Рассмотрим, какова предельно допустимая выработка цилиндров (предельный износ) некоторых двигателей автомобилей ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте.
Помимо величины износа нас будет интересовать как определить насколько сильно изношены цилиндры двигателя и в каких случаях потребуется их хонингование, расточка или гильзовка. А в каких нет.
Оригинал статьи (полную версию) смотри на нашем сайте twokarburators.ru - "Предельный износ цилиндров некоторых двигателей ВАЗ".
Величина предельной выработки (износа) цилиндров некоторых двигателей автомобилей ВАЗ.
Предельный износ цилиндров некоторых двигателей автомобилей ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте составляет 0,15 мм. Обычно он имеется в районе остановки верхнего компрессионного кольца поршня в верхней мертвой точке (ВМТ). Обнаружив такой износ (до 0,15 мм) придется провести как минимум хонингование цилиндров.
В случае превышения значения в большую сторону, необходимо выполнить расточку блока цилиндров. Под ближайший ремонтный размер поршней. На двигателях ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте это 0,4 мм и 0,8 мм. Плюс к этому, оставляется припуск 0,03 мм на последующее хонингование.
Если это значение в пределах 0,5-0,8 мм можно ни чего с двигателем не делать и продолжать так ездить дальше.
Довольно часто износ цилиндров сопровождается механическим повреждением его стенок. Например, это длинные продольные риски, оставленные твердыми частицами (окалина от нагара, мелкие камешки, мелкие детали, мусор из масла и пр.). Так же могут быть короткие мелкие риски, оставленные поршневыми кольцами с отлетевшим хромовым покрытием. При работе в условиях перегрева или масляного голодания. Либо зеркало цилиндров может иметь матовый оттенок из-за пыли, попавшей туда через негерметичный корпус воздушного фильтра двигателя.
При обнаружении рисок и царапин растачивать цилиндры придется вне зависимости от степени их износа. Иначе справится с масложором не удастся ни как.
Помимо этого цилиндры могут иметь овальный или бочкообразный износ. Который образуется при контакте с юбкой поршня. Допустимая овальность цилиндров блока двигателя 0,02-0,003 мм.
Как определить предельную выработку (износ) цилиндров двигателя?
В некоторых случаях определить, что цилиндры двигателя изношены (имеют выработку) можно в ходе их визуального осмотра. В верхней части цилиндра, в месте остановки верхнего компрессионного кольца будет хорошо заметна кольцевая полоса. Если провести пальцем по этой полосе, то будет ощущаться ступенька (выработка).
Более точное определение степени износа цилиндров производится специальным инструментом - нутромером.
Нутромер - специальный прибор для измерения внутреннего диаметра. Перед измерением должен быть настроен на ноль специальным калибром. Индикатор нутромера имеет шкалу с ценой делен 0,01 мм. В ходе измерения нутромер покажет величину отклонения от нуля. Что и будет величиной износа цилиндров двигателя автомобиля.
Измерение производится на разной глубине и в нескольких плоскостях. Чтобы определить места выработки.
Работа с нутромером требует определенного опыта, знаний и точности. В противном случае точно определить насколько изношен цилиндр, имеется ли в нем овальность или бочковидность не удастся. Мы рассмотрим ее в отдельной статье на нашем сайте.
Что делать, если в цилиндрах обнаружена сильная выработка (сильный износ)?
В таком случае необходимо определить до какого ремонтного размера растачивать цилиндры. Обычно это, как сказано выше, 0,4 или 0,8 мм (первый и второй ремонтный размер).
Потом приобретаются поршни под нужный ремонтный размер.
После чего производится расточка цилиндров до нужного размера на специальном станке. С последующим их хонингованием. Каждый цилиндр подгоняется под каждый конкретный поршень. Менять их местами после расточки нельзя.
Овальность, бочковидность и конусность цилиндров так же устраняются в процессе растачивания.
Обычно мастер, помечает поршень цифрой на днище. Которая соответствует номеру цилиндра, для которого тот предназначен.
Примечания и дополнения
- Цилиндры блока по диаметру разбиты на пять классов. Их размеры отличаются на 0,01 мм. Это классы А, В, С, D, E. Класс цилиндра выбит на нижней плоскости блока двигателя. Класс поршня отмечен на его днище. Для ремонта двигателя обычно используют только три из них - А, С, Е.
Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.
- Что значит залегание (закоксовка) поршневых колец двигателя автомобиля?
- Особенности установки поршней в цилиндры двигателя 21083 (2108, 21081)
- Особенности снятия и установки маховика двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099