В сезон просушки дорог руководители транспортных компаний импровизируют как могут: составляют объездные маршруты, отпускают водителей на отдых, выбирают альтернативные направления. Некоторые грузоперевозчики вовсе отменяют рейсы в «закрытые» регионы. Но весна приходит каждый год, и как быть с издержками?
Как проходит просушка дорог в регионах
Федеральные трассы не закрывают на просушку уже 6 лет. Со временем от этой практики отказались несколько регионов. В период пандемии дороги Волгоградской и Смоленской областей были открыты для грузовиков. Но в 2023 году весеннюю просушку возобновили 67 регионов.
«Мы считаем, что весенняя просушка — необходимая мера для сохранения дорожного покрытия. Сезонные ограничения не доставляют нам серьезных неудобств. А вот другим грузоперевозчикам сложнее, ведь нужно подстраиваться под ситуацию, искать пути объезда и терять время».
Сезон весенней просушки в европейской части России стартует в марте, в северных и сибирских регионах — в апреле. Решение о закрытии дорог принимают местные власти. Примерно за месяц до введения ограничений они выпускают документ, в котором указаны участки трасс, где груженые фуры не смогут проехать без спецпропуска. В одних областях вводят предельную нагрузку на оси, в других — на всю сцепку.
Регионы проводят просушку дорог, чтобы сохранить целостность асфальтного покрытия. При этом властям знакомы проблемы транспортных компаний. Некоторые регионы, например, Новосибирская, Волгоградская и Тульская области, создают транзитные коридоры для грузовиков.
Просушка дорог по регионам в 2024 году
Первой в 2024 году график весенней просушки региональных и муниципальных трасс «вывесила» Костромская область. Одни участки региона будут закрывать с 1 по 30 апреля, другие — с 15 апреля по 14 мая. В эти же сроки введут ограничения в Амурской и Новгородской областях. «Рекордсмен» по длительности просушки — Мурманская область. Здесь установлен запрет на движение грузовиков с 30 апреля по 29 мая.
Раньше всех свои региональные и муниципальные дороги закроет Брянская область — с 5 марта по 13 апреля. В соседней Курской области просушка стартует 20 марта и продлится до 18 апреля. Движение грузовиков ограничат по 480 участкам дорог в Калужской области (в том числе в черте города) с 25 марта по 23 апреля. В этот же период будут «сохнуть» дороги в Орловской области и в Пензе, а в Калмыкии — даже до 25 апреля.
Апрельская просушка (с 1 по 30 число) ждет водителей большегрузов, которые будут пересекать Ульяновскую, Тульскую, Самарскую и Владимирскую области, а также Башкирию. С 1 апреля по 15 мая будут закрыты 129 участков дорог в Томской области.
Позже всех к ежегодной просушке приступит Алтай. Здесь ограничения на проезд большегрузов будут действовать с 11 апреля по 11 мая. Примерно в это же время (с 10 апреля по 9 мая) весенняя просушка пройдет в Марий-Эл.
Список субъектов, которые будут запрещать движение грузовиков по региональным и муниципальным трассам в 2024 году еще неполный. Свежую информацию о ситуации на дорогах публикует, например, «Росавтодор». Так же отследить вводимые ограничения можно на сайтах администраций регионов и городов.
Как обойти ограничения
Чтобы не попасть на штрафы, на время весенней просушки каждая транспортная компания делает выбор:
- ехать в объезд закрытых участков;
- подобрать новое направление;
- купить дорогое спецразрешение.
Оформление электронного «проездного» упростили. Теперь его можно получить даже через Госуслуги. Сложность в том, что за пять дней до рейса нужно подать заявление на конкретный грузовик, обозначить маршрут и отметить груз. Вся эта информация не всегда известна заранее.
Грузоперевозчики же говорят, что получить спецразрешение сложно. Больше всего препятствий возникает при оформлении «проездного» в дальние регионы, с которыми транспортная компания никак не связана.
«Просушка дорог приносит большие проблемы нашей транспортной компании. Несмотря на то, что грузовики идут по федеральным трассам, погрузка/выгрузка происходит на местах, куда сложнее добраться. Машина с полной загрузкой не может проехать по закрытым дорогам. Можно было бы соблюдать ограничения и, например, везти 5 тонн вместо 20. Но нам это невыгодно, как и грузоотправителю. Из-за весенней просушки, в ущерб своим интересам мы отказываемся от неудобных заявок».
Закрытие региональных и муниципальных трасс не распространяется на фуры, которые перевозят продукты, лекарства, ГСМ, сельскохозяйственную продукцию, корма для животных. Известно, что в некоторых регионах будут действовать передвижные пункты весового контроля. При этом не до конца понятно, как будут проверять, что за груз на борту. Эту проблему уже поднимали представители транспортных компаний, с которыми мы обсуждали тему закрытия городов для большегрузов.
Как снизить издержки в период просушки
Некоторые участники логистического рынка считают, что весенняя просушка — устаревшая методика, которую не используют нигде в мире. Такими запретами дорожное полотно не спасти. Тем более отдельные водители пренебрегают правилами и едут по «закрытым» участкам, при необходимости покупая «проездной» по пути.
«Закрытие дорог — это проблема транспортной компании, но не грузоотправителя. Какой бы ни была ситуация, ставка остается на одном уровне. Получается, что только перевозчик несет издержки. Весной мы ищем пути объезда через федеральные трассы, отказываемся от тяжелых грузов или ограничиваем количество заявок в «закрытые» регионы».
Во время весенней просушки грузоперевозчикам нужно разобраться в нескольких вопросах:
- выяснить, где действует запрет на проезд грузовиков;
- узнать, какие регионы закрыты, а в каких ограничения уже сняты;
- понять, как зарабатывать, если объезд закрытых участков несет лишние расходы.
Рассмотрим ситуацию на примере. Водители компании «Грузовозыч» регулярно ездят из Ижевска в Екатеринбург по одному и тому же маршруту длиной 644 км. Из-за весенней просушки фуры идут через Пермь и проходят лишние 54 км. В итоге руководитель «Грузовозыча» тратит больше на топливо, зарплату водителя, а также на оплату по системе «Платон» (753 рубля против 1955 рублей).
Разница ощутима, если транспортная компания работает с постоянным заказчиком и выполняет несколько рейсов в Екатеринбург ежедневно. Грузоперевозчик может разорвать контакты, но ему все равно придется тратить время, искать новых грузоотправителей и договариваться об оплате.
Альтернативный вариант — подобрать удобный рейс за 5 минут через платформу Monopoly.Online. В результате водитель едет по открытым трассам, а грузоперевозчик не теряет прибыль. Если один рейс Ижевск — Екатеринбург приносит транспортной компании около 70 000 рублей, то с перевозки Набережные Челны — Челябинск можно получить 100 000 рублей.
Весенняя просушка не нужна хорошему дорожному покрытию, а некачественный асфальт она не спасет — так считают грузоперевозчики. А вы согласны с этим мнением? Как вы прокладываете маршруты через «закрытые» регионы?
Реклама. Рекламодатель: ООО «МОНОПОЛИЯ.Онлайн» (ИНН: 7810384750) erid: 2RanymgVri4