В условиях патриархальной семьи у осетин и у других народов сложились определённые нормы, условности поведения в социуме. Интересно как раньше складывались отношения между мужем и женой.
Несмотря на то, что они были уже одной семьёй, мужу и жене необходимо было избегать друг друга в обществе. Такое поведение обуславливалось тем, что супруги не умеют скрывать чувств и тем самым могут смущать присутствующих. (Старшая женщина в доме и отношение к ней в Осетии)
По словам В.Ф. Миллера:
Муж часто сильно любит жену, но вместе с тем, считается позором, если его застанут с ней наедине; и при посторонних, встречаясь с женою, не решается с ней заговорить.
На этом фоне вырабатывались самообладание и выдержка. И по сей день многие осетины и не только очень сдержанны. (К чему приводило падение авторитета старшего в Алании?)
Интересно также то, что не принято было говорить другим о своей жене, равно как и жене о муже. И когда кто-либо спрашивал о благополучии семьи, воспрещалось задавать вопрос отдельно о супруге. Это считалось сакральной темой, и никто не имел права посягать на это даже словесно. Всё же, если речь заходила о жене, то муж называл свою супругу: «нае ус» (наша жена; женщина), «не `фсин» (наша хозяйка), «нае бинонтае» (наша семья) и пр. (Полновластие старшего в Осетии)
Это касалось и супруги, она не называла имени мужа. Если речь заходила о её муже, то жена употребляла такие слова: «нае лаег» (наш мужчина). Не принято было сплетничать и осуждать мужа, это являлось недопустимым, как и мужу – жену, даже если у них случилось какое-либо разногласие.
Хочу также заметить, что в семье мужа, куда переезжала жить невестка после свадьбы, к ней относились очень уважительно. В её присутствии даже свёкор, находящийся в состоянии ярости, не имел права позволить себе каких-либо грубостей, бранных выражений по отношению к кому-либо.
Зная, что в присутствии мужчин невестка может чувствовать себя неловко, они старались избегать её. А при встрече с невесткой мужчины вели себя очень почтительно, это относилось не только к младшим, но и к старшим. Нахальство, дерзость, хамство и вообще опрометчивость в словах и действиях были непозволительны. Все прекрасно понимали, что невестка – это будущая мать, которая будет воспитывать будущее поколение. А какое поколение может воспитать униженная и оскорблённая женщина? (Почему на детский праздник греховно говорить "годовщина" в Осетии?)
Поэтому каждый член семьи придерживался определённого этикета, нарушение которого вызывало внутрисемейное негодование и порицание. (Праздник огня и солнца в канун Нового Года в Осетии и в других регионах)
Кстати, у многих осетин (и не только) такое поведение сохраняется и по сей день, где присутствует не только уважение к старшим, но и обходительность к женскому полу.