Найти в Дзене

Самый творческий гений американской архитектуры: ФРЭНК ЛЛОЙД РАЙТ. Эпизод первый: В единстве с природой

Оглавление

Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) - первый американский архитектор, добившийся международного признания и оказавший влияние на развитие мировой архитектуры.

Фрэнк Ллойд Райт
Фрэнк Ллойд Райт

Pайт предпочитал работать с природными материалами, наиболее любимые из которых - дерево (неструганное, неполированное и неокрашенное), камень и неоштукатуренная кирпичная кладка. Он по достоинству ценил массовое производство стандартных строительных блоков, но более важным для него было создание так называемого органического жилого и рабочего пространства.

Интерьер Дома Роби, Чикаго, Иллинойс, 1909
Интерьер Дома Роби, Чикаго, Иллинойс, 1909

Райт стремился соединить с жилым помещением хотя бы частичку природы, чтобы придать ему одухотворенность. Для него центром дома, в котором живет семья, был камин.

Зона перед камином в NEILS HOUSE, Миннеаполис, Миннесота, 1951
Зона перед камином в NEILS HOUSE, Миннеаполис, Миннесота, 1951

Чтобы достичь органичности, архитектор разработал свою концепцию внутреннего пространства. Комнаты традиционного дома походили на коробки, и каждая обычно имела одно функциональное назначение. Райт все изменил: его комнаты, или «пространства», перетекали друг в друга, они обозначались при помощи ширм-перегородок и едва уловимых изменений высоты потолков.

Интерьер William Thaxton House, Хьюстон, Техас, 1955
Интерьер William Thaxton House, Хьюстон, Техас, 1955

Первые впечатления

Райт родился 8 июня 1867 года в поселке Ричленд-Сентер, штат Висконсин. На его становление как человека и профессионала оказали влияние два обстоятельства. Опыт решения двух- и трехмерных задач детского конструктора (набора кубиков) определил взгляды Райта-архитектора: он всегда стремился к простоте форм и рацио-строений.

Второй важный опыт, полученный в детстве, заключался в работе летом на ферме. В это время Фрэнк не только узнал, что такое физический труд, но и научился понимать и любить землю, природу и материалы, ею создаваемые.

ISIDORE HELLER HOUSE, Чикаго, Иллинойс, 1897
ISIDORE HELLER HOUSE, Чикаго, Иллинойс, 1897

Удивительно, но Райт не получил законченного образования в области архитектуры. В 1885 году он поступил на работу к декану строительного факультета университета Висконсина. Работая у него в течение двух лет, молодой человек мог посещать лекции в университете.

Незадолго до завершения своего архитектурного образования в 1887 году Райт уехал в Чикаго, где приступил к работе в архитектурном бюро Джозефа Лаймана Силсби, который специализировался на постройках домов в «едином стиле».

Джозеф Лайман Силсби, Часовня Единства, Висконсин, 1886
Джозеф Лайман Силсби, Часовня Единства, Висконсин, 1886

Этот простой и элегантный стиль Восточного побережья возник под влиянием работ американского архитектора Нормана Шоу и его английских коллег.

Ричард Норман Шоу, здание в Кенсингтоне
Ричард Норман Шоу, здание в Кенсингтоне

Полигональные элементы

Работа у Силсби продолжалась всего лишь несколько месяцев, после чего, в том же 1887 году, Райт перешел в компанию, принадлежавшую архитекторам Адлеру и Салливану, также находившуюся в Чикаго. Однако он никогда не забывал Силсби и его уроков. Многие проекты молодого человека, начиная с самых первых, содержали в структуре зданий полигональные элементы. Когда Райт присоединился к компании Адлера и Салливана, перед ней открывались блестящие перспективы: только что поступил заказ на разработку зданий для фирмы «Аудиториум» в Чикаго.

Аудиториум-билдинг, Чикаго, Иллинойс, 1889
Аудиториум-билдинг, Чикаго, Иллинойс, 1889

Это был очень сложный проект - как с точки зрения планирования, так и технической реализации, поскольку необходимо было построить аудиторию на 4000 человек, не злоупотребляя поддерживающими колоннами, а также гостиницу и офисное здание. Все это должно было поместиться на небольшом участке дорогой городской земли.

Последующие заказы включали Уэйнрайт-билдинг и Транспортейшн-билдинг, сооруженные к Всемирной выставке 1893 года в Чикаго.

