В учебниках по семейной психологии, умные люди выделяют так называемый характер эмоциональной связи. Мы обсудили, как битва за экранное время превращается в отвержение собственного ребенка. Рассмотрим, как на практике выглядит так называемое условное эмоциональное принятие.
Из самого термина, в общем-то, понятна сама суть – такой ребенок получает родительскую любовь при условии. Просто так ее нет. Ее нужно заслужить.
По сути, самое главное, в чем нуждается абсолютно любой человек, а дети тем более – безопасности и любви, становится предметом бесконечного торга. Где валюта обмена, чтобы получить родительскую любовь это достижения, правильно поведение, достоинства. Понятно, что когда этого нет, то ребенок ее не получает. А в случае какого-то серьезного проступка или полного провала, чувствует себя отверженным.
Например, воровство с банковской карты родителей. Часто семья получает такой сильный удар, взрослые не могут справиться с шоковым состоянием, принят, что их любимый мальчик или девочка способны так поступить, что это становиться проступком, после которого жизнь делиться на до и после. Мы на своего ребенка уже по-другому смотрим, нам самим обидно, бушует непонимание, что и в какой момент было упущено.
И пока семья переживает этот момент, детям кажется, что на их счастливой и благополучное будущее можно поставить крест. Все, жизнь закончилась, а я ничтожество, которое всех подводит. Потому что самые близкие люди на тебя косятся, видят в тебе изгоя, одним словом, не любят и не могут этот поступок принять.
Теперь вся жизнь крутится вокруг негативного опыта, которая, как заноза, болит в душе родителей.
И начинается цепь условий, чтобы вернуть доверие, потому что принятие ты можешь заслужить, если: «Я увижу примерное поведение, будешь выполнять все требования!»
А пока что наказан, то есть лишен нашей любви.
Да, опыт бывает отрицательный. Ему предшествовала череда неправильных решений, неспособность адекватно оценить ситуацию, неумение стравляться со стимулами среды, неразвитое критическое мышление. Все это способности, которые можно развивать, и тогда в будущем не возникнет проблемы, когда взрослый человек, который уже вышел из-под родительской опеки системно сливает весь доход или его часть на любимую игру.
Наши дети с малых лет попадают на рынок товаро-денежных отношений. Их мозг просто завален предложениями того, что нужно купить прямо сейчас, чтобы стать самым крутым и похвалиться перед друзьями.
А уж гейм дизайн заточен на монетизацию и повышение прибыли. Конечно, оставшись наедине, часто лишенный обычной человеческой поддержки, не проинформированный о потенциальных сложностях, детский разум просто не способен со всем этим справится. А значит, риск собрать весь мусор очень велик.
Но это не значит, что родительскую любовь теперь нужно заслужить. Выполнить условие, исправиться и никогда в жизни так не поступать.
В семьях, где существует подобная эмоциональная связь, то есть такой тип родительского отношения, у детей развивается тревога и неуверенность. А следовательно, подростку при столкновении с подобной ситуацией в будущем, сложнее принять более разумное решение. Например, отказаться от покупки совсем.
Страсть потратить деньги в интернете, в любимой игре есть у всех, это адекватная реакция человека на входящий стимул.
А вот обучить своих детей действовать сознательно, учиться отвечать за то, что ты творишь, думать о последствиях, это то, что зависит от системы коммуникации с взрослыми.
Главное помнить, что по достижению совершеннолетия сын или дочь получает доступ к кредитным картам, и уже реклама расскажет, как это классно, тратить деньги, которые не заработал. Именно тут каждый получит входы семян, которые были посажены в детстве.
В ближайшей публикации рассмотрим, что такое безусловное эмоциональное принятие, и как это работает в рамках проблемы цифрового детства.