Найти тему
МИР (Море История Россия)

Катера Эльтигена. 1-я группа высадки (Часть 2)

МЫ продолжаем рассказ о катерах Эльтигена. Мы пока смотрим самую южную 1-ю группу под командованием Д.А.Глухова (1-й и 2-й отряды) с точкой высадки в районе коммуны "Инициатива"

Распределение войск в 1 отряде было следующим:

Первый эшелон высадки:

Личный состав и управление 255 ОМСБр
-КМ-Р-07 (31 человек 1 роты 142 ОБМП, катер 7-го дивизиона сторожевых катеров Туапсинской ВМБ)
-КМ-057 (30 человек 1 роты 142 ОБМП, катер 7-го дивизиона СК Туапсинской ВМБ)
-КМ-0107 (31 человек 1 роты 142 ОБМП, катер 7-го дивизиона СК Туапсинской ВМБ)
-КМ-0188[12] (31 человек 2 роты 142 ОБМП катер 8-го дивизиона СК Потийской ВМБ)
-КМ-4503 (31 человек 2 роты 142 ОБМП, принадлежность катера пока непонятна)
-ДБ-9 (53 человека 1 роты 142 ОБМП, 1шт. 45мм орудие с расчетом)
-ДБ-11 (53 человека 2 роты 142 ОБМП, 1шт. 45мм орудие с расчетом)
-мотоботы, типа «ДМБ» МБ-1, 4, 7 (119 человек, управление, л/с 142 батальона 255 ОМСБр и батарея 107мм минометов 195 ОГМП)

Второй эшелон высадки

Личный состав и управление 1331СП
-СКА-081 (флагман, 1-й дивизион сторожевых катеров НВМБ) 53 человека 1331 СП
-СКА-0101 (управление и личный состав 2-го батальона, катер 1-го дивизиона сторожевых катеров НВМБ) 56 человек
-СКА-0111 (управление 1331 СП катер 1-го дивизиона сторожевых катеров НВМБ) 54 человека,
-СКА-01012 (управление и личный состав 1-го батальона, катер 1-го дивизиона сторожевых катеров НВМБ) 60 человек
-КТЩ № 562[11] (управление и личный состав 3-го батальона) 156 человек
-«Сухуми» (с 11.11.43 КТЩ-394) принял 100 человек (рота автоматчиков)
-КТЩ 572 личный состав саперного взвода 35 человек
С катерами СКА все просто, это МО-4. КТЩ № 562 это бывший сейнер "Красная армия" (водоизмещение 120 т скорость 7,5 узлов). КАТЩ-572 (до 6.06.1942 г. "АКО-2") Водоизмещение 37.5 т. Размерения 8 х 3.9 х 1.4 м. ГЭУ 65 л.с. Скорость 7/5 узлов, дальность 550 миль. Вооружение: 1 х 7.62 мм пулемет, тралы. Экипаж 12 чел. Бывший сейнер Крымгосрыбтреста. Построен в 1939 г. Мобилизован 10.04.1942 г., переоборудован в катер-тральщик и включен в состав Азовской флотилии ЧФ. 30.08.1942 г. исключен из списков ВМФ, но 14.11.1942 г. после капитального ремонта вновь включен в состав ЧФ.


Распределение войск в
2 отряде было следующим:

Катер типа КМ (не у нас)
Катер типа КМ (не у нас)

Первый эшелон высадки:

Личный состав и управление 255 ОМСБр
-КМ-0138 (связной катер, 8-й дивизион СК)
-КМ-0158 ( 8-й дивизион СК) 33 человека 3 роты 142 ОБМП,
-КМ-0168 ( 8-й дивизион СК) 30 человек 3 роты 142 ОБМП,
-КМ-0168 ( 8-й дивизион СК) 31 человек 3 роты 142 ОБМП,
-КМ-0178 (8-й дивизион СК) 31 человек 3 роты 142 ОБМП,
-КМ-0198 ( 8-й дивизион СК) 31 человек 3 роты 142 ОБМП,
-ДБ -14 (56 человек роты ПТР 255 ОМСБр и ПТ батареи 1331СП, одно 45мм орудие)
-ДБ -19 (52 человека роты ПТР 255 ОМСБр и ПТ батареи 1331СП, одно 45мм орудие)
-ДБ -12 (53 человека саперного взвода 255 ОМСБр и ПТ батареи 1331СП, одно 45мм орудие)

Второй эшелон
Личный состав и управление 1331СП:
-СКА-018 (флагман 2 отряда, катер 8-го дивизиона СК Потийской ВМБ) 47 человек
-СКА-0144 (часть управления и л/с 1331СП, катер 4 дивизиона СК НВМБ) 64 человека
-СКА-075 60 человек (санрота, катер 5-го дивизиона СК Потийской ВМБ)
-КТЩ-151 он же "Байдуков" (110 человек, 1 полковой 120мм миномет, тральщик 9 дивизиона КТЩ). Бывшая рыболовная парусно-моторная шхуна Крымгосрыбтреста. Мобилизована 04.09.1941 г., переоборудована в катер-тральщик и включена в состав ЧФ. Водоизмещение: 75 т. Катер-тральщик (командир главный старшина Н.И. Беззубов) участвовал в обороне Севастополя, Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. Погиб на следующий день, 2 ноября 1943 года на мине у мыса Панагия.
-КТЩ-156, бывший сейнер «Днестр» (158 человек, 1 полковой 120 мм миномет, тральщик 9 дивизиона КТЩ). Водоизмещение 75 т. Бывший сейнер Крымгосрыбтреста. Мобилизован 4.09.1941 г., переоборудован в катер-тральщик и включен в состав ЧФ, бортовой номер 97. Участвовал в обороне Севастополя и Кавказа, Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантных операциях. Погиб... Как? (об этом чуть позже)
-КТЩ-165 (150 человек, 1 полковой 120мм миномет, тральщик 9 дивизиона КТЩ) Тип “сейнер” (до 30.04.1943 г. "Кит") Водоизмещение 80 т. Размерения 19.1 х 5 х 2.4 м. ГЭУ 50 л.с. Скорость 5.5/4.5 узла, дальность 1426 миль. Вооружение: 1 х 7.62 мм пулемет, тралы. Экипаж 10 чел. Бывший сейнер Азчергосрыбтреста. Построен в 1938 г. Мобилизован 6.05.1942 г. и включен в состав ЧФ в качестве плавсредства. 29.03.1943 г. переоборудован в катер-тральщик и включен в боевой состав флота. В некоторых документах значится под наименованием "СП-226". Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. Он тоже погиб в этой операции

Всего, в двух отрядах: 521 человек 255 ОМСБР, 1248 человек из состава 1331СП и 195 ОГМП. Таким образом, практически весь личный состав, выделенный для погрузки, был принят на борт.

В «Отчете…» в документе, который называется «Расчет посадки дес. на плавсредства 1 и 2 отрядов», допущен двойной счет, в результате которого к погрузке назначено 2685 человек. По факту, численность 1331СП, который имел 30% укомплектованность стрелковых частей, составляла 1096 человек. Батарея 195 ОГМП насчитывала 152 человек. Отряд 255 ОМСБр (батальон, с приданной ПТ батареей) насчитывал 520 человек. В сумме, 1,7 тыс. человек, а не 2,7 тыс, как в «Отчете…». Это ошибка, говорящая о том, что документы готовились в «Отчет…» задним числом. В противном случае, были бы выделены лишние плавсредства.
Во флотском отчете указано, что корабли двигались одной длинной кильватерной колонной, возглавлял которую командир 2-го отряда к-н 3-го ранга Жидко (на СКА-018), а, замыкал командир 1-й группы (и первого отряда) к-н 3-го ранга Д.А.Глухов (на СКА-081). По данным «Отчета…» 2-й отряд начал движение в 22.15, первый в 23 часа. В реальности, из-за задержки с погрузкой, было принято решение выдвигаться к линии старта по мере загрузки, и катера не делились на отряды, а, двигались по указанному фарватеру самостоятельно, из-за чего некоторые катера в ходе движения «потерялись». «Отчет…» говорит о том, что колонна двигалась «… в очень растянутом однокильватерном строю, недаваемом возможности контролировать движение всех плавсредств, и поэтому с приходом отрядов на линию старта в 2 часа, что плавстредства отрядов растерялись, нарушив строй...» [13]
Подходное время к месту высадки 8 узловым ходом – 3 часа. Это означает, что голова колонны выходила на «линию старта» около 1 часа ночи, т.е. у второго отряда имелся даже часовой запас по времени, для того, чтобы подтянулись отставшие.
Но ситуация развивалась не так, как рассчитывал командир группы. В ходе следования к месту высадки на немецком минном заграждении на траверсе м. Панагия, были потеряны: СКА 01012 (в 00:50 1-й отряд, командир катера ст. л-т Бабко Н.С.) и КТЩ 156 (в 00:20, 2 отряд, бывший сейнер «Днестр», командир Дедюшев К.Ф.) На сейнере погибло 11 членов экипажа и 155 человек. На морском охотнике погибли 16 членов экипажа, в том числе командир 3 звена, 1-го дивизиона СК, старший лейтенант П.А. Кулашов (тот самый, который когда-то сопровождал в последнем рейсе транспорт "Армения"), и 60 десантников 1331 СП. Время и район гибели этих двух кораблей вполне укладываются в график движения отрядов. Корабли погибли, приблизительно, в одном районе, на одном и том же минном заграждении, первым подорвался корабль 2-го отряда, затем, через полчаса корабль 1-го отряда.
Анализ расположения обломков этих кораблей, показывает, что, с большой вероятностью, причиной гибели этих катеров на немецком минном заграждении стал неучтенный в прокладке снос этих кораблей норд-остовым ветром, усилившийся после выхода из-под прикрытия берега.

Ширина протраленного фарватера составляла всего 1 кабельтов (всего 185 м), что явно недостаточно при использовании существовавших в то время средствах навигации.

Даже в современных условиях, при использовании GPSнавигации, пройти по неогражденному фарватеру такой ширины, достаточно сложно. Кораблям же, следующим в ночное время по фарватеру, обозначенному лишь двумя поворотными световыми буями, выдержать такую точность, в принципе, невозможно. Кроме того, траление выполняли экипажи мелкосидящих катерных тральщиков, переброшенных с Волжской флотилии, не имевших опыта работы в море. Оба погибших корабля имели осадку более 1,5 м, в то время, как тралили катера с осадкой 0,8м.
В результате, 1-я десантная группа почти своевременно собралась в районе линии старта, но, далеко не в полном составе. После выхода на линию старта, в составе 1 и 2 отрядов, выявилось отсутствие нескольких кораблей, в связи с чем, начался розыск «потерянных» плавсредств.

В ходе поисков кораблей 1 и 2 отрядов, подорвался СКА-0111, катер остался на плаву, но в кормовом кубрике, разрушенном взрывом, погибло несколько офицеров штаба 1331 СП и командир полка полковник А.Д.Ширяев[14].
Как указывает «Отчет…»: « 1, 2, 5 и 6 отряды были на своих ведущих створах в районе стартовой линии. Командир 1 отряда производил поиск своих КТЩ и КМ КМ[15] отставших от отряда. Командир 2 отряда ожидал подтягивания отставших плавсредств, имея при себе только СКА СКА с десантными ботами на буксире».