращались к боевым действиям или летели на родной корабль. Ведь судно спокойно могло находиться рядом со сражением и отражать атаки из-за своего бронирования и внушительного зенитного вооружения. Но идея не прижилась. Наличие огромного вспомогательного судна без своей авиагруппы показалось расточительным и неразумным. В итоге, командование приняло решение все таки разместить на "Синано" небольшую авиагруппу.
Первоначально авиагруппа "Синано" должна была состоять всего из 18 самолетов, не понятно что такая группа могла сделать. Поэтому позднее её увеличили до 42 бортов, в некоторых источниках говорят о 72. Но все равно это очень мало, в два раза меньший "Сёкаку" нёс 84 самолёта В состав авиагруппы вошли: истребители для прикрытия, ударные самолеты (торпедоносцы и бомбардировщики), ну и конечно глаза и уши - разведчики.
Понятное дело, судно имело стандартное для авианосца оборудование: 18-тросовый аэрофинишер и 3 аварийных барьера.
Полётную палубу "Синано"строили с учётом боевого опыта. Он стал вторым авианосцем Японии, который получил бронированную лётную палубу. 75-мм бронеплиты, уложенные поверх 20-мм стали должны были защитить от 500-кг бомб. На авианосце предусмотрели возможность заправки самолётов прямо на палубе. Ангары сделали более открытыми, чем раньше, это позволило выбрасывать горящие самолёты в море и обеспечило лучшую вентиляцию.
Полётная палуба была 256 метров длиной и 40 метров шириной, поэтому от катапульты отказались. У "Синано" был одноэтажный ангар длиной 163,4 м, шириной 33,8 и высотой 5 м. Подъемников для самолётов было сделано два: носовой размерами 15×14 м и кормовой — 13×13 м. Плюсом ко всему на корабле был предусмотрен один 12-тонный кран.
Артиллерийское вооружение было избыточным для авианосца. Оно досталось еще от тех времен, когда корпус №110 был линкором. Первоначально планировали установить новые 10 cm/65 орудия Type 98, но из-за проблем с поставками пришлось ограничиться восемью спаренными 12.7 cm/40 Type 89. 8 установок размещались по 2 на каждом углу корабля.
Первый поход и гибель.
После принятия в состав флота "Синано" нужно было обзавестить командиром. Понятное дело, таким кораблем мог командовать только лучший из лучших. Выбор пал на капитана Тосио Абэ. При Мидуэе он командовал отрядом эсминцев. И вот он уже стоит на мостике самого-самого корабля в мире. Такой немыслимый карьерный рост вполне ясно дает представление и об общем положении дел с кадрами в Императорском флоте. Простые моряки свое дело, конечно, знали, но многие из них были "зелеными", только закончили обучение, а остальным катастрофически не хватало ни опыта, ни сноровки, ни боевого духа.
28 ноября 1944 года в 18 часов пополудни в теплый погожий вечер (а у них там в конце ноября около +10) "Синано" покинул Токийскую гавань и отправился в свой первый боевой поход. На небе сияла едва ли не полная луна, что обеспечивало отличную видимость как своим наблюдателям, так и противнику. Немного отойдя от порта, судно взяло курс 210 и противолодочным зигзагом со скоростью около 20 узлов (больше дать не могли, работали только 8 котлов из 12) направилось к порту назначения. В это время на камбузе готовили пир. Подавали традиционный для первого плавания мисо-суп из черных бобов, кукурузные лепешки, торты и фрукты. Немыслимая роскошь для объятой войной страны и боевого похода.
Командира корабля Абэ проинформировали, что воздушного прикрытия с берега не будет, а собственная авиагруппа была не укомплектована. Единственным, что могло летать на борту авианосца, был попутный груз из 50 управляемых ракет «Ока», но они как оборонительное средство не годились. В качестве эскорта выделили три эсминца ("Исокадзэ", "Юкикадзэ" и "Хамакадзэ"), и у двух из них были проблемы с радио- и гидролокационным оборудованием, которые не успели устранить после битвы в заливе Лейте. Странное отношение к "последней опоре флота". Единственной надеждой на безопасное плавание был ночной переход.
