Начну с того, что такое ассианизм или ассианство (религия наследников скифов) - вера, построенная на традиционных и народных воззрениях.
Наследники скифов, сарматов, алан продолжают чтить традиции и обычаи, передающиеся из поколения в поколение, из уст в уста (отсюда и язычники, то есть те, которые передают народную память, мудрость за счёт языка, на котором разговаривают).
Для русских и осетин ассианизм (ассианство) является Уацдин, Æцæг Дин (Истинная вера) или Æсс Дин (осетиноязычная передача ассианизма).
Ассианизм распространён в Северной Осетии, а также в других регионах России (Самара, Республика Крым и др.)
Учёный Фольц занимался вопросами, связанными с ассианизмом и впоследствии реконструировал развитие этой религии. По его исследованиям можно увидеть, что несмотря на распространение двух религий: христианства и мусульманства, ассианизм продолжает существовать и поныне.
Фольц вывел семь этапов через которые прошла религия асов и продолжает сохранятся в современном мире:
1. Исконная скифская вера;
2. Первая волна христианизации под византийским и грузинским влиянием с 10-13 вв.;
3. «Повторное язычество» в 14-15 вв. после монгольских нашествий и разрыва контактов с византийцами;
4. Частичная рехристианизация в 16-17вв., проведенная грузинскими миссионерами;
5. Дальнейшая рехристианизация, проведенная русскими миссионерами с конца 18 в.;
6. Государственный атеизм во времена Советского Союза с 1921 по 1991 год;
7. Возрождение «традиционной религии» с 1980-х по 1990-е годы.
По мнению Фольца, скифская религия сохраняет прочную преемственность, впитывается с самого детства, адаптируется в условиях влияния христианства и ислама.
Священными писаниями для асов являются предания, былины, сказки, Нартовский эпос (Нарты кадджытæ) и пр. Это достояние свободного народа, куда вложены мораль, нравственность, доблесть, храбрость через героев, о которых повествуется в фольклоре. Народные труды испокон веков воспитывают достойное поколение и продолжают передаваться из уст в уста.
Приверженцы ассианизма знают, что создателем вселенной и всех существ является Творец (рус. Сварог, осет. Хуыцау). Великого Отца также называют Стыр Хуыцау - Великий Бог, Дунескæнæг - Создатель Вселенной, Хуыцаутты Хуыцау - Бог богов и др.
В религии асов есть также:
Дауджытæ, то есть Святые, которые покровительствуют ремёслам, стихиям, животным, растениям (окружающему миру, созданному Творцом). Они оберегают сотворённую Отцом природу, помогают людям или наказывают их за проступки. (Уастырджи, Уацилла, Курдалагон, Сафа, Барастыр и др.)
Уайгуытæ (уайгуйта), то есть паразитические силы, отдаляющиеся от просветления, нарушающие Божий порядок; у людей они - причина страстей, страхов и нервных болезней;
Дæлимон (Далимон)- то есть злой дух, демон (многие отожествляют его с самым низким состоянием ума, хаосом).
Есть расхождения в названиях и толкованиях (например, зеды и дзуары) по причине истечения длительного времени и разумения людей, а также разница в языках (у славян другие наименования), но суть остаётся такая же.
Продолжение следует…
Ещё по этой теме:
"Злак нартов", хотя и бесполезный
Великие праздники в Осетии, где готовились пироги и бычок
Движение в Осетии. Что меня поражает
Как разум выручил осетина в трудную минуту
Как раньше крымские скифы готовили еду. Как «животные варили сами себя»?
В чём заключался секрет непобедимости крымских скифов?
Что для каждого осетина являлось долгом чести?
Какие дары Святые сделали нарту на пиру у Творца?