Запас электроэнергии на борту автомобиля пополняет генератор — он и питает потребители, и заряжает батарею. Процесс этот довольно сложный, а управляет им специальное реле-регулятор. В этой статье расскажем, как проверить регулятор напряжения генератора мультиметром, а также почему и когда это важно делать.
Симптомы неисправности реле-регулятора
Как понять, что регулятор напряжения неисправен? Логично предположить, что раз он работает с напряжением, то оно при поломке будет отличаться от нормы. Но есть и косвенные симптомы: например, если вы замечаете, что аккумулятор автомобиля быстро разряжается. Конечно, проблема может быть в самой батарее (лучше проверить её по нашей инструкции). Но если с АКБ всё в порядке, желательна проверка регулятора напряжения генератора. Возможна и прямо противоположная ситуация: генератор перезаряжает аккумулятор. Это чревато быстрым закипанием электролита и, как следствие, падением его уровня. Поскольку большинство батарей сегодня необслуживаемые, ресурс АКБ после этого будет куда меньше. Так что это ещё один повод проверить реле мультиметром. У такой неисправности, кстати, тоже бывает косвенный признак: в автомобиле начинают часто перегорать лампочки.
Почему реле-регулятор выходит из строя
На большинстве современных автомобилей регулятор напряжения совмещён с генератором. Но на старых машинах (например, ранней вазовской «классике») он выполнен в виде отдельного элемента и крепится к подходящей поверхности внутри моторного отсека. Это усложняет конструкцию, но заметно облегчает доступ к реле.
Причины выхода из строя этого узла могут быть как естественные, так и искусственные:
короткое замыкание;
выход из строя диодного моста;
износ щёток генератора, которые часто объединены с реле;
попадание воды (например, при мойке под давлением).
Отметим, что чаще всего регулятор требует замены по естественным причинам: изнашиваются щётки либо что-то случается с электронной «начинкой».
Может ли автовладелец как-то продлить срок службы реле? Единственная рекомендация: не мыть моторный отсек струёй воды под давлением. Если же такая необходимость возникла, защищать все электронные компоненты (включая генератор) полиэтиленом или другими средствами — у нас есть статья об основных правилах мойки. Кроме того, водитель может приговорить регулятор напряжения, если не знает, как правильно «прикурить» автомобиль от другого — все тонкости этого процесса мы тоже описывали.
Проверка регулятора напряжения генератора мультиметром
Если вы не знаете, как проверить работоспособность реле, — вот короткая инструкция. Понадобится только мультиметр, а снимать генератор не нужно.
Подключите мультиметр к клеммам аккумулятора, не забыв предварительно выставить нужный режим (постоянный ток, 20 В).
Запустите двигатель и дайте ему прогреться, чтобы холостые обороты упали ниже отметки 1000 об/мин.
Теперь обратите внимание на напряжение аккумулятора. Если оно составляет 13,5–14 В — это нормально, проводим проверку реле дальше.
Посмотрите, как меняется напряжение при росте оборотов. Для этого чуть нажмите на газ (стрелка тахометра должна подняться примерно до 2500 об/мин), снимите показания мультиметра. Если напряжение выросло, но не более чем до 14,2 В, переходим к последнему пункту.
Теперь нужно проверить напряжение на высоких оборотах. Поднимите их до 4000 об/мин. Если мультиметр покажет не более 14,5 В, поводов для беспокойства нет. Если больше — скорее всего, реле неисправно (идёт перезарядка).
Есть ещё один способ, как проверить регулятор напряжения генератора мультиметром. Для этого понадобится источник питания, в котором можно регулировать напряжение вручную. Реле запитывается от этого источника, а к щёткам подключается лампа на 12 В. После этого нужно будет менять напряжение и смотреть, как реагирует лампа:
в диапазоне от 12 до 14 (14,5) вольт лампа должна гореть;
при увеличении напряжения выше 14,5 В — гаснуть.
Менять или ремонтировать реле-регулятор
Если при проверке реле мультиметром выяснилось, что оно неисправно, пытаться его ремонтировать нет особого смысла. Во-первых, всё равно придётся снимать и разбирать генератор. Во-вторых, деталь относительно недорогая, и лучше сразу заменить её новой. Как правило, проблемы с этим реле возникают не раньше чем через 100 000 километров. В-третьих, современные реле неразборные — на вид это запаянная в пластик или залитая компаундом «таблетка» с торчащими из неё контактами.
Замена реле, как правило, требует снятия генератора. Когда этот узел демонтирован (что обычно не представляет проблем), нужно снять крышку, корпус контактной группы с щётками и открутить от него сам регулятор. Если реле выполнено отдельной деталью, задача сильно облегчается: достаточно открутить его крепления, снять клеммы и установить новую деталь. Ну и снова выполнить вышеописанную проверку — вероятность брака не исключена.