А где-то рядом изнывали от жажды подвига американские подводники на борту "Арчерфиш" под командованием Джозефа Энрайта. Это был далеко не первый боевой поход, но ни один из них еще не принес результата. Лодка была достаточно большой, 95 метров в длину и 2400 тонн подводного водоизмещения. Максимальная скорость по паспорту достигала 20 узлов, но после пяти походов максимум был около 19.
В этот ноябрьский вечер хандрил радар. Но морякам удалось с ним договориться, и он обнаружил объект в 12 милях на северо-восток. Правда "Синано" сперва приняли за остров. Через какое-то время выяснилось, что "остров" движется. Новость порадовала командира корабля и команду. Ведь что может быть таким большим, кроме толстого танкера, а танкеры - медлительные и легкие цели. И в составе охранения заметили только один эсминец...
На "Синано" дежурный офицер РЛС заметил всполохи радара и по сигнатуре определил их принадлежность к американской субмарине. Капитан Абэ принял решение оповестить эскорт и повысить боевую готовность.
На "Арчерфише" однозначно идентифицировали цель как авианосец только в 21:40. Командир оказался перед тяжелым выбором: боевой корабль - это не медлительный и беспомощный транспортник, а опасный противник с сильным эскортом охранения. Капитан Энрайт принимает решение идти следом, а при возможности попытаться атаковать цель. К этому времени и американцы, и японцы абсолютно точно знали о присутствии друг друга и относительное местоположение врага. В любую минуту на дерзкую подлодку могли напасть эсминцы прикрытия, но мужественный экипаж в надводном положении выжимал из своей "рыбки" все возможное и невозможное, рискуя поломкой дизеля. В какой-то момент эсминец "Исокадзе" покидает ордер и 35-узловым ходом направляется прямо к лодке. Экипаж субмарины уже готов уйти под воду, отвернуть, но в последний момент капитан Абэ приказывает эсминцу вернуться в строй. Скорее всего, на "Синано" посчитали столь наглые действия лодки просто провокацией и, опасаясь атаки волчьей стаи, Тосио решил держать все наличные силы при себе, надеясь на скорость конвоя. Хотя она была выше, противолодочный зигзаг, которым идет соединение, не дали оторваться от преследователей.
В 23:20 "Синано" подводит техника, из-за перегрева подшипника гребного вала пришлось снизить скорость до 18 узлов. Лодка начинает настигать свою жерту. В 3:05 утра "Арчерфиш" наконец-то выходит на более-менее удобную дистанцию и курс атаки. Естественно, погружается. Потерявшие радиолокационный контакт с противником японцы, опасаясь этой самой атаки, закладывают неожиданно большой вираж и… попадают прямо поперек курса субмарины на дистанции нескольких сотен метров, практически на пистолетный выстрел. Из шести выпущенных торпед четыре одна за другой поражают цель. Размеренно и беспощадно, прямо в середину корпуса по правому борту. Джозеф Энрайт на своей "рыбке" погружается на 160 метров, подвергается неудачной и неприцельной (гидролокаторы-то нерабочие) атаке эсминцев и благополучно уходит. На авианосце в этот момент начинается трагедия. Время на часах — 3:17 утра.
Первая торпеда попала в борт чуть вперед от руля, шпангоут 194, затопила склады-холодильники, и пустую цистерну для авиационного топлива. Ударная волна погубила многих спящих инженеров из техперсонала, которые отдыхали после вахты в помещениях выше. Вторая торпеда поразила место соединения гребного вала с корпусом и затопила помещение валопровода - шпангоут 162. Третья попала в правый борт в районе котельного отделения №3, затопила его и утопила всех, кто был на вахте. Разрушения корпуса также привели к началу затопления смежных котельных. Четвертая и последняя затопила компрессорную станцию правого борта, склад зенитных снарядов и станцию контроля повреждений №2. Учитывая опыт "Ямато" и "Мусаси", понятно, что таких повреждений для потопления такого корабля явно мало. Чтобы утопить "Ямато", понадобилось 10 торпед и 13 бомб. И то затонул он после взрыва артпогребов. "Мусаси" получил штук 12 торпед и 10 бомб и тоже еще долго боролся за плавучесть. Если интересно вот более подробный рассказ о них:
Случись что-то такое с боеготовым судном, "Синано" благополучно дошел бы до порта назначения и приступил к ремонту. Правда скорее всего до конца войны его бы не закончили. Но он не был таким судном. Авианосец был фактически не закончен: клинкетные двери негерметичны, водонепроницаемые переборки плохо укреплены и текли по всем швам, стационарные насосы не работали, а ручных помп было недостаточно, да и не все умели с ними обращаться. Ситуацию усугубило решение капитана Абэ после торпедной атаки идти полным ходом, чтобы предотвратить последующие попадания от мнимой волчьей стаи американских подлодок. Давление потока воды на 18 узловом ходу буквально загнало авианосец под воду.
Сразу же после попаданий затопление стало неконтролируемым. Попросту нереально заткнуть все неконопаченые отверстия для кабелей и труб в переборках в условиях постоянного поступления воды. Корабль был обречен. Оставалось только выброситься на берег. Но шансы дойти до него были не велики.
В 03:30 крен достиг 15 градусов, но, благодаря контрзатоплениям по левому борту, судно немного выпрямилось, до 12 градусов.
В 5:00 командир авианосца отдал приказ передать всех гражданских и рабочих верфей на подошедшие эсминцы, чтобы они не сеяли панику и не мешали проведению аварийно-спасательных работ. К 6 утра крен достиг 20 градусов и продолжал нарастать, к 7 остановились двигатели. Попытка взять авианосец на буксир провалилась. В качестве буксиров были только маленькие эсминцы, которые просто не могли никуда утащить громаду "Синано", да и буксирных тросов подходящей толщины не нашли. В 9:00 судно обесточилось. Крен сохранялся на уровне 20°.
В 10:18 прозвучала команда покинуть судно, началась эвакуация, сам же капитан Абэ и два его вахтенных помощника предпочли остаться и погибнуть вместе с судном. Ситуация усугублялась тем, что полетная палуба уже коснулась воды и огромные потоки ее устремились через подъемники и другие технологические люки во внутренние помещения, увлекая в пучину людей.
В 10:57, через 17 часов после выхода в свой первый боевой поход, "Синано" лег на борт и ушел на дно, кормой вперед, унеся с собой жизни 1435 моряков. Официальная японская версия дает данные о 600-700 погибших. Считается, что многие спаслись благодаря индивидуальными спасательными средствами. Истина, вероятно, где-то посередине. Портрет императора спасли, секретные документы остались в сейфе и лежат на глубине 4 км.
Заключение.
Так закончилась трагическая история самого большого авианосца Второй Мировой войны. Хочется добавить, режим чрезвычайной, просто беспрецедентной, секретности привел к тому, что до самого конца войны Джозеф Энрайт не знал, что за "остров" он потопил. Ему на счет записали 28-тысячный "Хаятаке" и только после того, как он детально описал судно и предоставил разведке его зарисовки. К слову, ничего такого в Японском императорском флоте не было. Вместо того, чтобы записать капитану в послужной список авианосец, которого, по мнению разведки, просто не могло быть, ему записали другой, который, по информации разведуправления, существовал. И только после войны наконец-то разобрались и на радостях вручили Энрайту военно-морской крест. Энрайт же, в свою очередь, написал о потоплении «Синано» целую книгу, весьма достойную.
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!