Найти в Дзене

Станция метро "Пушкинская": история создания, архитектура и братство со станцией "Октябрьская"

Всем привет! Сегодня я Вам расскажу о станции "Пушкинская" - одной из красивейших и "литературных" станций метро Санкт-Петербурга.

Проектирование станции "Пушкинская" началось ещё в 1946 году. Название и тема оформление самой станции были выбраны не случайно: в 1949 году в России отмечалось празднование великой даты - 150 лет со дня рождения А. С. Пушкина; для властей Ленинграда это послужило отличным поводом соотнести тематику названия и оформления будущей станции с великим русским поэтом.

Первоначально станцию метро "Пушкинская" предполагалось назвать "Витебский вокзал"; её оформление хотели связать с созданием первой в России Царскосельской железной дороги. На фото: проект первой очереди ленинградского метро (от 1941 г.). Источник: https://podzemka.spb.ru/history/71/
Первоначально станцию метро "Пушкинская" предполагалось назвать "Витебский вокзал"; её оформление хотели связать с созданием первой в России Царскосельской железной дороги. На фото: проект первой очереди ленинградского метро (от 1941 г.). Источник: https://podzemka.spb.ru/history/71/

Выбор проектировщиков подземной части станции метро "Пушкинская" претерпевал изменения, отчасти имеющих политический подтекст.

По результатам конкурса за основу взяли проект О. И. Гурьева и В. М. Фромзеля, определяемый как "простой, лаконичный прием решения и лучше других передающий характер ленинградского метро". Уже в процессе работы к ним в качестве соавтора присоединился Николай Варфоломеевич Баранов - главный архитектор Ленинграда; именно его участие в строительстве сыграло роковую роль для дальнейшей судьбы проекта станции "Пушкинская": в связи с "ленинградским делом" Баранов оказался не в лучшем положении; как результат, проект с его участием был подвергнут резкой критике.

Проект ст. метро "Пушкинская" от архитекторов В. М. Фромзеля и О. И. Гурьева (1947 г.; победители 2 тура). Источник: https://www.citywalls.ru/photo547712.html
Проект ст. метро "Пушкинская" от архитекторов В. М. Фромзеля и О. И. Гурьева (1947 г.; победители 2 тура). Источник: https://www.citywalls.ru/photo547712.html

Разработка нового проекта станции была доверена Л. М. Полякову, который к тому моменту имел большой опыт строительства станций московского метро (ст.м.: "Курская", "Октябрьская-Кольцевая" и "Арбатская"). Как результат, созданный в 1952-1953 гг.совместный проект Л. М. Полякова и архитектора В. А. Петрова и был рекомендован к осуществлению в натуре. К слову Л. М. Поляков как архитектор с приходом к власти Хрущева был также подвергнут резкой критике (за "архитектурные излишества"), однако это не повлияло на судьбу проекта станции "Пушкинская".

 Проект станции метро "Пушкинская" от архитекторов Л. М. Полякова и В.А. Петрова (утвержден вне конкурса). Источник: https://www.citywalls.ru/house9489.html
Проект станции метро "Пушкинская" от архитекторов Л. М. Полякова и В.А. Петрова (утвержден вне конкурса). Источник: https://www.citywalls.ru/house9489.html

Открытие станции метро "Пушкинская" оказалось весьма проблематичным из-за задержки строительных работ: при создании эскалаторного тоннеля был обнаружен плавун (грунт с большим содержанием влаги), который требовал удаления. Устранение этой проблемы заняло немало времени, и станцию метро открыли в 1956 году - на год позже открытия всех других станций по первой линии, находящихся на нынешней "красной" ветке метро; тогда поезда проезжали "транзитом" станцию метро "Пушкинская".

Кстати, глубина проектного заложения станции "Пушкинская" составляет 57 метров, что в точности совпадает со средней глубиной залегания Петербургского метрополитена; сам спуск или подъём на эскалаторе занимает 2 мин 24 сек.

Эскалаторный вестибюль станции метро "Пушкинская" (1956 г.) Источник фото: https://www.citywalls.ru/house9489.html
Эскалаторный вестибюль станции метро "Пушкинская" (1956 г.) Источник фото: https://www.citywalls.ru/house9489.html

Авторами же наземного вестибюля являются архитекторы А. А. Грушке, А. С. Гецкин и В. П. Шувалова, инженер-конструктор С. М. Эпштейн. Проект наземного вестибюля разрабатывался, когда проект подземной части станции уже рекомендовали к осуществлению. Авторы включили вестибюль в трехэтажное классическое здание, находящееся по соседству с Витебским вокзалом и построенное в 1901 году для размещения офицерских казарм лейб-гвардии Семеновского полка. В 1930-х гг. здание надстроили четвертым этажом, а вначале 1950-х существенно перестроили под станцию метрополитена. Вестибюль станции украсили лепниной, окна первого этажа "заковали" в арочные проемы, а в центре фасада появилась большая арка.

Об А. С. Пушкине нам напоминает не только мраморный медальон над эскалаторами, но и скульптура поэта, находящаяся в конце зала вестибюля станции. Архитектором этого творения является М. К. Аникушкин, который также создал памятник Пушкину для станции метро "Черная речка".

На станции "Пушкинская" великий поэт изображен сидящим у пруда на камне; он задумчиво и мягко уронил на колено руку, в ладони которой держит веточку сирени. Аникушкин, создавая скульптуру, желал отнести нас к тому периоду жизни А. С. Пушкина, когда летом 1831 года он спокойно и счастливо проживал со своей женой на даче в Царском селе. Об этом свидетельствует панно, являющееся прекрасным дополнением к самой скульптуре. Художник панно - М. А. Энгельке, - отобразил один из уголков Царскосельского парка с прудом; на противоположном берегу пруда виднеется Камеронова галерея; на переднем плане можно разглядеть ветвь дерева.

Подземный зал петербургской станции метро "Пушкинская" очень похож на московскую станцию метро "Октябрьская", которую также проектировал Л. М. Поляков. При всём этом, отличие между станциями всё же имеется: в торце станции "Октябрьская" вместо скульптуры великого поэта располагается пустая апсида, подсвечиваемая голубоватым светом и закрытая ампирной кованой оградой; к слову, некоторые острые на язык граждане сразу окрестили её "светлым будущем за решеткой".

Сходством станций метро "Пушкинская" и "Октябрьская" также воспользовался режиссер Валерий Тодоровский в фильме "Стиляги". Там можно заметить сцену, в которой главные герои, проживающие в Москве, сбегают с эскалатора в вестибюль питерской станции метро "Пушкинская" (так сильно похожую на "Октябрьскую"). Решение режиссера поменять московскую локацию на питерскую могло быть обусловлено большой загруженностью московского метрополитена не только днем, но и ночью; договориться о масштабных съёмках было проще в Санкт-Петербурге.

Напомню вам, что станция метро "Пушкинская" входит в состав Кировско-Выборгской линии ("красная ветка") и располагается между станциями "Технологический институт-1" и "Владимирская".

Не пропускайте интересные статьи и о других станциях метрополитена Санкт-Петербурга. Для этого подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и делитесь ссылкой на канал с друзьями!

Всем пока!