Интересно рассмотреть уклад традиционной семьи, во главе которой стоял старший. Обычно главным в семье являлся умный и трудолюбивый мужчина, пример для остальных домочадцев.
Если деда или отца уже не было в живых, или они были нетрудоспособны, полномочиями лидера наделялся старший сын. Главой в семье могла быть и мудрая, а также опытная в хозяйственных делах женщина. У неё были такие же права и обязанности, как и у старшего в семье – мужчины.
В распоряжение главы входила вся хозяйственная деятельность, делегирование среди членов семьи обязанностей по дому, также он являлся хозяином всего имущества. Даже женатый сын, у которого были уже дети, приобретая что-то, он не являлся владельцем приобретённого. Приобретённая вещь уходила во владения старшего. Несмотря на своё полновластие в семье, глава не имел право нерационально и эгоцентрично распоряжаться имуществом. Такие привилегии, то есть полновластие в семье и управление всеми и всем в доме, даны главе, чтобы он мудро и справедливо распоряжался имуществом и семейными делами. (Почему на детский праздник греховно говорить "годовщина" в Осетии?)
Деньги, заработанные каждым членом семьи, шли в общую кассу и ими также распоряжался разумно старший. Авторитетность и беспрекословное подчинение старшему являлось неоспоримо, глава семьи имел даже право отчитывать своего взрослого сына, который сам был уже седовласым дедушкой. Тот же, в свою очередь, должен был молча выслушивать претензию старшего, опустив голову. (Праздник огня и солнца в канун Нового Года в Осетии и в других регионах)
Хочу заметить, что авторитетность свою глава семьи зарабатывал не возрастом, а делами своими. Старший «наравне с другими членами общины личным трудом принимает участие в коллективном производстве до тех пор, пока он сохраняет трудоспособность». (Осетинские пироги в Крыму? Где "Алания"?)
Причем старший не имел право злоупотреблять своими полномочиями, ему следовало также уважительно относиться к каждому члену семьи. (Правила подачи мяса на стол у наследников скифов)
Главным условием семьи являлись сплочённость и солидарность друг к другу.
Поэтому по сей день бытует у осетин выражение «Аенгом бинонтае цард арынц» («Дружная семья жизнь находит»).