Уэйнрайт-билдинг, Сент-Луис, Миссури, 1890-1891
Уэйнрайт-билдинг, Сент-Луис, Миссури, 1890-1891

Райт несколько раз посещал эту выставку. Из значительного числа ее экспонатов два оказали на него большое влияние: реконструкция здания женского монастыря Аксмала, построенного майя в доколумбову эпоху, и воспроизведенная в половинном масштабе копия японского деревянного храма Хо-о-ден периода Фудзивара (859-1184).

Всемирная выставка в Чикаго, 1893
Всемирная выставка в Чикаго, 1893

Несмотря на очевидное влияние на некоторые последующие проекты Райта принципов японской архитектуры, он категорически отрицал данный факт.

Через некоторое время, продолжая работать в бюро Адлера и Салливана, Райт стал брать самостоятельные заказы, называя их «бутлегерскими». Хотя это не было прямым нарушением контракта, он не сообщал о данных проектах Адлеру и Салливану, и, когда в 1893 году они узнали об этом, Райту пришлось покинуть бюро. Всего он выполнил девять таких заказов, включая проекты домов Джорджа Блоссома

Дом Джорджа Блоссома, Чикаго, Иллинойс, 1892
Дом Джорджа Блоссома, Чикаго, Иллинойс, 1892

и Уолтера Гейла.

Дом Уолтера Гейла, Оак Парк, Иллинойс, 1893
Дом Уолтера Гейла, Оак Парк, Иллинойс, 1893

Первой работой после ухода от Адлера и Салливана был проект дома Уинслоу,

Дом Уинслоу, Ривер Форест, Иллинойс, 1894-1895
Дом Уинслоу, Ривер Форест, Иллинойс, 1894-1895

а год спустя архитектор спроектировал монументальное здание, в котором суммировал концепции классицизма, не прибегая к классическим формам. Но это была не та архитектура, какой она должна была быть по мнению Райта, и на протяжении следующего десятилетия он искал архитектурные решения, соответствующие ландшафтам и материалам тех регионов, где строились здания.

«Перетекающее» пространство

Следующие несколько лет отмечены рядом экспериментальных проектов, вершиной которых стали известные «Дома прерий».

Дом Уиллитса, Хайленд-Парк, Иллинойс, 1901
Дом Уиллитса, Хайленд-Парк, Иллинойс, 1901

Длинные и низкие, с горизонтальными рядами створчатых окон и пологой, слегка выдающейся крышей, «Дома прерий» имели Г-, Т- и крестообразную формы. Традиционная концепция дома как большой коробки, содержащей ряд меньших, была отброшена.

Дом Мартина, Буффало, Нью-Йорк, 1903-1905
Дом Мартина, Буффало, Нью-Йорк, 1903-1905

Постоянные внутренние стены, разделяющие пространство, отсутствовали. Вместо них Райт использовал экраны в рост человека, пилястры каменной кладки и встроенную мебель, создавая ряд «перетекающих» пространств с признаками их возможных функций.

William R. Heath House, Буффало, Нью-Йорк, 1903-1905
William R. Heath House, Буффало, Нью-Йорк, 1903-1905

Проектируя здания, Райт часто разрабатывал детали их интерьера, включая мебель, освещение, драпировку стен и расположение ковров. Лучший пример такой работы - дом Даны (1902), самый экстравагантный заказ этого периода. в этом здании до наших дней сохранилась мебель, спроектированная Райтом.

Во время перерыва в работе, вызванного I мировой войной, Райт продолжал совершенствовать «Дома прерий», смещаясь в сторону все большего формализма: крыша постепенно становилась более плоской, акцент со стен переносится на консольные плиты и на геометрический контраст между вертикалями и горизонталями.

Дом Роби, Чикаго, Иллинойс, 1909
Дом Роби, Чикаго, Иллинойс, 1909

В биографии Райта как архитектора большую роль сыграли выполненные им известные проекты нежилых зданий - Ларкин-билдинг в Буффало, штат Нью-Йорк, и Церковь согласия в Оак-парке, штат Иллинойс, где многократное повторение геометрических форм, словно взятых из детского конструктора, демонстрировало ненужность крыши как отдельного элемента.

Ларкин-билдинг, Буффало, Нью-Йорк, 1905
Ларкин-билдинг, Буффало, Нью-Йорк, 1905

В 1909 году Райт отправился в Европу, где проходили выставки его работ (раньше, в 1905 году, он посетил Японию). После возвращения, через год с небольшим, он начинает строительство дома-усадьбы Талиесин в родном штате Висконсин, на земле, которую он помогал обрабатывать в юности.

Читайте также: