Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) - первый американский архитектор, добившийся международного признания и оказавший влияние на развитие мировой архитектуры.
Pайт предпочитал работать с природными материалами, наиболее любимые из которых - дерево (неструганное, неполированное и неокрашенное), камень и неоштукатуренная кирпичная кладка. Он по достоинству ценил массовое производство стандартных строительных блоков, но более важным для него было создание так называемого органического жилого и рабочего пространства.
Райт стремился соединить с жилым помещением хотя бы частичку природы, чтобы придать ему одухотворенность. Для него центром дома, в котором живет семья, был камин.
Чтобы достичь органичности, архитектор разработал свою концепцию внутреннего пространства. Комнаты традиционного дома походили на коробки, и каждая обычно имела одно функциональное назначение. Райт все изменил: его комнаты, или «пространства», перетекали друг в друга, они обозначались при помощи ширм-перегородок и едва уловимых изменений высоты потолков.
Первые впечатления
Райт родился 8 июня 1867 года в поселке Ричленд-Сентер, штат Висконсин. На его становление как человека и профессионала оказали влияние два обстоятельства. Опыт решения двух- и трехмерных задач детского конструктора (набора кубиков) определил взгляды Райта-архитектора: он всегда стремился к простоте форм и рацио-строений.
Второй важный опыт, полученный в детстве, заключался в работе летом на ферме. В это время Фрэнк не только узнал, что такое физический труд, но и научился понимать и любить землю, природу и материалы, ею создаваемые.
Удивительно, но Райт не получил законченного образования в области архитектуры. В 1885 году он поступил на работу к декану строительного факультета университета Висконсина. Работая у него в течение двух лет, молодой человек мог посещать лекции в университете.
Незадолго до завершения своего архитектурного образования в 1887 году Райт уехал в Чикаго, где приступил к работе в архитектурном бюро Джозефа Лаймана Силсби, который специализировался на постройках домов в «едином стиле».
Этот простой и элегантный стиль Восточного побережья возник под влиянием работ американского архитектора Нормана Шоу и его английских коллег.
Полигональные элементы
Работа у Силсби продолжалась всего лишь несколько месяцев, после чего, в том же 1887 году, Райт перешел в компанию, принадлежавшую архитекторам Адлеру и Салливану, также находившуюся в Чикаго. Однако он никогда не забывал Силсби и его уроков. Многие проекты молодого человека, начиная с самых первых, содержали в структуре зданий полигональные элементы. Когда Райт присоединился к компании Адлера и Салливана, перед ней открывались блестящие перспективы: только что поступил заказ на разработку зданий для фирмы «Аудиториум» в Чикаго.
Это был очень сложный проект - как с точки зрения планирования, так и технической реализации, поскольку необходимо было построить аудиторию на 4000 человек, не злоупотребляя поддерживающими колоннами, а также гостиницу и офисное здание. Все это должно было поместиться на небольшом участке дорогой городской земли.
Последующие заказы включали Уэйнрайт-билдинг и Транспортейшн-билдинг, сооруженные к Всемирной выставке 1893 года в Чикаго.
Райт несколько раз посещал эту выставку. Из значительного числа ее экспонатов два оказали на него большое влияние: реконструкция здания женского монастыря Аксмала, построенного майя в доколумбову эпоху, и воспроизведенная в половинном масштабе копия японского деревянного храма Хо-о-ден периода Фудзивара (859-1184).
Несмотря на очевидное влияние на некоторые последующие проекты Райта принципов японской архитектуры, он категорически отрицал данный факт.
Через некоторое время, продолжая работать в бюро Адлера и Салливана, Райт стал брать самостоятельные заказы, называя их «бутлегерскими». Хотя это не было прямым нарушением контракта, он не сообщал о данных проектах Адлеру и Салливану, и, когда в 1893 году они узнали об этом, Райту пришлось покинуть бюро. Всего он выполнил девять таких заказов, включая проекты домов Джорджа Блоссома
и Уолтера Гейла.
Первой работой после ухода от Адлера и Салливана был проект дома Уинслоу,
а год спустя архитектор спроектировал монументальное здание, в котором суммировал концепции классицизма, не прибегая к классическим формам. Но это была не та архитектура, какой она должна была быть по мнению Райта, и на протяжении следующего десятилетия он искал архитектурные решения, соответствующие ландшафтам и материалам тех регионов, где строились здания.
«Перетекающее» пространство
Следующие несколько лет отмечены рядом экспериментальных проектов, вершиной которых стали известные «Дома прерий».
Длинные и низкие, с горизонтальными рядами створчатых окон и пологой, слегка выдающейся крышей, «Дома прерий» имели Г-, Т- и крестообразную формы. Традиционная концепция дома как большой коробки, содержащей ряд меньших, была отброшена.
Постоянные внутренние стены, разделяющие пространство, отсутствовали. Вместо них Райт использовал экраны в рост человека, пилястры каменной кладки и встроенную мебель, создавая ряд «перетекающих» пространств с признаками их возможных функций.
Проектируя здания, Райт часто разрабатывал детали их интерьера, включая мебель, освещение, драпировку стен и расположение ковров. Лучший пример такой работы - дом Даны (1902), самый экстравагантный заказ этого периода. в этом здании до наших дней сохранилась мебель, спроектированная Райтом.
Во время перерыва в работе, вызванного I мировой войной, Райт продолжал совершенствовать «Дома прерий», смещаясь в сторону все большего формализма: крыша постепенно становилась более плоской, акцент со стен переносится на консольные плиты и на геометрический контраст между вертикалями и горизонталями.
В биографии Райта как архитектора большую роль сыграли выполненные им известные проекты нежилых зданий - Ларкин-билдинг в Буффало, штат Нью-Йорк, и Церковь согласия в Оак-парке, штат Иллинойс, где многократное повторение геометрических форм, словно взятых из детского конструктора, демонстрировало ненужность крыши как отдельного элемента.
В 1909 году Райт отправился в Европу, где проходили выставки его работ (раньше, в 1905 году, он посетил Японию). После возвращения, через год с небольшим, он начинает строительство дома-усадьбы Талиесин в родном штате Висконсин, на земле, которую он помогал обрабатывать в юности.
Читайте также: